«Много писали разных гадостей, выдвигались версии моего появления в популярных проектах... Но мне не было обидно, я думала, что, наверное, успех — вот он всегда такой», — рассказывает актриса Анастасия Уколова.
— Если верить Интернету, я дочь продюсера. (Улыбается.) Помню, я звонила папе в Пятигорск, он был в тот момент на рыбалке. Но мне нужно было его предупредить: «Папа, ты не удивляйся, но я дочь продюсера, очень богатого продюсера». Много писали разных гадостей, выдвигались версии моего появления в популярных проектах, но нигде не упоминалось о моих актерских способностях, целеустремленности, упорстве и везении. Некоторым людям это трудно принять, вот и пишут в Интернете всякое. Но мне не было обидно, я думала, что, наверное, успех — вот он всегда такой.
— Я ходила на все кастинги, куда меня приглашали. Помню, очень радовалась, что мне вообще дают шанс попробоваться. Ведь после института я думала, что все делаю не так, что нет во мне никакого таланта. Во многих театральных вузах студентам говорят, что они все делают плохо, чтобы мотивировать их. Со мной это не работало. И когда мне говорили: «Плохо играете, плохо поете, плохо читаете», это меня ничуть не вдохновляло, скорее наоборот. А когда меня стали приглашать на пробы, я думала: это странно. Хотелось спросить: «Вы меня не перепутали, случайно, с другой актрисой?» А потом мне позвонил агент и говорит: «Тебя утвердили в «САШАТАНЯ», тебя утвердили в «Молодежку» и тебя утвердили в «Деффчонок». Что будем делать?» Я говорю: «Будем везде сниматься». — «А как?» — «А я не знаю». И вот несколько месяцев я снималась в «Молодежке», «САШАТАНЯ» и «Деффчонках» одновременно. Этот период своей жизни я практически не помню, только моментами. У меня были тетрадки по каждому проекту, в которые я записывала сюжет, сцены, черты характера каждой героини, что и как происходит в каждом сериале. Иначе я могла все перепутать. Я долго к этому шла, и хотелось ухватить все и сразу. Ничего не упустить.
— И как вас приняли в этих уже сложившихся коллективах суперпопулярных проектов?
— В «Деффчонках» не могу сказать, что все бросились со мной дружить. Меня очень поддержала Полина Максимова, мы с ней общаемся до сих пор. Я играла ее младшую сестру. Я думала, что Полина высокомерная девчонка со звездной болезнью. А оказалось, что она самый дружелюбный человек на площадке. Это был особый опыт, школа выживания в женском коллективе. А вот в «Молодежке» меня на удивление хорошо приняли. До сих пор классно общаемся со всей группой. И когда я пришла в «САШАТАНЯ» — сразу попала в семью.
— А какой проект вселил в вас уверенность, помог избавиться от ощущения, что вы все делаете плохо?
— Фильм «Громкая связь» от кинокомпании «Марс Медиа» и «Квартета И». Алексей Нужный много со мной работал не только как режиссер, но и как психолог. Он мне говорил: «Насть, все хорошо делаешь, давай так сделаем: тут чуть меньше эмоций, давай тут чуть ярче». Очень интересно было вместе с Алексеем придумывать какие-то черты персонажу, детали, чтобы каждая молодая девушка могла узнать в Кате себя, поделиться через героиню своими личными переживаниями...
— А ваши партнеры из «Квартета И» вас поддерживали? Вы ведь к этому времени уже играли с ними в одном театре…
— Да, это забавная история: я работала с ребятами уже третий год, мы хорошо общались, дружили, но они меня не позвали на кастинг в свой фильм. И я им никогда этого не прощу. (Улыбается.) Ребята меня не рассматривали как серьезную актрису. Ну вот играю небольшие роли у них в театре — и все. И тут я попала в «Громкую связь» — случайно, как и все в моей жизни. Актер Сема Трескунов снимал тизер для будущего фильма и пригласил меня в нем сыграть. Этот тизер увидела Лариса Блажко, продюсер фильма «Громкая связь», и показала его Леше Нужному. Я ему понравилась, и меня пригласили на пробы. Я пришла и сильно удивилась, что этот фильм сопродюсирует «Квартет И». И сразу возник вопрос: чего это меня там нет? Хоть бы дали шанс! (Улыбается.)
