15 февраля 2019 года мы будем отмечать тридцатилетнюю годовщину вывода советских войск из Афганистана. За эти 30 лет многое изменилось. Мы живем в другом государстве, с другим строем, другими символами и ценностями. Изменилось и отношение к Афганской войне и, хотя 30 лет назад это могло показаться странным, изменилось в лучшую сторону.
Возможно, тогда многие и не понимали, что происходило в Афганистане. Фраза «интернациональный долг», которая в конце 30 х годов, во времена нашей помощи испанской республике накануне войны с фашизмом, была совершенно естественной, в 80 х годах прошлого века стала слишком абстрактной. Думаю, многие родители вздохнули с облегчением, когда стало ясно, что их детей больше не пошлют на войну. Тогда мы еще не знали, что война только начинается. Выражение «мы вас туда не посылали» в те времена обыгрывалось в прессе, литературе и кинематографе, а отношение к ветеранам Афганистана было, я бы сказал, двойственное — вроде люди прошли войну и вызывали уважение, а вроде и непонятно, была ли нужна эта война.
Сейчас, по прошествии 30 лет, информации об Афганской войне появилось множество, уже особо и не скрывается, что американцы готовились в Афганистане к самым решительным действиям, и мы просто их опередили; уже понятно и никем не оспаривается, что страна стояла накануне хаоса, а юридически ввод войск был произведен безукоризненно, как в Сирию, — законное правительство страны попросило о помощи, и эта помощь была оказана.
До недавнего времени достаточно неохотно вспоминали, что мы выполняли в Афганистане не столько военные, сколько полицейские (в хорошем смысле этого слова) и хозяйственные функции: в стране был довольно быстро наведен порядок, за наше время пребывания было построено огромное количество мирных и военных объектов — дорог, больниц, жилых домов, ну и военных городков, разумеется тоже, страна превратилась во вполне цивилизованное и, я бы сказал, европейское государство. И не наша вина, что наши нынешние «партнеры» начали оказывать самую интенсивную помощь тогдашней афганской «демократической оппозиции». Именно тогда было создано и выращено то страшное явление, которое теперь называют исламским терроризмом.
А главное — мы на собственном очень горьком опыте ощутили, в чем отличие войны на дальних подступах от войны на своей территории. Мира вывод войск из Афганистана не принес, совсем наоборот — война пришла к нам. Потери от чеченской войны, раны от которой, к счастью, мы почти залечили, вполне сопоставимы с потерями афганской, а терроризм, который американцы собирались держать под контролем, как раковая опухоль распространился по всему миру — и те же США не остались в стороне. Есть разные версии того, что произошло 11 сентября 2001 года, но то, что это один из самых страшных терактов в истории человечества, и то, что от нашего ухода из Афганистана до взрыва башен-близнецов прямая дистанция, — это факт.
Напомню оценки военных: к моменту вывода наших войск в Афганистане, несмотря на все усилия оппонентов, было создано стабильное просоветское, или, теперь вполне можно сказать, пророссийское правительство, которое даже не нуждалось в наших солдатах, его достаточно было поддерживать экономически и политически, но даже этого не было сделано.
Наша армия не отступала в беспорядке, не бежала, не спасалась. Наших солдат не снимали с крыш вертолетами, как это было с американцами в последние дни войны во Вьетнаме. Мы уходили в строю, непобежденными. Очевидцы говорят, что, когда наши войска в строгом порядке покидали Афганистан, местные жители плакали: они понимали, что их ждет.
Вот цитата из не самого дружественного к СССР ресурса, из «Википедии»: «Талибы (движение «Талибан» — запрещенная в России организация. — Д.А.) взяли Наджибуллу в 1:30 ночи и убили в 4:30. Его подвергли пыткам и застрелили. Привязав тело убитого президента к джипу, талибы протащили его на расстоянии в 2 км до перекрёстка Ариана, находящегося возле президентского дворца. Они повесили изуродованное и окровавленное тело Наджибуллы и его брата Шахпура Ахмадзая за стальную проводную петлю на укреплённом КПП у ворот президентского дворца».
Мы ушли, бросив всё, что было создано такими усилиями и жертвами, оставив на произвол судьбы всех, кто нам верил. И ради чего? Не скажешь точнее таксиста из фильма «Брат 2»: «Чтоб тусоваться красиво!». И стоило только нам уйти из Афганистана, как туда тут же пришли американцы. Можно во многом обвинять Америку, но в отсутствии расчета американцев никак не заподозришь. Нам говорили, что война в Афганистане была «бессмысленной», но американцы сидят там уже вдвое дольше нас — причем в основном на наших базах, используя даже наши взлетные полосы, их военные потери давно идут на тысячи, а финансовые затраты, наверное, превзошло все затраты СССР на помощь союзникам в XX веке. И уходить из Афганистана США не собираются.
