В Шанхае стартовал международный автомобильный салон. Организаторы выставки ожидают, что за 10 дней работы (по 2 мая) ее посетят порядка 1,3 млн человек. Главными трендами мотор-шоу стали летающие автомобили и электромобили. Впрочем, эти явления зачастую совпадают.
Так, был представлен Hongqi Tianlin 1, первая аэромобильная разработка от китайского премиум-бренда. Этот электромобиль имеет модульную конструкцию, позволяющую разделять и объединять наземный и воздушный модули, адаптируясь к различным потребностям.
Tianlin 1 представляет собой роскошный электрокар на дорогах, а в небе трансформируется уже в беспилотный летательный аппарат, способный развивать скорость до 150 км/ч и преодолевать более 200 километров без подзарядки. Управление им осуществляется с помощью простого голосового и визуального интерфейса, что снижает необходимость прямого участия пилота в этом процессе.
Компания XPeng показала на выставке в Шанхае гибридное транспортное средство: модульный летающий автомобиль Aeroht, который состоит из наземного и воздушного модулей, которые могут автономно разделяться и объединяться. Воздушный модуль обеспечивает вертикальный взлет при полетах на малой высоте, в то время как наземный позволяет осуществлять транспортировку автомобиля.
Наземный модуль представляет собой кабину для четырех-пяти человек, оснащенную системой электропривода с расширенным диапазоном действия, которая может обеспечить летающий модуль множеством дополнительных источников энергии. Он будет сертифицирован в соответствии с китайскими автомобильными стандартами.
Помимо личного использования летающий автомобиль также обладает потенциалом для общественных ведомств, таких как аварийно-спасательные службы, удовлетворяя как государственные, так и частные потребности.
Не осталась в стороне от тренда и компания GAC. Она представила летающий автомобиль собственной разработки GOVE. Это полностью электрический летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL) и одноместным салоном. У него раздельная конфигурация: кабина и шасси могут отделяться и соединяться в зависимости от потребности - полет или езда по земле - и двигаться самостоятельно. По мнению GAC, через пять лет поездка на летающем такси будет всего в два-три раза дороже обычной.
По словам экспертов GAC, через пять лет поездка на летающем такси будет всего в 2-3 раза дороже обычного.
Как рассказал "РГ" обозреватель "Китайских автомобилей" Денис Бобылев, сейчас летающие автомобили, которые представляет большая часть китайских компаний, принадлежит к классу eVTOL - электрических летательных аппаратов, работающих на низких высотах.
"Это направление считается привлекательным для инвестиций. Эксперты прогнозируют, что туристические компании смогут обеспечить ежегодный объем продаж таких транспортных средств на уровне 85 тысяч штук в год к 2030 году. И поэтому именно 2030 фигурирует в подавляющем числе прогнозов китайских компаний как год старта массового производства eVTOL. Именно поэтому на китайских автосалонах с каждым годом становится все больше летающих автомобилей", - отмечает он.
Эксперт портала "Авто.ру" Валерий Арутин считает, что ажиотаж вокруг летающих автомобилей напоминает ситуацию, когда индустрия жила в ожидании массового внедрения систем автономного управления. В разработки вкладывались огромные ресурсы, но сейчас внимание спало, поэтому все переключились на следующую большую идею.
"За последние пару лет были презентованы несколько летающих прототипов, а открывшийся на днях Шанхайский автосалон собрал все главные проекты в одном месте. Может сложиться впечатление, что концепция летающих автомобилей, казавшихся ранее научной фантастикой, постепенно превращается в реальность. Но не стоит забывать и о значительных препятствиях на пути к ее воплощению.
Есть сразу несколько сдерживающих факторов: технологический, экономический и правовой. Во-первых, летающему автомобилю нужно намного больше энергии.
Чтобы вписать его в концепцию экологичного (читай, электрического) транспорта, имеющего какую-то практическую ценность, необходимы мощные батареи и системы их зарядки. Технологии аккумуляторов, применяемых на обычных электромобилях, еще только приближаются к этому уровню.
Отсюда же следует и второе препятствие: сегодня летающий автомобиль получается сверхдорогим - в разработке, производстве и эксплуатации. Не надо забывать, что при его внедрении потребуется также масштабное обучение пилотов и обслуживающего персонала", - отмечает Арутин.
Самое главное, отмечает специалист, предстоит еще решать вопросы регулирования движения и эксплуатации таких транспортных средств. "Где может летать частный автомобиль, а где нет и как это контролировать? Как избежать инцидентов в воздухе и при посадке, если таких транспортных средств станет много? Под летающие машины необходима новая урбанистика - взлетные площадки, те же зарядные станции", - заключает эксперт. Такой вид транспорта пока скорее попытка поиска реализации мечты о действительно свободном передвижении, соглашается обозреватель портала "Дром" Алексей Степанов.
Еще один тренд выставки - китайцы активно продвигают электромобили. Все марки, которые продают машины в КНР, вынуждены с этим считаться. Так, Mazda совместно с Changan анонсировала среднеразмерный гибрид EZ-60 на платформе EPA1. С заднеприводной компоновкой, батареей на 31,7 кВтч и запасом хода 160 км модель ориентирована на локальный рынок, но в перспективе выйдет глобально под именем CX-6e.
Volkswagen показал три концепта для китайского рынка: доступный седан для молодежи на платформе CMP, созданный совместно с FAW, и два кроссовера - полностью электрический и с гибридной силовой установкой. Эти модели подчеркивают усиливающийся сдвиг концерна в сторону электромобилизации. Из 11 запланированных на ближайшие годы новинок только одна сохранит двигатель внутреннего сгорания (ДВС).
Но многих разочаровали европейские концерны. Управляющий директор ГК "Альфа-Лизинг" Максим Агаджанов считает, что у Audi, BMW, Mercedes и других представителей западного авторынка почти не оказалось новинок. "Невыразительное выступление европейских автоконцернов на Шанхайском автосалоне объясняется трудностями с производством имеющихся моделей и разработкой новых концепций. Прибыль популярной тройки автопроизводителей - BMW, Mercedes и Volkswagen - по итогам прошлого года сократилась на 37, 40,5 и 33% соответственно. Это вынуждает их пересматривать стратегию и сокращать персонал", - отмечает он.
Электромобили и летающие автомобили - это, конечно, хорошо, но компании не забывают и о бензиновых двигателях. Например, концерн Great Wall представил новый мотор V8. Объем агрегата - 4 литра, однако характеристики пока держатся в секрете. Как отмечают в компании, разработку силового агрегата GWM вела в течение 10 лет. Машины с такими ДВС нацелены в первую очередь на рынки России, Ближнего Востока, Австралии и Африки.
Из представленных машин в Россию привезут не так много моделей. "Есть основания надеяться на новый внедорожник Chery Tiggo 9L - у нас любят подобные машины, а ее статусность позволит оправдать и относительно ограниченный спрос. А вот новый кроссовер от Haval к нам официально не приедет - во-первых, вместо него у нас недавно появился новый Haval F7, а во-вторых, в Китае он представлен только в гибридном исполнении, что для нашего рынка не самый лучший вариант. Да и те бренды, которые представлены в России официально, о своих премьерах сообщают по мере их появления, не оглядываясь на проведение моторшоу. Плюс не раз было так, что изначально ту или иную модель к нам везти не планировали, но через некоторое время планы менялись", - отмечает Степанов.