Вот тут-то мне по-настоящему захотелось получить эту роль и все всем доказать! Помню, как на первых пробах с Лешей Барацем я очень переживала, нервничала. А ведь мне это не свойственно. Обычно прихожу на кастинг и вообще не волнуюсь, не стесняюсь, наоборот, получаю удовольствие, воспринимаю все как тренинг. Вот завтра у меня три кастинга — утром, днем и вечером, и у меня нет никаких переживаний. Наоборот, я с вечера думаю: так, на этот кастинг я возьму этот наряд, на второй — тот, а на третий — добавлю вот эту деталь. Очень важно произвести впечатление, чтобы тебя запомнили.
Самое интересное, что в мире кино все между собой дружат, но, как правило, ты снимаешься не у тех режиссеров, с кем общаешься. Я думала, что в итоге меня не возьмут, потому что хотели девушку постарше, я все-таки очень молодо выгляжу, и Леша Барац намного старше меня. По идее-то, мне двадцать пять, и я могу быть молодой женой, но в кадре я выглядела моложе. В конце концов Леша попросил меня похудеть к проекту, чтобы у меня впали щеки. И прямо до последнего я не была уверена, что меня возьмут. Зато потом на съемках ко мне уже подходили Слава Хаит и Леша Барац и говорили: «Ну да, нормально, ничего, мы думали, не справишься, но ты молодец».
— Как вы попали в театр «Квартет И»? Вы же сначала служили во МХАТе имени Горького…
— А до этого немного поработала в Малом театре — сразу после института. Но когда ты работаешь в таком консервативном театре, как Малый или МХАТ, там нужно находиться с утра до вечера, для кино времени не остается. А мне хотелось сниматься в кино. Да и формат немного мне не подходил, я чувствовала, что это все не мое. И как только меня утвердили в первый проект — «Дед Мороз. Битва Магов», я сразу же ушла из театра. На съемках я познакомилась с Таисией Вилковой, а она в тот момент вводилась в спектакль «Квартета И». Но у Таси была очень сильная занятость, она много снималась и снимается сейчас. И вот она предложила: «Настя, сходи, попробуй, вдруг тебя возьмут». Она искала девочку, которая могла бы ее заменить, быть во втором составе. Я это буду помнить всегда. Когда мне кто-то помогает, я очень благодарна. Тася меня порекомендовала, я прошла кастинг, и вот ребята меня взяли. Какое-то время мы с Тасей играли в разных составах, но потом она начала сниматься в большом проекте, и я осталась одна.
— Настя, как вообще возникла идея стать актрисой? У ваших родителей, насколько я знаю, нетворческие профессии?
— Нет, вообще не творческие. Мама работает администратором в отеле в Пятигорске. У папы небольшой бизнес. А бабушка — заместитель директора музыкальной школы, преподавала игру на фортепиано, музыку. И все детство меня насильно круглосуточно держали в музыкальной школе. Я была уверена, что буду певицей, потому что вся моя жизнь была связана с музыкой. Мы постоянно ездили на какие-то музыкальные конкурсы: по фортепиано, по вокалу. И я везде побеждала. Я много пела и с джаз-бандом, и с джаз-оркестром. Но к пятнадцати годам мне это уже стало надоедать. И тогда я усиленно занялась танцами. А в одиннадцатом классе решила, что буду актрисой, поеду поступать в театральный институт. Я приехала и, на удивление, с первого раза поступила в Щепкинское училище и во ВГИК.
— Но как же вам удалось так легко поступить?
— Всей семьей мы выбрали мне платье для прослушиваний. Совершенно дурацкое, из серии: я маленькая девочка, приехала поступать. Ведь как должна выглядеть девочка, которая идет в театральный институт? У нее обязательно должны быть две косички и какое-то дурацкое платье, чтобы быть милой и трогательной. И тогда точно возьмут. А когда пришла в «Щепку», то увидела кучу девочек, которые все были такие красивые, просто топ-модели! Но мне не было страшно. Когда ты все время поешь, танцуешь, читаешь, тебе ничего не страшно. В этом, наверное, и заключается суть профессии артиста: когда ты на сцене, про все забываешь и спокойно делаешь свое дело. Уже после первого тура в Щепкинском Ольга Николаевна Соломина сказала: «Мы тебя берем, можешь больше никуда не ходить». Но я, конечно, продолжала ходить по турам. Маме объясняла: «Да нет, мам, это подозрительно, она про меня еще забудет». Было очень много туров, а между турами я летала в Пятигорск, потому что сдавала ЕГЭ.
