ТОП 10 лучших статей российской прессы за Sept. 19, 2018
Архимандрит Тихон: ныне душа требует лечения
Автор: Ольга Кузьмина. Вечерняя Москва
Основанный в XV веке мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужской Свято-Тихоновой пустыни, известный в народе как Тихонова пустынь, отметил знаковый юбилей – 25-летие открытия святой обители решением Синода Русской Православной Церкви. В минувшем веке Тихонова пустынь разделила судьбу многих других монастырей, храмов и соборов – была закрыта и разграблена. О том, как она возрождалась, о монастырской жизни и состоянии современного общества корреспондент «Вечерней Москвы» побеседовала с наместником монастыря, архимандритом Тихоном (Завьяловым).
Возрождение обители
— Отец Тихон, вы начинали восстановление монастыря в тот момент, когда была полностью разрушена наша прежняя страна, в 1990-х. Я помню, как монастырь выглядел до этого. Почти руины, похожие на гнилой зуб...
— Да, восстановление монастыря началось в 1991 году, за год до 500-летнего юбилея блаженной кончины преподобного Тихона. В 1992 году в разрушенную обитель приезжал патриарх Алексий II. Бывший глава администрации района Бабурин В. С., ныне председатель Законодательного собрания Калуги, вспоминал, что, когда патриарх приехал в монастырь Тихонова пустынь, ему при встрече Святейший шепнул на ухо: «Вы бы, Виктор Сергеевич, хоть бы березки спилили с купола храма!» А березки там метров по двадцать уже были, и метров на десять спускали вниз корни по кладке, чтобы напитаться водой… Этот храм, Успенский собор, был без кровли, полуразрушенный, все карнизы обветшавшие, даже стоять рядом было опасно. Когда патриарх в нем молился, мы боялись, как бы купол не рухнул. А про колокольню, всю в огромных трещинах, руководители областной администрации говорили: восстановлению не подлежит, проще ее окончательно разобрать и сделать там парковую зону. Такие вот мнения были у представителей советской власти. Но Бог помог, нашлись конструкторы, причем местные, калужские, которые разработали схему ее восстановления, все рассчитали, появились средства и нужные материалы. И сейчас колокольня является украшением не только монастыря, но и всей Калужской земли.
— Она и правда дивно красивая.
— Интересно, как на монастырской колокольне оказался главный колокол. Сейчас у нас имеется основной, самый большой колокол, который был отлит еще до закрытия монастыря в конце XIX века, при архимандрите Моисее (Красильникове). Когда Калужской епархии власти передали Троицкий собор, оказалось, что на колокольне находится огромный колокол из нашей обители. Но колокол оказался с отломанным ушком — раскололось, когда его на землю сбрасывали. Священноначалие размышляло, как этот колокол применить для собора, ведь приварить-то ушко нельзя, колокол целиком льют. И в итоге мне сказали: хочешь — забирай его, вывезешь за три дня — твой колокол, не вывезешь — не твой. И мы за три дня все организовали. Каково это — спустить колокол с колокольни без крана? Но спустили. И более того, нашлись люди, которые его восстановили, придумали, как ушко закрепить. Теперь он висит на колокольне и звенит на всю округу, вернувшись спустя годы в монастырь, причем чудесным образом. Вообще-то наша святая обитель восстановлена Божьим чудом.
— А как вы оказались тут?
— Митрополит Климент (в 1991 году он был архиепископом) знал, что я, тогда служивший диаконом в Свято-Георгиевском кафедральном соборе Калуги, имею сокровенное желание — стать монахом. Через какое-то время владыка поздним вечером на Светлой седмице вызвал меня к себе. Я приехал в епархию, он спрашивает: не передумал? Пойдешь монастырь восстанавливать? Оказалось, церкви передали Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Я сказал: «Да, конечно». Завтра, говорит владыка, в 6 утра приходи в епархию, сам я в Москву еду, в монастырь и завезу. Я спрашиваю: мне бы вещи собрать? А Владыка говорит: а какие у монаха вещи-то? Зубная щетка, молитвослов да Евангелие. И утром я был на месте. Так я стал первым насельником Свято-Пафнутьева Боровского монастыря и первым постриженником в нашей епархии. При постриге получил имя Тихон. А когда епархия готовилась к празднованию 500-летней годовщины дня памяти преподобного Тихона, тогда и направили меня возрождать это святое место.