А все просто: свято место пусто не бывает. Откуда уходим мы, туда приходят наши партнеры. Мы ушли из Восточной Европы — теперь там базы и секретные тюрьмы американцев — почитайте, кстати, последние решения Европейского суда по этим тюрьмам — вот уж где «уважение» к правам человека в полный рост! Мы ушли из Афганистана — теперь там американцы, ушли из Украины и Грузии — теперь там американцы. Не секрет, что в Севастополе планировалась база США. Если бы мы ушли из Чечни, там были бы американцы. А если бы мы ушли из Владимирской области — они пришли бы и туда. Тогда, в те «перестроечные» годы, мы уходили отовсюду, бросали наших друзей, инфраструктуру, созданную за немалые народные деньги, отдавали за просто так огромное и с таким трудом созданное влияние.
Последствия вывода стали просто катастрофическими, и не только для нашей страны.
24 декабря 1989 года с подачи Горбачева, желавшего разделить ответственность с другими, было принято постановление второго Съезда народных депутатов, осудившее решение о вводе советских войск в Афганистан как «политически ангажированное и не оправдавшее себя в исторической перспективе». Теперь, как выясняется, с решением очень поторопились. Все, увы, оказалось совсем наоборот.
Но никогда не поздно восстановить историческую справедливость. И, похоже, что это наконец-то будет сделано. К 30 летию вывода наших войск Государственная Дума может принять постановление о том, что осуждение Съездом ввода советских войск в Афганистан было несправедливым. Проект такого заявления был одобрен на слушаниях с участием депутатов всех фракций.
В проекте заявления говорится, что решение принималось в полном соответствии с нормами международного права, а также согласно договору о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между СССР и Афганистаном, власти которого просили о прямом военной помощи — причем неоднократно.
На мой взгляд, если это решение будет принято, будет устранена великая историческая несправедливость. Никогда не поздно признать ошибки, особенно если за ними стоят человеческие судьбы. Необходимо поддержать ветеранов Афганской войны и семьи тех, кто погиб. И не только материально, но и морально — на государственном уровне подтвердить, что они защищали интересы нашей Родины и все делали правильно.
Тем более что явочным порядком из войны в Афганистане были сделаны очень серьезные выводы. Я даже представить не могу, чтобы ветеранам чеченской или нынешней сирийской войны посмели сказать: «Мы вас туда не посылали». А в Сирии, надо признать, операция проводится вообще другими методами, позволившими, извините за некоторый цинизм, минимизировать потери. Война — это всегда потери, но для военных война — это работа. И мне кажется, для военных гораздо важнее лицемерных стонов и крокодиловых слез признание, что их служба нужна Родине, что они делают важную и уважаемую работу, а их семьи в тех случаях, которые могут с военными произойти, не будут брошены.
Очень хотелось бы, чтобы решение Государственной Думы вышло за пределы просто официальных оценок — мы все в долгу у ветеранов этой войны, даже те, кто тогда этого не понимал. Теперь-то все понятно. Слава и благодарность тем, кто жив, вечная память тем, кто погиб. Это было не зря! И одного решения Думы мало! Чтобы рождались новые герои, нужно помнить и уважать прежних. Много ли вы знаете героев Афганской войны? А много ли снято героических, а не покаянных фильмов? Много ли спето песен, написано книг? Да почти совсем нет. Афганская война нуждается в реабилитации и героизации. Особенно с учетом той ситуации, которая складывается сейчас в мире да и непосредственно в том же Афганистане, куда в изобилии переместились разного рода недобитки из Сирии и Ирака. Герои Афганской войны, возможно, как никакие другие обделены вниманием, уважением, почестями. Не пора ли их воздать? Смело и решительно. Причем наши солдаты оставили в Афганистане о себе хорошую память, и афганцы сейчас этого не скрывают. Много ли вы знаете в истории случаев, чтобы местные жители относились к чужой воюющей армии с симпатией?
А там, глядишь, в наше практичное время будут пересмотрены и другие явно несправедливые и политизированные оценки — ведь далеко не все так однозначно было в Венгрии в 1956 году и в Чехословакии в 1968 м. Покаяние подчас бывает нужно на скамье подсудимых, но для страны, нации, как показывает исторический опыт, это не самое полезное чувство.