У меня в один день мог быть танцевальный тур, а на другой день ЕГЭ по английскому. Ведь экзамены в театральные институты в конце мая — начале июня, во всех школах в это время еще проводится ЕГЭ. И я через день летала и не успевала сообразить, что происходит. Не успевала испугаться ЕГЭ, потому что только что на туре была, и не успевала испугаться прослушивания, потому что только приехала с ЕГЭ. Во ВГИКе дошла до последнего тура, мне тоже сказали, что меня берут. Конечно, я вообще офигела! Родители настояли на «Щепке». Потому что в «Щепке» — настоящая консервативная актерская школа.
— Как вы справлялись без семьи в Москве?
— Как все. Весь мой курс практически был иногородний, мы все жили в общежитии. Было весело, мы с одногруппниками все делали вместе: учились, готовили, подрабатывали. У нас из 36 однокурсников было 10 девочек, и на первом курсе мы по очереди продавали цветы в ночном баре. Делать это полагалось в костюме Мальвины (нам давали голубой парик и голубое платье). Зарабатывали мы немного, но на эти деньги могли купить себе косметику, духи, бусы, заколки, какой-то реквизит для самостоятельных отрывков.
— Настя, а что это за история была, когда вы в институте поправились на 13 килограммов?
— Это произошло на первом курсе, я весила семьдесят килограммов. Сейчас — где-то пятьдесят три. Просто в общежитии мы ели макароны по-флотски, картошку — все из одной кастрюли. Пирожки покупали в столовой. Я позволяла себе даже чипсы, потому что все их едят. Мы постоянно куда-то бежали, репетировали, и что попадалось, то и кидали в себя. И вот к концу первого курса я поняла, что вешу как-то очень много. Мои однокурсницы тоже все потолстели. И тогда мы все десятеро решили сесть на сельдереевую диету. Моя однокурсница прочла в Интернете, что если есть суп из сельдерея каждый день — похудеешь. Вечерами мы собирались на кухне и варили это зелье. Потом неделю ели его — кто дольше продержится. Тошнило всех. Теперь меня воротит от одного запаха сельдерея. Это было ужасно, нам было очень плохо. Каждая моя однокурсница помнит эту диету.
— Результат был?
— Был такой, что, когда диета закончилась, у нас произошел срыв, мы стали его заедать, и еще больше все потолстели. А к концу первого курса я познакомилась с парнем и влюбилась. На лето мы разъехались — я отправилась в Пятигорск. С твердой решимостью через два месяца вернуться в Москву другим человеком. И два с половиной месяца я отчаянно худела. Утром просыпалась, шла в спортзал на беговую дорожку, потом на какой-то гидродуш, потом на массаж, на водяной массаж, потом еще раз в спортзал. А ела я все это время только белковую пищу.
Мы с родителями ездили в горы на шашлыки, или бабушка жарила блины — я носилась со своей рыбой на пару. А все потому, что — мотивация! Это была моя первая любовь. И я похудела на 13 килограммов за два месяца. Прилетела в Москву, а мой молодой человек говорит: «Вообще-то я полюбил тебя другую, а такая мне не нравится». Было очень обидно. Он потом все время старался меня накормить, мы очень сильно ссорились из-за этого, но он все равно продолжал меня любить. Ну вот с тех пор я нахожусь в одном весе и стараюсь следить за собой. Вся моя семья помнит эту эпопею, эту диету под названием «Настя влюбилась». Бабушка, когда мне звонит, всегда спрашивает: «Я надеюсь, ты не худеешь там?» Я отвечаю: «Бабушка, да ведь столько лет прошло!»
