Согласно исследованию Accenture по всему миру фрилансеры вытесняют штатных сотрудников, но в России по-прежнему предпочитают последних. Что же мешает отечественному работодателю присоединиться к магистральному тренду?
Мир стремительно движется к модели Workforce Marketplace, то есть фрилансеры, которые продают свои услуги на онлайн-биржах, постепенно вытесняют штатных сотрудников. К такому выводу пришла консалтинговая компания Accenture в своем ежегодном отчете Accenture Technology Vision 2017, опросив компании из 45 стран мира из 16 отраслей.
Россия включена в этот отчет впервые, и судя по всему, к тренду российские компании не очень готовы. Всего 12,4% от общего числа задействованных в опрошенных компаниях специалистов — фрилансеры. Это самый низкий показатель среди 45 стран-участниц. Для сравнения, у лидирующей по этому показателю Саудовской Аравии 29,5% работающих — фрилансеры.
Полностью отвергают возможность использования фрилансеров сейчас в 28,3% опрошенных российских компаниях, а средний показатель по всем странам составил 13,8%. Более того, готовность к изменениям в российском бизнесе низка: в ближайшие три года готовы нанимать фрилансеров только 42,5% опрошенных, а, например, в Норвегии таких 64,6%.
Почему российские работодатели не доверяют фрилансерам и онлайн-биржам специалистов?
Фрилансер есть, результата нет
Первый опыт работы с фрилансерами для основателя и главы производителя сенсорных киосков «Зоргтех» Максима Пулова оказался крайне неудачным. Несколько лет назад он работал над крупным IT-контрактом Министерства культуры РФ. На одном из этапов потребовался разработчик программного обеспечения, и Пулов решил привлечь фрилансера. Он выбрал, как ему казалось, достойного специалиста — это был экс-сотрудник Microsoft с хорошими рекомендациями. Все шло прекрасно, но за три дня до сдачи проекта фрилансер неожиданно перестал выходить на связь. «Исходные коды были у него, работу мы сдать не могли», — до сих пор с дрожью вспоминает эту ситуацию Пулов. Он нашел адрес злополучного сотрудника и поехал к нему домой среди ночи. На месте выяснилось, что после ухода из Microsoft разработчик взял сразу несколько проектов, но не справился — работал без сна на протяжении недели, пока не случился нервный срыв. Кое-как проект довели до ума, но с тех пор серьезную работу фрилансерам Пулов больше не поручает.
Необязательность фрилансеров — проблема, типичная для России. В 2016 году IT-оператор компания Inoventica была вынуждена остановить создание рекламных роликов о своих продуктах. Причина — срыв работ фрилансером. В его задачи входили создание сюжета, подготовка сценария и съемка ролика. «В итоге все сроки были сорваны, сценарий мы придумали сами, — говорит представитель компании Екатерина Хробостова. — Критичные для бизнеса проекты мы на фриланс не отдаем».
Совладелец пивного ресторана «0,33» Александр Ендовин впервые нанял фрилансера для продвижения заведения в социальной сети «ВКонтакте» — он хотел увеличить число подписчиков группы с 200 до 2 тыс. человек. «Но вместо создания собственного контента фрилансер просто копировал мои записи из сети Facebook и размещал их во «ВКонтакте». Через некоторое время мы расстались, страшно недовольные друг другом, группа так и не выросла», — вспоминает Ендовин.
Сорванные дедлайны, «уход в астрал» и откровенная халтура — типичные претензии предпринимателей к сторонним сотрудникам. Не спасают ни сильные резюме, ни рекомендации предыдущих заказчиков, ни постоянный контроль — привлеченные сотрудники работают спустя рукава или вовсе пропадают. Что с этим делать?
Когда фрилансеры полезны
Судя по результатам исследования Accenture, 26,4% российских компаний рассматривает фрилансеров лишь как временный ресурс, позволяющий удовлетворять краткосрочные потребности.
По мнению Николая Гославского, генерального директора компании «Инициум» (производитель интерактивных киосков и разработчик софта для их производства), фрилансеру можно доверить только выполнение стандартных и желательно не самых срочных задач — дизайн сайта с несложной архитектурой, видеосъемку или технический монтаж. К такому выводу он пришел после опыта неудачного сотрудничества с фрилансерами.