— Поскольку помню руины, просто не представляю, какими трудами все это было восстановлено. Ведь сейчас это красивейший, величественный монастырь.
— Нам и правда передали полуразрушенный монастырь. Тогда здесь находились сельхозтехникум для инвалидов, отделение милиции, баня, клуб, типография, склады, и проживало около 60 семей. И главная проблема на первом этапе восстановления была бытовая — переселить всех этих людей. А ведь денег нет, каждая копеечка используется для пропитания братии и для реставрации обители. Жили здесь люди, надо подчеркнуть, в страшных условиях — в монастырских кельях, требующих серьезного капитального ремонта, без всяких удобств. Но однажды к нам в монастырь приехал Дмитрий Анатольевич Медведев. Бог положил ему на сердце помочь монастырю: по его указанию построили дом на 60 квартир. Люди были очень довольны, что переехали в новые квартиры. И еще. В монастырском домике возле Успенского собора жил человек, совершенно неверующий. Он разводил свиней, и свинарник устроил прямо у алтаря этого храма. Сами понимаете, что это было — какое кощунство, какие запахи и звуки! Просим его: убери свинарник. Он говорит: не буду. И мы не могли ничего сделать,– территория его, он на ней творит, что хочет. Районные власти помогли: построили неподалеку прекрасный деревянный дом. Когда он был готов, мы опять ему предлагаем: вот тебе дом, переезжай, мил человек. А он опять: нет, хочу в квартиру благоустроенную, чтобы и для меня было место, и для моих дочек. Что делать? И когда мы совсем уже отчаялись, неожиданно обнаружилось, что одни наши прихожане давно мечтали поменять свою квартиру на дом. Все и разрешилось, каждый получил свое жилье. Ну а потом началась работа — стройка и реставрация.
— Все это какие-то чудесные совпадения.
— Совпадения? А я бы сказал — чудеса. Я сам никогда бы этого всего не сделал, не было на это ни возможности, ни средств. Вот, еще вспомнил эпизод… Это тоже было в далеком 1993 году, когда мы строили храм на Святом источнике. Денег нет. Скоро осень, если храм не перекрыть, все построенное погубим. Приглашаю я кровельщиков, договариваемся, говорю: начинайте, деньги найдем, Бог поможет. Наступает день окончания работ, они по крыше храма специально громче стучат, поглядывают на меня — завтра день расплаты. А я нервничаю, переживаю, ведь ни копейки нет! Молюсь: Господи, вразуми, что делать? Хотя бы помоги, чтобы без конфликта и скандала обошлось... И тут мысль приходит: вскрой копилки, что будет, то и отдай. Вскрыли мы копилки, считаем, а там — ровно та сумма, которую нужно заплатить за кровлю, лишние рубль или два — «на развод», как говорят. После этого я понял окончательно, что монастырь строю не я, а, конечно, Господь.
— Колоссальные работы произведены. А какие-то открытия были у вас во время стройки?
— Были. Еще в советские времена на месте разрушенного храма Преображения Господня был традиционный пролетарский парк со скульптурами мужчины в плавках и с мячиком и женщины с веслом, а вокруг все кустарником заросло. Я даже не знал, что тут был когда-то храм, мы это поняли лишь после того, как увидели старые фотографии. Рассмотрев их, начали шурфить землю, нашли остатки фундамента храма. Сначала думали перекрыть старый фундамент и поверх часовенку поставить в память о том, что тут было. Ведь никаких общественных фондов, никакой государственной помощи не было. На что строить? Но владыка поставить часовню не разрешил, а благословил строить огромный собор. Откуда взять деньги? Тоже чудо. Приехал один министр — выделил средства на блоки для фундаментов и плиты, другой высокопоставленный человек дал деньги на кирпичи, третий направил строителей, четвертый помог изготовить купол… Храм был восстановлен за десять лет, в 2009 году его освятили. Получается, с миру по нитке, а собор стоит. И когда я слышу: «Отец Тихон, ты построил храм», — я ужасаюсь. Что значит — я? Я всего лишь попал в течение Божественного Промысла, Бог за меня все делает. Мне главное — узнать волю Божию и исполнить ее. Только бы не ошибиться, это Божия воля или нет...