— За эти годы многое изменилось. У вас роли, успех, собственный агент…
— Агент у меня появился в результате удивительной истории. Моей любимой актрисой всегда была Чулпан Хаматова. Я смотрела все фильмы, где она снималась. А с того момента, как поселилась в Москве, стала смотреть и все ее театральные постановки. Ведь по студенческому пускали в театры. Однажды я пришла в «Современник» на спектакль «Враги. История любви». Какой же это был восторг! В антракте на какой-то салфетке я написала Чулпан огромное письмо, что я ее большая поклонница, что очень хочу познакомиться. И зачем-то — номер телефона. Наглость такая, конечно. (Улыбается.)
Да я абсолютно не надеялась, что она мне станет звонить. Я вообще не поняла, как я это сделала. Я нацарапала номер телефона и подписалась: «Настя из «Щепки». Когда спектакль закончился, все преподносили цветы, а я — салфетку. Только вышла из театра — звонит телефон: «Настя, это Чулпан, здравствуйте». У меня просто ступор случился. Она говорит: «Алло, алло, Настя?» Еле-еле собираюсь с силами и произношу: «Да…» — «На служебном входе жду вас». Я бросилась на служебный вход. Познакомилась с Чулпан. Она предложила: «Хочешь, приходи к нам на репетиции, это будет как тренинг». И все четыре года, что я училась в институте, ходила к ней на репетиции в Театр Наций, в «Современник».
Мы не так много общались, но я наблюдала за ней на сцене, я вдохновлялась. На третьем курсе я начала принимать участие в мероприятиях фонда «Подари жизнь» как волонтер, чтобы быть поближе к ней. А на четвертом курсе я позвонила ей и спросила, что делать, можно ли показаться куда-то в театр, как вообще быть?.. И Чулпан посоветовала мне своего знакомого агента, я позвонила ему, он обещал перезвонить и пропал на полгода. А через полгода звонит: «Настя, приходите на кастинг, мы вспомнили, что вы у нас есть». Я пришла на кастинг, и меня утвердили в «Дед Мороз. Битва Магов».
— А потом вы с Чулпан встречались?
— Мне предложили поучаствовать в акции фонда «Подари жизнь». Все артисты на Даниловском рынке должны были продавать продукты, и часть от вырученной суммы пошла в фонд «Подари жизнь». Когда на этом мероприятии я увидела Чулпан, кинулась к ней со словами: «Вы меня узнаете? Я Настя из «Щепки». Она меня узнала, я ей все рассказала — что я работаю в театре, снимаюсь в кино. В общем, она очень меня поддержала, и, я надеюсь, мы будем еще пересекаться.
— Родители гордятся вами, смотрят фильмы?
— Да, у нас дома традиция: как только начинается сериал с моим участием (вот совсем недавно «Ангел-хранитель» на Первом канале показывали), все собираются дома, к нам приезжают бабушки, дедушки. Папа делает салат оливье. У них это действительно как Новый год. Бабушка пишет всему городу СМС: сегодня в 21:30 на Первом канале будут показывать Настю. Они открывают шампанское, смотрят серию и звонят мне по видеосвязи. Мои премьеры — это для них всегда праздник. Когда в этом году у меня пошли кинопремьеры — «Гости», «Семь ужинов» и «Громкая связь», — мой дедушка впервые за двадцать лет позвал мою бабушку в кинотеатр, смотреть на большом экране. Мне бабушка потом звонила и говорила: «У нас с дедушкой сегодня было свидание, мы ходили в кино».
— А бывает, что роль им не нравится?
— Им не нравится, когда в фильмах меня убивают. Они просят о таких вещах предупреждать заранее. Когда была шестая серия «Ангела-хранителя», в которой моя героиня погибает, родители мне позвонили: «Почему ты не сказала, что она погибнет? Ты должна жалеть бабушку!»
— Настя, а вы помните, на что потратили свой первый гонорар?
— Первые свои деньги — на туфли, кроссовки, сумки. Мой первый фильм, где у меня главная роль, был «Она сбила летчика», и я тогда много заработала. И после съемок полетела в Италию. До 18 лет я никогда не была за границей, а с тех пор стала много путешествовать. В этом году съездила на Бали, о чем давно мечтала. Как говорят мои родители: «Опять квартиру не купила! Ты все тратишь на путешествия и на одежду!» На самом деле прежде всего мне нужна квартира для родителей. Моя мечта — перевезти их в Москву, чтобы родители жили рядом со мной. Мне достаточно одиноко здесь. И конечно, хочется вечером пойти к папе и маме в гости.