— Это было очень забавно, учитывая, что у меня особо не было опыта в фильмах приключенческого жанра. А это ведь трюки, соответствующий антураж, в определенной степени достаточно яркая психологическая характеристика персонажей, почти без развития, но там стоят свои задачи. Поэтому это было ново и интересно. Мне очень хорошо работалось с режиссером Глебом Орловым, а еще лучше с моими партнерами Тихоном Жизневским, Дианой Пожарской. Для меня они, конечно, молодые коллеги, а вообще они артисты, которые уже давно состоялись и имеют свое пространство.
— Съемки проходили в красивых местах — в Кирилло-Белозерском монастыре под Вологдой, в Ненецком автономном округе, в окрестностях Московского Кремля. Вас что-то в этих поездках впечатлило?
— За последние 40 с лишним лет я объездил очень много разных мест в нашей стране, поэтому тут я просто в очередной раз наслаждался потрясающей красотой русских пейзажей.
— Вы играете одержимого историей профессора, а каким вы увидели своего героя, каким вам хотелось его показать? И часто ли вы встречали в своей жизни людей, по-настоящему одержимых своей профессией?
— Вы знаете, каким мне хотелось, таким я его и показал, так что приходите в кино и смотрите. А что касается второй части вопроса, да, мне везло, и я по жизни много раз встречал людей, которые профессионально занимаются своей работой и посвящают этому все свое время, нервы, силы, душу. Мне везло на таких людей, такими были мои учителя по моей непосредственной специальности, ну и вообще я все-таки стараюсь себя окружать людьми профессиональными.
— А вас можно назвать одержимым своей профессией?
— Я бы хотел, чтобы меня называли таким человеком.
— Вы сказали, что вам везло на профессиональных людей и такими были ваши учителя. А кого назовете главными учителями на жизненном пути?
— На самом деле, таких людей было много, но если определять какие-то ключевые вехи, то в юности это без сомнения Михаил Александрович Ульянов, Олег Павлович Табаков, Авангард Николаевич Леонтьев. И этот список можно продолжить. Ну и в последующий период, когда я начал профессионально заниматься актерской профессией, я встречал высокопрофессиональных людей старшего поколения. Снимался почти со всеми ведущими артистами советского кино — Олегом Ивановичем Янковским, Зиновием Ефимовичем Гердтом, Александром Александровичем Калягиным, Роланом Антоновичем Быковым и многими другими. И практически у каждого из них я чему-то учился.
— Вас привыкли видеть в большей степени в других жанрах — боевик, триллер, криминальная драма, а тут приключения, фильм для семейного просмотра с детьми. Вы рады подобным предложениям? Недавно у вас ведь еще одна сказочная история вышла — «Красная Шапочка»…
— Вы перечислили почти все жанры, и мне действительно везло, я снялся более чем в 200 фильмах, поработав в большом разнообразии жанров. В определенной степени я являюсь товаром на этом рынке, хотя мне не очень нравится называть то, чем я занимаюсь, именно такими словами. Но, тем не менее, положа руку на сердце, я прекрасно понимаю, что целевая аудитория у каждой картины своя, а моя задача сделать так, чтобы моя актерская жизнь продолжалась, и для этого мне нужно покорять новые зрительские аудитории. Именно поэтому я стараюсь сниматься в разножанровых картинах.
— Сейчас много говорят о необходимости возвращения на экраны жанра фильма-сказки. Как считаете, его не хватает нашему кинематографу?
— Если сравнивать с советским временем, когда сказок действительно снималось очень много, и у нас была целая киностудия детских и юношеских фильмов имени Горького, то сейчас у нас, конечно, большой дефицит российского кино для детско-юношеской аудитории (лет, пожалуй, от 12 до 22).
— Ваша профессия, наверное, одна из самых сложных в силу подверженности рефлексии, сомнениям относительно себя. С годами и опытом с этим становится проще? Никогда не было разочарования в профессии?
— С опытом, без сомнения, становится проще и легче, как и с любым делом, которым человек занимается много, долго и настойчиво, в конце концов у него начинает получаться все лучше и лучше. Это, примерно, как качать мышцы. За последние 40 лет были и разочарования, и желания уйти из этой профессии, и даже попытки это сделать. Но тем не менее судьба распорядилась так, что я в профессии остался и продолжаю ею заниматься. То, чему я научился, не предполагает профессионального складывания. Так сложилась моя жизнь, и надо сказать, сложилась весьма неплохо, потому что я востребован, каждый год выпускаю какие-то картины, которые смотрит самый разный зритель. И мне хочется верить, что этого зрителя достаточно много.
— В прокате сейчас не много новых релизов, но зато стали прокатывать классику. А вы пересматриваете старые фильмы? Можете посоветовать от себя что-то читателям?