— Вы несколько раз употребили слово «чудо», отец Тихон. Слушая вас, веришь, что это и правда оно. А казалось, что чудеса ушли из нашей жизни. Неужели это не так?
— Понять, увидеть, оценить чудо и применить его в жизни может только верующий. Ведь что такое чудо? Некое сверхъестественное событие, которое не соответствует естественным законам жизни. Как правило, это вмешательство иного мира, мира Небесного, в жизнь людей на Земле. Но это вмешательство мы иногда замечаем, иногда нет. Если задуматься, то чудес в жизни каждого хватает. Недавно один гость нашего монастыря мне рассказывал, как его задержали на заправке, возникли какие-то препятствия, из-за чего оттягивался момент его отъезда. Ну а когда он раздраженный все же выехал, то понял, что тронься он раньше, попал бы в страшную аварию, которая случилась за пару минут до этого. Чудо? Кто верует, тот оценит этот случай и скажет — чудо. Кто не верует, сочтет совпадением. Меня спрашивают, а почему вам при постриге дали имя Тихон и вы оказались в монастыре Тихонова пустынь? Совпадение это или чудо? Я не знаю почему, но это Промысел Божий. При пострижении в монашество митрополит Климент дал мне именно это имя, когда еще не предполагалось, что я буду в обители преподобного Тихона.
— А кто были вашими духовными наставниками, отец Тихон?
— Мое духовное становление — это тоже чудо Божие. Мне повезло, что в своей жизни встретился с высоко духовными людьми, старцами. Они взяли меня под свое духовное окормление. Моим первым духовником и наставником был отец архимандрит Кирилл (Павлов). Мы с ним имели общение тридцать лет. Когда я оказался в Калужской епархии, то познакомился в Оптиной пустыни со схиигуменом Илией (Ноздрином) (ныне схиархимандрит). При монашеском постриге моим восприемником стал схиархимандрит Власий (Перегонцев), духовник Свято-Пафнутьев-Боровского монастыря. Когда отец Кирилл (Павлов) тяжело заболел и уже не мог духовно окормлять людей, он меня благословил перейти к другому старцу из Троице-Сергиевой лавры, игумену Виссариону (Остапенко). Повезло мне и в том, что имел духовное общение со старицами — схимонахиней Сепфорой (Шнякиной) и схимонахиней Феодосией из Скопина, что под Рязанью. И еще по милости Божией я около двадцати раз ездил на Афон, где бывал у известных старцев. Они помогли мне советами по созданию обители и организации монашеской жизни. Без помощи, без молитв, духовного окормления и поддержки старцев я ничего бы не смог сделать. Это тоже чудо — молитвами старцев из ничего, из развалин восстановить монастырь и создать братство! Не просто стены построить, а возродить монастырь, в котором не только монахи, но и приезжающие в обитель получали бы духовную поддержку и помощь.
— Старцы — это вообще что-то очень наше… Тоже чудо?
— Старцы — это тоже Божественное чудо, явленное людям. Старцем нельзя стать по распоряжению церковного священноначалия. Старец — это избранник Божий. У старцев множество даров, главное — в них дух любви, образ Христов, чем они сильно отличаются от обычных людей. В душе у старцев полный мир, они всегда спокойны, радостны, улыбаются. А эта духовная радость и сердечный мир, что царят у них в душе, передаются тем, кто с ними соприкасается. Когда мы просим помощи у старца, он молится, и все решается. Старец… он как обогреватель: чем ближе к нему, тем на душе теплее и спокойнее. Только он духовный обогреватель, разумеется.
— Вы говорите — радость. Но не всем выпадает радость такого общения. А кто-то полагает, что и не нуждается в ней. Мы же в целом стали обществом безрадостным и мрачным. Печальные лица с утра… Говорят, что уныние стало частью нашей ментальности. Вы согласны с этим?
