— Александра, скоро вы будете ежедневной гостьей во многих семьях. На экраны ТВЦ выходит второй сезон сериала «Анна-детективъ». Любопытно, что между сезонами прошло пять лет. Почему так много?
— Хороший сериал, как хорошее вино, требует выдержки... Но если серьезно, то актеры не в курсе, по каким причинам продолжение не снимается или снимается, но не попадает в эфир. В глубине души я надеялась, что в этой истории не поставлена точка, потому что финал первого сезона остался открытым. Не скажу, что мучилась ожиданием, скорее относилась философски: не будет второго сезона — значит так тому и быть.
Роль в сериале «Анна-детективъ» — особенная для меня. Первая, главная. Изначально сценарий был написан для полнометражного фильма, и моя героиня была совсем иной — внешне малопривлекательная, полненькая, неуверенная в себе юная девушка со сложным отношением к миру. Затем некоторые линии ушли, Анна получилась другой. Нам с ней пришлось вместе взрослеть, ведь с момента первых проб и до начала съемок прошло немало времени. Сначала была снята «пилотная» первая серия, и лишь через полтора года мы приступили к основным съемкам. За это время я успела побывать замужем и родить дочь. Так что на площадку первого сезона «Анны-детективъ» приехала кормящей мамой. Зрители пишут: «Куда же исчезла ваша милая детская пухлость из первого сезона?!»
Именно после роли Анны меня стали узнавать. Хотя не все. Исторический костюм и прическа меняют образ, согласитесь. Были смешные случаи, когда утром, приходя на съемочную площадку в своей одежде, я здоровалась с членами группы и в ответ слышала сдержанное: «Здравствуйте...» А потом неслось: «Ой, Сань, это ты?!»
Любопытно складывается моя киношная биография: многие значимые роли случились именно в исторических фильмах. Это и «Султан моего сердца», и «Годунов».
— Сериал «Анна-детективъ» мистический. А попали вы в него обычным путем или как-то необычно?
— Я была студенткой второго курса театральной академии в Санкт-Петербурге, когда меня пригласили приехать на кастинг в Москву. Как нашли, понятия не имею. Вероятно по старой анкете, которая была на одном киношном сайте еще с детских лет. В четырнадцать я сыграла в фильме по повести Крапивина «Трое с площади Карронад». Тогда меня выбрали из десятка севастопольских девчонок. Именно во время тех съемок я безусловно и безоговорочно влюбилась в кино. Любопытно, что когда раздался телефонный звонок от кастинг-директора «Анны-детективъ», я засомневалась в целесообразности поездки. На тот момент для меня было непростой историей вдруг сорваться в Москву посередине учебного процесса. Но как я счастлива, что семь лет назад сделала это!
Помню, как мучительно решала, в чем поехать. В итоге выбрала колючее серое платьице простой вязки ниже колена, кажется, носила его еще в школе... В поезде заплела на ночь косички, чтобы приехать с волнистыми волосами. Сейчас смотрю на себя в первом сезоне и удивляюсь: кажется, это было в каком-то другом измерении.
На пробах, как ни странно, не волновалась. Сыграла сцену с дядюшкой (актер Борис Хвошнянский. — Прим. ред.) и уехала, даже не погуляв по Москве. Но тот день помню отчетливо. Вернее свои ощущения. Утром, когда поезд прибыл на Ленинградский вокзал, светило яркое солнце, что для жителя Петербурга уже подарок. Как в том анекдоте: «Мальчик, а у вас в Питере вообще солнце бывает?» — «Откуда я знаю? Мне всего шесть лет». Я вышла в город, посмотрела на часы и поняв, что есть еще минут сорок, пошла пешком. Здание, где проходили пробы, нашла легко, даже не заблудилась, хотя вообще-то всегда плохо ориентируюсь. А дальше, когда вошла в павильон и меня посадили на грим, вдруг возникло стойкое ощущение чего-то родного, будто этих людей знаю давным-давно. Мои! И материал показался «своим», не было вопросов как играть... Только «по любви»!
— Исторический грим какое произвел впечатление?