— Дело в том, что я был воспитан на советском кино, и продолжаю оставаться поклонником фильмов, которые любил в молодости. И когда, переключая каналы, я случайно попадаю на какую-то из таких картин, я стопорюсь и смотрю до конца, хотя знаю все их наизусть. Я понимаю, что у каждого поколения есть свой список картин, которые попали в душу, помогли сформироваться человечески, эстетически и нравственно. И эти картины остаются с нами на всю жизнь. Новое поколение находит новые фильмы, поэтому рекомендовать тут что-то конкретное бессмысленно. Надо просто смотреть кино, смотреть до конца, если нравится, и выключать, когда не нравится, находить новое. В любом случае маятник своего восприятия нужно раскачивать как можно мощнее и шире, чтобы интересов было больше, и больше приходило понимания. Потому что именно через кино, через литературу, проживая выдуманные истории с выдуманными персонажами, человек может понять, кто он на самом деле, и что его связывает с этим внешним миром. У меня список этих картин огромный и называть выборочно какие-то конкретные не имеет смысла. Поверьте, каждый год появляется 20-30 фильмов, которые имеет смысл смотреть обязательно. У меня не получается смотреть все, но я верю профессионалам, которые смотрят кино со знанием дела —обозревателям, кинокритикам. Так что надо пытаться смотреть хотя бы те, что появляются.
— Как физическая пища влияет на организм, так и духовная необходима душе. А что вас в этом смысле питает, что для вас важно?
— Путешествовать я не люблю, а люблю читать книги, смотреть кино. Конкретные опять же не назову вам, стараюсь читать все то, что появляется у нас на книжном рынке.
— Вы не ностальгирующий человек?
— Как и все люди, я ностальгирую по тем мгновениям, часам, неделям, когда я был счастлив.
— Состояние счастья для вас связано с семьей?
— Да, конечно. Я живу ради Маши и детей.
— Как с годами трансформируются чувства?
— В мировой литературе огромное количество томов, романов, фолиантов, написанных на эту тему. Поэтому я не смогу вам тут ответить в двух словах.
— Вы всегда с такой нежностью и любовью говорите о своей жене Маше, что кажетесь тем счастливым исключением, чью семейную лодку миновали все кризисы и проблемы семейной жизни, это так?
— Да, мне с женой повезло. Мне вообще повезло. Повезло с женой, с детьми, с биографией, с карьерой моей актерской, скажем так. Потому что из более чем 200 работ, в которых я принимал участие, есть картины, которые имеет смысл пересматривать.
— Обычно, когда дети взрослеют и покидают отчий дом, у родителей возникает вакуум, довольно сложный период. Как вы это пережили?
— А у меня никто еще не покинул отчий дом, все рядом. Мои дети, без сомнения, уже молодые люди, у меня даже есть внучка, но поскольку мы живем вместе, я не могу сказать, что покинут детьми.
— Писали, что ваш старший сын Данила заканчивает киношколу, значит, он решил пойти по вашим стопам? Как восприняли его решение стать актером?
— Да, сын заканчивает университет, но он не выбирал для себя актерскую профессию и никогда не собирался быть актером. Данила заканчивает продюсерский факультет. Поэтому, Бог даст, у него будет скорее экономическое образование, и совсем не факт, что он будет работать в кино. Полученные им знания позволяют заниматься любым делом, связанным с организаций какого-либо производства.
— Насколько вы влияли на выбор будущей профессии своих детей?
— Я не особо влиял, мы просто разговаривали на эти темы. Но мои дети, к сожалению, тут надо сказать честно, в юности и к окончанию школы не продемонстрировали ярко выраженных способностей к той или иной профессии. То есть они не сказали, например: «Пап, я буду заниматься биологией, потому что мне это очень нравится и я мечтаю стать биологом».
— А младший сын Степан в чем себя нашел?
— Младший сын Степа очень неплохо рисует, он с детства занимался в разных художественных кружках, назовем это так. Потом он год учился в арт-академии. Но ковид внес свои коррективы, поскольку обучение шло онлайн, по зуму. И в отличие от математики, например, обучение искусству предполагает все же личный, тактильный контакт с педагогами, с однокурсниками. Поэтому далее сын поступил в МАРШ — архитектурную школу, но тут тоже есть свои проблемы и сложности, и пока обучаться он еще не начал. Но сын, по крайней мере, изъявляет конкретное желание быть архитектором. А там посмотрим, что из этого получится, что нам жизнь предложит. Пока она, к сожалению, предлагает не самые комфортные условия для выбора пути.
— В нашем прошлом интервью вы сказали, что главное, о чем мечтаете, — гордиться детьми. Можете сказать, что уже испытали это чувство благодаря своим детям?
— Как и все родители, я хотел бы гордиться своими детьми. Но это же не статичная, а достаточно динамичная ситуация. Я уверен, что все в какие-то мгновения гордятся детьми, а в какие-то мгновения испытывают разочарование, раздражение. Повел себя твой ребенок красиво, порядочно, достойно, ты радуешься этому, гордишься им. Сделал какую-то гадость — тебе горько.
— Еще в нашем прошлом интервью вы рассказывали: «Дочь Даша подарила мне внучку Агату. И это была высшая точка моего счастья и восторга, который я испытал за последние несколько лет. Жаль, что пока недолго удалось побыть рядом с ней, подержать на руках, но все еще впереди». Предположу, что теперь вы Агату не выпускаете из рук, когда находитесь вместе?
— Да, я дедушка, абсолютно сошедший с ума от любви к своей внучке. Хотя моя внучка очень непростая девочка, с весьма вредным и не терпящим несогласия характером. Но я схожу с ума от нее и превращаюсь просто в медузу, когда она на меня смотрит. Точнее, когда обращает на меня внимание, в те моменты, когда Агате что-то от меня нужно.
— 26 октября Агате исполнится четыре года, а что она любит в своем возрасте?
— Агата любит сладкое и красивых кукол!