— Это тема для доклада о нравственно-духовном состоянии современного общества…. Пожалуй, в чем-то вы правы. Я вижу тут несколько причин. Начнем с внешних. Мы с вами потомки тех людей, которые жили в советское время. А еще недавно были живы те, кто помнил революцию, Гражданскую войну, ее последствия. Мы думаем, что это все давно прошло, но у Бога ничто не проходит «просто так». Ученые говорят, что любое наше переживание того или иного события записывается в памяти на генном уровне, то есть мы являемся генными носителями тех событий, которые пережили наши предки в XX веке. А ведь подобного ни одна страна в мире не знала. И до сего времени все случившееся сто лет назад влияет на нашу современную жизнь. По Промыслу Божьему так получилось, что Россия стала приемницей Византии, избранной Богом страной, которую называли третьим Римом. Мы были великой державой, но… не оправдали Божьего доверия. Во второй половине XIX и особенно в начале XX века началось отступление от православной веры, произошло духовно-нравственное разложение общества. Ошибки, духовные болезни прошлого влияют на наше сознание, на душу, они не могут скоро излечиться. Вот отчего мы чувствуем уныние. Что касается более близкого к нам времени, то я сам прекрасно помню, как в студенческие годы мы все были уверены в том, что впереди — прекрасное, светлое будущее, но ведь потом все разрушилось. Вместе с советским строем канули в прошлое и многие ценные вещи нравственные. Восстановить порушенное сразу невозможно. К тому же сейчас мы находимся в поиске идеи, путей развития государства, и оттого, что они ничем пока не заканчиваются, возникает, как вы правильно сказали, уныние.
— В отсутствие четких ориентиров мы и плакать-то стали часто не из-за того, из-за чего плакать стоило бы. Ценности же не просто исчезли, они стали иными.
— Тоже верно. Человек часто нервничает из-за пустяков, и далее наши переживания накапливаются, точно снежный ком: мелочь, другая, третья... В итоге из-за постоянных волнений происходят заболевания, уныние и отчаяние.
— Батюшка, но я недавно перелистывала журнал «Нива» за 1909 год. Он был рассчитан на широкого читателя, и в нем очень мощная православная составляющая — и праздники отмечаются православные, и проповедь, по сути, напечатана. И мысли нет, что вскоре народ-богоносец начнет скидывать кресты. Все еще было в начале ХХ века.
— Церковь и в XIX веке, в начале XX века была несамостоятельной, находилась в зависимости от власти. Тогда не было патриарха, а Священный синод исполнял приказы, исходящие свыше. Можно сказать, что церковь в то время была государственным подразделением министерства просвещения и образования. Эта несамостоятельность, подчиненность власти, конечно, повлияла на духовное воспитание людей. Кроме того, пресса была под цензурой, и в начале ХХ века, как и в советские времена, писали одно, а в жизни было другое. Сейчас много издано серьезных книг, проповедей известных иерархов и служителей церкви того времени, и в их словах слышится предупреждение о грядущей катастрофе — возьмите хотя бы святого праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Игнатия Брянчанинова, святителя Феофана, Затворника Вышенского или Сергия Нилуса. Все пишут об одном: крах близок. Проблема была еще и в том, что народ — крестьяне, рабочие, люди низшего сословия — был верующим, но элита и аристократия, даже окружение императора, от истинной веры отошли.
— Вы об интеллигенции?
— Да, и о ней. Интеллигенция в начале ХХ века в основной массе уже отошла от церкви. Расслоение общества и отступление от православной веры и привели к тому, что случилось в 1917 году. Строго говоря, интеллигенция получила то, что хотела. Бог выполнил ее просьбу… Хотели перемен, демократии, жить без Бога? Пожалуйста! Вот вам СССР — страна без Бога, объявившая себя атеистической. Хотели, чтобы не было царя, который вами управляет? Пожалуйста! Его не стало, вся власть — народу. Все было исполнено! Только интеллигенция не учла, к чему это приведет. И потом от того, о чем так мечталось, пытались убежать за границу. Дворяне, как вы помните из истории, там водили такси и мыли полы. Но все это я подвожу к тому, что здравая логика подсказывает: без веры в Бога победить дух уныния, улучшить жизнь в стране невозможно.