— Поскольку я играла юную девчонку, грим был «прозрачным». Вроде есть и над ним долго колдовали художники, но настолько незаметный, что создавалось абсолютное ощущение юной особы из XIX века!
Когда перевоплощение случилось, я была поражена: будто перенеслась лет на двести назад. И знаете, ощущения были волшебными: появилась неспешность, вальяжность... Само по себе исчезло желание куда-то нестись и делать сто дел одновременно, что свойственно современным девушкам.
— Ваша героиня голубых кровей, она дворянка. Потребовались уроки хороших манер: как сесть, как спинку держать?
— Исторические платья такой жесткой конструкции, что спина сама держится идеально ровно. Не хочется заваливаться, закидывать ногу на ногу. В кино существуют так называемые вызывные листы, где для режиссера и съемочной группы прописывается тайминг: сколько времени закладывается на грим, на костюм, на обед и так далее. Так вот, если гримируют около часа, то одно платье несколько костюмеров надевают примерно тридцать минут! Немыслимое количество крючочков, завязочек, нижних юбок... Согласитесь, в XXI веке сложно позволить себе такую роскошь. Самые непростые дни — финальные, когда требуется доснимать сцены из разных серий. Бывает около шести и более переодеваний, как мы говорим «перекостюмов». От этого занятия устаешь гораздо больше, чем от самой работы. Что касается манер, у меня была книга «Русские традиции». В ней в том числе рассказывалось о том, как барышни себя вели. Например листали книгу, взявшись за верхнюю часть страницы. Ни в коем случае не за нижнюю! А еще никогда не выходили из дома без шляпки и перчаток. Это считалось вызовом обществу. Но поскольку в первом сезоне моя героиня эдакая провинциальная «эмансипе» — она легко нарушала этикет и даже с некоторым удовольствием эпатировала публику.
— Саша, а вы в мистику верите? Ваша Анна — медиум, с душами умерших общается...
— Эта тема востребована, не зря же разные битвы экстрасенсов шли с высокими рейтингами. Но мне лично она неблизка. Вспомнила забавный случай. Мы снимали в Горках Ленинских, именно в том доме, где в последние годы жил вождь мирового пролетариата. Ко мне подходит режиссер и говорит:
— Сейчас будет сцена, где ты вызываешь дух Владимира Ильича.
— Что?! Ленина?!
— Да нет, зачем Ленина, артиста нашего... Знакомься, Владимир Ильич, играет духа.
— Любопытно, как вы восприняли себя на экране, когда вышел первый сезон? Все же отсутствовал профессиональный опыт...
— Ну чего вы хотите? Я была в восторге. Феерические впечатления: главная и уже любимая роль, красивые исторические костюмы, интерьеры, а ты сама все еще студентка, пусть даже и последнего курса.
— Правильно я понимаю, что роль в «Анне-детективъ» кардинально изменила вашу жизнь? Ведь из-за съемок вы навсегда перебрались в Москву.
— Да, так и получилось. Я долго не раздумывала о переезде. Москва с того самого дня, когда я приехала на пробы, показалась родной, уютной. Первый год я гуляла по центру с улыбкой.
Как уже сказала, в Питере училась в театральной академии (бывший ЛГИТМиК. — Прим. ред.), а в столице перевелась в институт имени Щепкина. Удивительно, но Питер на время ушел из моей жизни. Я прожила в нем пять лет и после отъезда в Москву больше там не появлялась. Хотя сейчас меня очень тянет туда, просто пройти по улицам. Жду, когда Аня, дочь, еще немного подрастет, тогда и поедем исследовать город, в котором она родилась.
— А мне удивительно, что вы назвали дочку Анной. Именем, которое вам принесло актерскую популярность.
— Это мистическое совпадение. Я назвала дочь Анной не в честь роли, просто однажды, когда была в положении, спросила себя об имени ребенка и словно услышала ответ... Кстати, в моей фильмографии три следующие главные роли тоже Анны! И при новых знакомствах случается, что люди называют меня Аней, а не Александрой.
— Многие актеры интересуются психологией, чтобы лучше понимать своих героев, их поступки. А вы?