— Отец Тихон, а как складываются отношения между церковью и интеллигенцией сегодня?
— Той интеллигенции, которая была в начале ХХ века, уже нет. Так Бог попустил. В Библии говориться о 40-летнем хождении евреев по пустыне после их выхода из Египта. За это время все иудеи, роптавшие на пророка Моисея, умерли, выросло новое поколение евреев, не знавшее жизни под игом рабства. Так и у нас: время прошло, старое поколение интеллигенции, не веровавшее в Бога, просто исчезло, а большая часть новой верует во Христа.
— Зарождается новая интеллигенция?
— Очевидно, хотя, конечно, новая интеллигенция во многом уступает той, старой. Представление о том, что это были за люди, можно сегодня почерпнуть из книг Чехова, Достоевского и других русских классиков. Это были лучшие люди страны, глубоко мыслящие, воспитанные, благородные, безусловно высокообразованные.
— А вам не кажется, отец Тихон, что глубина мышления современного человека в целом стала меньшей, чем была раньше? Говорят, мы скользим по поверхности…
— Конечно. Дело в том, что сейчас умные люди не всегда приносят обществу пользу. Я попытаюсь это объяснить. Интеллект — это сильнейшее орудие. Допустим, ученый изобрел новый вид оружия, но ведь его можно использовать как против врагов, так и против собственного народа. Умный человек без веры в Бога, как правило, эгоистичен и может стать просто творцом зла. Такие люди много вреда могут нанести не только государству, но и всему миру; за примером далеко ходить не надо — вспомним Гитлера. Поэтому, может быть, Бог сейчас и не попускает неверующим людям иметь сильный проницательный ум, ибо они просто не готовы к этому? Кто знает, до чего они додумались бы, учитывая нынешнее состояние общественной морали и нравственности. Ум без Бога опасен, это все равно, что дать оружие глупцу или человеку больному психически.
— В 1941 году Сталин обратился к народу «братья и сестры», а спустя десятилетия после Победы поднимают голову фашизм и иные агрессивные течения. Это от отсутствия ума или человечество вообще не способно делать выводы из истории?
— Можно говорить об ограниченности ума и неспособности делать выводы из уроков истории, но все же первопричина происходящего — в духовном разложении общества. Раковая клетка быстро и безжалостно размножается. Факт появления фашистских группировок после того, что пережил мир, и того, что мы знаем об этой войне, равно как и появление каких-то извращений говорит о нарушении психики в некоторых людях и духовном заболевании общества. О повреждении ума человека уже в I веке писал апостол Павел в «Послании к римлянам»: Но как они (люди), познав Бога, не прославили Его, … но осуетились в умствованиях своих, … называя себя мудрыми, обезумели… Поэтому предал их Бог постыдным страстям… (Рим. 1, 21-22, 26). Сегодня как никогда жизнь людей переполнена грехами, отчего и происходит помрачение ума человека, нарушение его психики. Мы все знаем, что есть естественные законы бытия — например, такой, по которому мужчину привлекает женщина, а женщина тянется к мужчине, на основе чего и создается семья. Но сейчас появились другие противоестественные влечения, когда мужчина прельщает мужчину, а женщина — женщину. И почему-то это культивируется в западных странах.
— Вы меня опередили. Я как раз хотела спросить, что происходит сейчас с семьей. Во всем мире говорят о кризисе и упадке этого социального института.
— Имеется мнение, что при создании человека Бог одни дарования и черты характера оставил Адаму, а другими наделил Еву. Это Он сделал для того, чтобы они нуждались друг в друге и помогали друг другу. Целостным человек становиться лишь тогда, когда мужская половинка соединяется с женской для образования семьи. Человек не может быть полноценным, если он не нашел свою половинку. В монашестве все иначе, монахини — это невесты Христовы. Сейчас смена двух-трех жен и разводы перестали быть редкостью. Это опять же подтверждение того, что меняется психическое, духовное состояние человека, а душа от этого страдает и повреждается… Ко мне иногда приходят женщины, которым уже лет за 30, и умоляют: батюшка, найдите мне жениха. Сейчас главная проблема в стране — создание крепкой, настоящей семьи, потому что именно семья — основа государства: не будет крепкой семьи, государство разрушится, будет немощным. В крепкой семье крепкие дети, крепкая нравственность. Люди, любящие свою семью, любят и Родину. Еще заметил: в неполноценных семьях, где нет родного отца или матери, у детей бывает болезненная психика …. К примеру, в монастыре духовная жизнь братьев, которые воспитывались без отца, проходит с большими препятствиями, чем у тех, кто из полноценной семьи.
— Почему?
— Потому что эти братья воспитывались матерью, женщиной, без участия отца. От этого они преодолевают трудности и искушения чувствительнее, чем другие. Когда им делаешь замечание, без чего обычно не обходится в жизни, их реакция очень эмоциональная, почти как у женщин. А кто возрастал в полноценной семье, где есть отец и мать, тот на замечание реагирует спокойнее, говоря: «Простите, виноват, исправлюсь». По этим признакам можно определить, из какой семьи пришел к нам брат. Похожее происходит и у девиц, которые жили в семье без отца: обычно они ищут особенных женихов, которые решили бы вопросы и старой, и новой семьи. Здесь можно говорить о некоторой неполноценности развития детей из разрушенных семей, что отражается на их жизни в зрелом возрасте и даже на целых поколениях людей. Если так дела пойдут дальше, будет увеличиваться число разводов и неполных семей, я думаю, наш народ будет сильно физически и духовно ослаблен, и тогда нам дух уныния не победить. Если мы хотим, чтобы Россия снова стала великой и могучей, надо начинать с укрепления семьи. Враги государства знают, как разрушить страну, поэтому и бьют по семье через показ непристойных фильмов, СМИ западного образца, пропагандирующие так называемую толерантность.
— Кстати, а сколько у вас сейчас братии живет в монастыре? И, с позволения сказать, если ли у вас текучка или монастырь — это нечто незыблемое по «кадрам»?
— Мы прошли разные этапы рождения монашеской общины. Сначала брали всех подряд, позже начался процесс отбора. Не всем пришедшим в обитель подошел строгий устав, и далеко не все верно осознали, что такое монашество по своей сути. Начитавшись книг про монашескую жизнь, о старцах, некоторые наивно полагали, что они в монастыре получат дар прозорливости, исцеления людей от физических и душевных недугов и станут такими, как, например, оптинские старцы. А то, что монашеская жизнь — это нелегкий и кропотливый труд, отречение от своей воли, смирение, понуждение себя во всем, оказалось им не под силу. Такие ушли. Остался костяк братства.
— С какими скорбями идут к вам в монастырь чаще всего? Ведь с радостью идут редко, мы так устроены.
— Чаще всего к нам приходят за помощью в решении семейных проблем, по вопросам работы и здоровья. Сейчас многие живут эгоистично, а основа семьи — это жертвенность, служение близкому, родному человеку. Из-за эгоизма в семье возникают конфликты: молодая жена думает, что в браке муж будет все делать для нее, а муж рассчитывал — для него. Как правило, у молодых, особенно в первый год после брака, очень много конфликтов, к третьему году их становится меньше, а к пяти годам утрясается. Но потом возникает другая проблема — однообразие, скука семейной жизни. Приходят к нам также с проблемами воспитания детей. Вырастая, они не оправдывают надежд родителей, не слушаются, грешат. Немало тех, кто просит молитв о рождении ребенка. У нас возникает мнение, что количество неплодных женщин с каждым годом возрастает, а в советское время такого не было. Мне кажется, это сигнал к тому, что в обществе что-то идет не так. Мы молимся об этих унывающих женщинах и радуемся, когда наша молитва бывает услышана Богом и они становятся матерями.
— Поток приходящих к вам людей вырос?
— К сожалению, нет. Сегодня у людей много сложностей, и их становится все больше. Некоторые замыкаются в себе, пытаются своими силами все решить, но в церковь не идут, помощи у Бога не просят, отчего впадают в депрессию.