— Я не исключение. Для меня психология — это некий ключ к себе, к роли, к людям. Было время — я вынашивала мысль о получении второго образования. Потом осознала, что пытаясь сыграть другого человека, требуется подключать чувства, а не голову, ощущать чужое состояние, а не объяснять его себе и зрителю.
— А в общении с мужчинами, когда что-то идет не так, вам свойственно «докапываться», выяснять отношения?
— Нет, я скорее обдумаю все молча, оценю собственные ощущения и приму решение. После этого вообще уже не вижу смысла что-то выяснять. Я не гонюсь и за количеством друзей, ценю тех, с кем возникает настоящее взаимопонимание, душевность. Для мегаполиса это роскошь. Здесь люди в основном ориентированы на успех, достижения или даже достигаторство... В Москве у многих нет времени дружить, да и слишком энергозатратным это оказывается. А вот «поддерживать контакт» научились многие, это выгодно. Первое время после переезда в Москву я удивлялась тому, что люди из одного многоквартирного дома не общаются между собой. Часто они даже незнакомы... И я так теперь живу. В пору моего детства, в Севастополе, мы с подружкой бегали друг к другу в гости, ходили по соседям, играли у кого-то дома. Сейчас мне такое не представляется возможным. Часто даже близкие люди выбирают не живой разговор, а обмен звуковыми сообщениями в мессенджерах. Когда я снималась в «Султане моего сердца» и жила в Стамбуле, была поражена этими невероятно открытыми, улыбчивыми людьми и именно там многое поняла про наш менталитет... Боже, как мы закрыты друг от друга!
— Мы все о работе говорим... А у вас ведь растет дочь, в мае ей исполнится шесть лет. Как справляетесь с ролью матери, Саша?
— Несмотря на то что очень люблю профессию, безмерно счастлива быть матерью. Я родила довольно рано, в двадцать два года... Сейчас немногие девушки на это решаются, откладывая рождение детей на «после тридцати». У каждой женщины свой путь, никому не навязываю свое видение мира. Но понимаю, что без материнства я бы глубоко страдала, не ощутила многих важных вещей и наверняка была бы крайне инфантильной. Аня — мудрая девочка. Как-то ехали с ней в машине и она вдруг говорит: «Мама, никто не лишает тебя свободной воли».
Я удивилась, почему пятилетний ребенок вообще такое сказал, а потом подумала и поняла: почему мне и почему сейчас. Видимо, это правда, надо помнить и о себе самой.
— Что выберете: свидание или вечер с дочерью?
— Ну и вопрос... Все зависит от нюансов. Но если глобально, то уверена, что можно успеть и то и другое. Для того чтобы быть счастливым, необязательно чем-то жертвовать, выбирая «или — или». Ребенку важно видеть рядом счастливую мать, ведь это определяет и его будущие ощущения во взрослой жизни.
Как ни странно, но время карантина вспоминаю с удовольствием. Несколько месяцев не расставались с дочерью 24/7, и это стало для меня настоящим подарком. Мы оказались в полном распоряжении друг друга! Я научила ее читать, а себя наконец-то печь блины. Мы много гуляли, разговаривали. Были и определенные трудности, ведь дома хочется быть всегда милой и ласковой, но с детьми иногда ты просто обязан «работать» строгим контролером.
— Когда девочка вырастает, то, как правило, живет по сценарию, написанному матерью. Что вы транслируете дочери?
— Что мир хороший и добрый, что всегда есть чему порадоваться. Например упал солнечный лучик на лицо — ощути это как благо, как радость. Учу быть благодарной за прожитый день, за все события. Я за многое благодарна жизни. Например за то, что родилась у моря, в солнечном городе. Родителям — за любовь и поддержку. Любому человеку требуется опора. Мама с папой никогда не отговаривали от принятых мной решений. В театральный? Давай! В Москву? Молодец! Беременна? Вот с этим сложнее. Мама, узнав, воскликнула: «Какой ужас! Я что, стану бабушкой? Но мне же только сорок четыре!»
Самое интересное, что меня она родила тоже в двадцать два. И ее мама, моя бабушка, в том же возрасте. Прошло время, и мама теперь страшно гордится тем, что у нее уже большая внучка и что на детской площадке многие принимают ее за мамочку.