— Простите, отец Тихон, но я вам скажу отчасти, почему это так. Чтобы пройти к батюшке, часто нужно преодолеть кордон из совершенно ужасных прицерковных бабок. Ну правда: приходишь в храм, допустим, не знаешь чего-то, задаешь вопрос, и такое в ответ можно услышать… Эти вещи отпугивают.
— Полностью с вами согласен, встречаются такие бабушки в храмах. Но надо относиться к ним снисходительно. С годами люди стареют, теряют разум, ведут себя неадекватно. Известно, что одно из самых трудных дел в жизни — уход за престарелыми родителями. А эти бабушки по причине того, что всю свою жизнь ходили в храм, возомнили себя старицами в юбках, что они имеют право учить зашедших в церковь новичков. Но нам следует помнить, что благодаря им церковь в России пережила эпоху богоборчества и существует ныне. Давайте поблагодарим их за это. Тем более сейчас к батюшке можно без труда подойти, все для этого церковным священноначалием сделано. Скажем так: допустим, вы хотите найти хорошую работу. Вас ведь в этом случае не отпугнет какая-то секретарша, которая не пускает к начальнику? Вы ее обойдете и все равно найдете доступ к первому лицу, который может принять на работу. Так же и в церковной жизни. Кто хочет встретиться со священником, должен немного потрудиться.
— Тут не поспоришь. Очень забавно вы меня… убедили.
— Тут важно другое. Нужно найти «своего» батюшку, того, кому вы будете доверять. Но если это не получается в Москве, возможно, из-за многолюдства, можно отъехать от города буквально на 20–30 километров, и будет совершенно иная картина, там на приходах немного людей и все смущающие бабушки давным-давно уже воспитаны священниками. Но я думаю, что многие не решаются на разговор с батюшкой потому, что у них возникает страх: вот я открою ему свои тайны, самое сокровенное, наболевшее, что есть в душе, а вдруг он меня не поймет, ранит своим ответом или укорять начнет. Обычно одной из причин появления страха является наша память: когда-то кому-то мы открыли свою тайну, а он воспользовался ей, сделал мне больно, нанес вред, чем растоптал мое сердце, навредил душе. Вот почему нужно найти духовно опытного батюшку, духовника, которому можно доверять. В этом нам подскажет сердце.
— Человеку нужен духовник, да?
— Как младенцу нужен отец и мать, так каждому необходим духовник. Особенно это немаловажно для наших олигархов и представителей власти. Без духовника принимать ответственные решения трудно, небезопасно: ведь каждый человек ограничен в понимании происходящего, все мы — слабые и немощные люди, мы лишь творение Божие, а не создатели земного бытия. Духовник поможет не допустить ошибки, принять правильное решение, объяснит, что есть черное, а что белое. Временами, когда возникает серьезная проблема и на ум приходят разные способы ее разрешения, самому нелегко сделать выбор. Вот, например, если не хватает денег, то можно их украсть, отнять деньги силой или заработать честно, и этот путь нам кажется самым трудным и долгим. Однако последствия нечестного приобретения всем известны. В народе говорят: лучше кушать на свободе хлебушек с солью, чем хлеб с икрой, но в неволе. Или еще пример: можно напиться вина и временно забыть о волнующей проблеме, но на самом деле от этого ситуация еще больше усугубляется. Вот почему важно иметь духовника, который преподаст Божественное благословение и посоветует, как наилучшим способом разрешить смущающий вопрос.
— Почему вы уверены, что священник даст правильный совет, батюшка? Ну согласитесь, законный вопрос.
— Люди иногда полагают, что церковь навязывает им какое-то свое мнение. Она не навязывает, а открывает волю Божию, как мать, предупреждает: от этого дела будет вред, а от этого случится добро. Если мы не будем дышать, есть, спать, пить, то умрем, ведь все это есть необходимые условия нашего бытия. Так же если мы не будем жить по заповедям Божьим, то погибнем. Исполнение духовных законов — это тоже необходимость для нашего существования. Ведь, помимо материальных законов, есть еще и законы духовные, и они — истинные, Богом установленные. Можно изменять законы государства и общественной жизни, но духовные законы были и будут всегда одними и теми же. Они были при Адаме и Еве, при Исааке и других ветхозаветных праотцах, при императоре Николае II, они есть и сейчас, и после нас будут действовать. Если мы будем исполнять духовные законы, то наша жизнь начнет улучшаться, появятся и оптимизм, и радость. Надо жить по Евангелию и не бояться трудностей, поскольку без них невозможны изменения к лучшему и наше духовное возрастание. А как преодолеть трудности, этому научит духовник. Кстати, главная ошибка молодого поколения именно в том, что молодежь хочет без труда и без усилий получить земные блага и наслаждаться жизнью. Но это невозможно.
— Им объясняли, что возможно.
— Время рассудит. Позволю себе напомнить, что Византия и Римская империя рухнули, когда начался упадок нравственности: люди слишком увлеклись плотскими наслаждениями, забыли о духовных законах, о том, что надо трудиться. К слову, хотелось заметить: мы упомянули Советский Союз — так вот советский строй часто осуждают, и, возможно, справедливо, но, с другой стороны, никакая нравственная грязь через этот блок не проникала, что позволяло поддерживать моральный облик человека. Да, в СССР было тяжело, но тем не менее нравственно мы были выше...
— А как бы вы обозначили сейчас роль монастыря?
— Начать ответ на этот вопрос следует с той мысли, что церковь всегда связана с народом и ее нельзя отделить от государства. Стремление к изоляции церкви было глубочайшей ошибкой советских властей, нанесшей по российской государственности смертельный удар. Поступить так — все равно, что отделить душу от тела. Сегодня для людей с больными душами требуется серьезное лечение, и это врачевание возможно только в церкви Христовой. В церкви самыми сильными духовными лечебницами являются монастыри. Как в стране имеются районные, областные, и даже кремлевские больницы, так и в церкви. Монастыри, в том числе и наша обитель, — это лечебница человеческих душ на уровне области, где помогают всем страждущим. К сожалению, многие люди сейчас не желают лечить свою израненную грехами душу, не хотят духовно жить, они ищут легкого пути. Но такой путь, как правило, заводит в тупик. Кстати, вы заметили, что в наше время мы стали как-то часто болеть?
— Замечала. Мне кажется, это просто нельзя не заметить.
—Смотрите: у нас современная медицина, новейшие прекрасные приборы, лекарства XXI века. Чего только не изобрели! А мы все больше и больше болеем. А причина одна. Действует духовный закон: за содеянный грех следует наказание. Еще в IV веке преподобные отцы предсказывали, что «люди последнего времени будут спасаться болезнями и скорбями». И это пророчество исполняется в наши дни. Сегодня почти у всех ослаблен иммунитет. И это не только от нервных перегрузок, но прежде всего от действия разрушающий силы греха.
— Отец Тихон, не могу не спросить. Мы столько говорили о чудесах. Мощи Тихона преподобного находятся в соборе Преображения Господня под спудом. Вы как-то ощущаете присутствие этой святыни?
— Думаю, если я скажу, что ощущаю, это будет не совсем правильно. Когда возникает в обители та или иная проблема, мы молимся преподобному Тихону и он помогает нам в ее решении. В первые дни возрождения монастыря мы просили его: помоги нам, потому что у нас нет попечительского совета, никакой финансовой поддержки от общественных фондов или государства, нет богатых благотворителей, а без денег обитель не восстановишь. И как это ни удивительно, преподобный посылал нужных нам людей, которые привозили строительные материалы и бригады рабочих… Чем сильнее чудо, тем лучше оно запечатлевается. При мне было такое чудесное событие: двое людей, лет примерно по тридцать, приехали как-то ранним утром на Святой источник искупаться в купальне. Там вода +4 градуса. Идя по дороге, они обсуждали, что уж больно холодная вода, хоть бы кто ее подогрел. Пришли, а там в купальне дед сидит. Я, говорит, воду вам подогрел. Мужчины начали купаться, а вода действительно теплая. И дед куда-то исчез! После купания зашли они в храм на Святом источнике, а один вдруг замирает, смотрит на икону и шепчет: вот же, говорит, он, кто в купальне был, и показывает на образ преподобного Тихона. Как это объяснить? Никак. Это Божественное чудо!
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.