Я благодарна судьбе еще за то, что она исполняет мои заветные мечты. В четырнадцать решила стать актрисой, но не знала КАК. Все произошло будто бы само собой. Путь не был физически легким, но с позиции сегодняшнего дня — нетрудным.
— А что было тяжело?
— Ну, например, первые годы в Петербурге денег хватало лишь на самое необходимое. Я покупала продукты, точно высчитывая, сколько могу позволить себе котлет в месяц. И сколько половников супа следует налить в тарелку, чтобы сразу все не съесть.
— Саша, будет прилично, если я спрошу, зачем вы постриглись?
— Я понимала, что многие спросят, зачем обрезала «такую красоту». Так и получилось — вот и вы спрашиваете. Я безумно хотела стрижку еще с проекта «Давай найдем друг друга». Физически ощущала радость от предчувствия, что еще немного — и отрежу волосы. И вот когда оставался один съемочный день, грянул карантин, а потом сразу начались съемки «Анны-детективъ».
И все же я все идеально продумала, принялась уговаривать продюсера и сценариста написать сцену, где героиня сама себе отрежет волосы перед зеркалом. Все со мной согласились, но из-за того что снимали не хронологически — поняли, что не сойдемся по монтажу. И сцену со стрижкой удалили... Кстати, во время съемок первой части «Анны-детективъ» я тоже обрезала волосы. Причем прямо на съемочной площадке, как только прозвучало: «Съемки окончены, всем спасибо». В этот раз буквально на следующий день после окончания съемок побежала к мастеру.
— Саша, давайте о мужчинах поговорим. Ваше сердце сейчас свободно?
— Да...
— Почему многие актеры говорят, что ни за что не женятся на артистке?
— А они так говорят?! Ну и... дураки! Смешно, но актрисы часто говорят то же самое: замуж только не за актера! В этом есть доля шутки, но существует и правда жизни. Два актера редко уживаются. Потому что идет неосознанная борьба за внимание к своей персоне, каждому хочется заполнить собой все пространство вокруг. Актеры тщеславны, это не секрет. Часто вижу, как наше поведение напоминает детскую борьбу за лидерство в песочнице. Дома же хочется быть нежной и расслабленной и не состязаться ни с кем, тем более с любимым мужчиной.
— С вами можно познакомиться в соцсети?
— Вряд ли... Тем более что в Cети люди демонстрируют лучшую версию себя. Когда впервые видишь «своего» мужчину, должна искра вспыхнуть, огонек загореться. Самые важные люди всегда появляются в нашей жизни внезапно, я в этом уверена. Мне по душе случайность и искренность, а знакомиться в соцсети — это скучно и странно.
— Если Саша Никифорова была бы вашей подружкой, как ее описали бы?
— Она мудрая, спокойная и внутренне интересная. Я сама хотела бы такую подругу, откровенно говоря.
— Саша, есть ли у вас свой собственный рецепт успеха?
— Радоваться жизни и ничего специально не ждать! Когда придаешь излишнюю значимость чему-либо — карьере, отношениям — тем хуже. Ты перестаешь развиваться. По моим наблюдениям, в сильном ожидании мы начинаем «фонить», транслируем во Вселенную только свое неудовольствие: «Эй, мир, ты мне задолжал!» И получаем в ответ бо?льшие проблемы для того, чтобы понять: «Ой нет, верните мне «вчера», все было неплохо». Расскажу недавний забавный случай. Гуляли с дочкой по городу, и она побежала к газетному киоску что-то посмотреть. Я подошла, увидела номер «Каравана историй». Купила и вдруг подумала: «Давно у меня не было обложки в этом журнале». И все, желание улетело в космос, потому что я о нем забыла. А через три дня вы мне позвонили.
Вообще, я очень люблю мечтать! Сажусь и давай представлять, будто что-то хорошее уже произошло: «Я счастлива и спокойна... Вокруг меня мудрые глубокие люди». Еще приятнее мечтать где-нибудь на море. Главное, чтобы никто не отвлекал, не дергал. Сформулировали желание, расслабились и отпустили...
— О какой-то определенной роли мечтаете?
— Я уже справилась с ролями хороших девушек, пора играть плохих! Очень хочу сыграть дерзкую шпионку, например Мату Хари как минимум.
— Когда на экраны вышла российско-турецкая мелодрама «Султан моего сердца», случилось массовое помешательство! По моим ощущениям, большая часть женского населения страны обсуждала этот сериал. Почему, как вам кажется? Вроде проблемы героев так далеки...
— А вы видели исполнителя главной мужской роли — Али Эрсана Дуру? Тут вопросы излишни: невероятный красавец, к тому же его герой благороден и справедлив. Предел женских мечтаний! Людям не хватает сказки, чуда. Пусть даже эти чудеса происходят в иллюзорном мире, на экране.
— Ради роли вам пришлось выучить турецкий язык. Это меня потрясло! Помогло то, что ваш партнер не говорил по-русски?
— С ним мы общались по-английски, для скорости. Каждый день мне выдавали листов десять формата А4 с новым текстом, и мы с Глашей Макаровой, моим учителем турецкого, садились «за уроки». Она живет в Стамбуле, прекрасно знает язык и меня обучила «под ключ» прямо к съемкам. Глаша делала мне подстрочный перевод для каждого съемочного дня, чтобы я понимала, о чем любое конкретное слово, которое я произношу. Просто зубрить было бы бесполезно. Помогала еще Озге Озкаплан (исполнительница роли Айпери. — Прим. ред.), она играла мою подругу. В перерывах разговаривала со мной по-турецки, медленно, четко проговаривая звуки, в обмен я учила ее русским словам. Смеялась, когда слышала из уст турецкой актрисы «Маладетс, вазьми с полки пиражок!», но еще лучше ей удалась цитата из «Евгения Онегина»: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей...»
Кстати, многие турки знают Пушкина. Однажды Али сказал, что хотел бы прочесть «Евгения Онегина»... Конечно, именно эту книгу я подарила ему на день рождения. Не так сложно оказалось найти «Онегина» в турецком переводе, но вот как подписать без орфографических ошибок?!
В сериале двадцать четыре серии, в каждой я говорю на староосманском языке. Забавно, что позже мне самой потребовалось переозвучить себя же на русский.
Конечно, без практики любой навык уходит и турецкий язык стал забываться. А жаль! Ощущение, когда говоришь на новом для себя языке, волшебное! Однажды в Стамбуле я купила пластиковый чемодан. После первого же перелета он был весь в пробоинах и изрядно помят. Так вот, когда в магазине его отказались заменить, я возмутилась, начала спорить и ругаться. Минут через десять до меня дошло, что делаю это по-турецки! Это был прорыв! Я свободно заговорила. Чемодан, правда, так и не поменяли.
В Москве история продолжилась. Как-то мне потребовалось заменить окно в детской, и после окончания работ я попросила дворников вынести мусор. Они при мне заспорили, кажется по-азербайджански: сколько бы с меня взять?
Языки очень похожи, я все поняла и сказала им на турецком: «Ребят, ну вы поскромнее, пожалуйста». Видели бы вы их лица!
— Когда последний раз вы ощущали себя счастливой, Саша?
— Недавно, когда выпало три свободных дня. Никуда не надо было бежать, вообще никаких обязательств, планов. Я легла на диванчик, укрылась пледом, взяла в руки «Прощай, оружие!» Хемингуэя. Но... Через пару дней захотелось красиво одеться, накраситься и куда-то выйти. Получается, что счастье — это по сути миг, проведенный в полной гармонии.
— Психологи часто интересуются любимой сказкой клиента, чтобы понять его внутренний мир. Какую любите вы?
— «Красавица и чудовище». Не знаю почему. История мне кажется занятной. Девушка полюбила чудище и силой своих чувств превратила его в прекрасного принца. Но интереснее другая версия: а может быть, чудовище — это ты сама? Ведь в любом человеке сочетаются хорошее и плохое, свет и тень. Выходит, что эта сказка о любви к самому себе, о полном принятии себя.