Несколько лет назад в «Инициум» решили привлечь сторонних 3D-моделлеров. Требовалось разработать дизайн сенсорного терминала с учетом ряда условий (например, типа материала). Но результат разочаровал компанию: ни один внешний специалист не смог предложить приемлемого варианта. «Человек со стороны никогда не сделает лучше, чем специалист из команды, знающий все тонкости и особенности проекта, — убежден Гославский. — Понимание специфики сложных IT-продуктов у новых сотрудников приходит не сразу, а только в процессе ежедневной работы».
С ним согласен Сергей Козлов, генеральный директор компании «Мегаплан» (разработчик CRM-системы): «Модель Workforce Marketplace работает хорошо лишь тогда, когда речь идет о найме персонала с невысокой квалификацией, выполняющего стандартизированные задачи. Хорошие IT-разработчики — это высокооплачиваемый и высококвалифицированный персонал, который надо еще поискать на рынке. Таких сотрудников мало, и они на вес золота».
Основная причина использования фрилансеров — экономия, об этом говорят представители 35,8% российских компаний согласно исследованию Accenture. «Эта модель работает, когда нанимать в штат специалистов с узкой профильной квалификацией слишком затратно. А на привлечении их в качестве фрилансеров в нашем проекте Aktivо мы экономим 50–70%», — подсчитал основатель проектов KupiVIP, CarPrice и CarFix Оскар Хартманн.
Большинство фрилансеров — ИП на «упрощенке», они платят 6% с оборота, а не подоходный налог 13%, как штатные сотрудники. За них не нужно делать отчисления в социальные фонды. «Приятный бонус — минимизация расходов на оборудование и аренду. Оценить экономию можно в несколько десятков тысяч рублей в месяц на одного сотрудника», — говорит основатель маркетинговой компании Checkboxes.ru Александр Кроль.
А главное, снижается «риск недозагрузки» — если брать людей в штат, то зарплату им надо платить независимо от того, есть ли для них в данный момент работа или нет, а специалистам со стороны, как правило, платят за конкретный результат. «С фрилансерами этот риск гораздо меньше: люди собрались, сделали проект и разбежались», — подчеркивает Елена Кушелевич, управляющий директор российского Accenture Strategy — подразделения Accenture, отвечающего за построение стратегий клиентов.
При этом растет не только спрос на фриланс, но и его предложение — и это еще один мировой тренд, считают в Accenture. «Многие сотрудники сегодня склонны жестко выстраивать баланс между личной жизнью, свободным временем и графиком работы. Выбирая работу, молодые люди часто учитывают даже время года, на которое приходится реализация проекта, — говорит Кушелевич. — Специалисты в режиме фриланса нередко работают лучше, чем в штате крупной компании: у них больше энергии и желания достичь успеха в проекте, ведь они его сами выбрали и сами управляют своим временем».
Эмоции под контролем
«Фрилансеры совсем не «волшебная пилюля», их использование требует от нас самих развитых навыков. Очень важную роль играет качество найма, проработки функционала, четкого понимания роли сотрудника», — считает Александр Кроль. Обжегшись на первых опытах, бизнесмены обычно не отказываются от фрилансеров совсем, а выстраивают более эффективные схемы взаимодействия с удаленными сотрудниками.
Например, Максим Пулов из компании «Зоргтех» с самого начала детально обсуждает с фрилансерами каждый аспект проекта и старается оказаться с будущим сотрудником «на одной волне». Обязательно оговаривается и схема оплаты — фрилансер сам называет сроки выполнения работы, согласовывает их с Пуловым, а оплата рассчитывается из стоимости одного человеко-часа. По сути, фрилансер сам назначает себе гонорар и дедлайн, и это работает лучше, чем их назначение заказчиком. «Сотрудничество с фрилансерами отнимает очень много эмоций, но оно не только экономически выгодно, но и зачастую очень эффективно, — убежден Пулов. — Если выстроить работу правильно, провалов не будет».
Денис Шохалевич из агентства продвижения мобильных приложений Qmobi часто нанимает фрилансеров в качестве разработчиков, дизайнеров, медиабайеров. Основные проблемы происходят в случае плохо выстроенных коммуникаций, подтверждает он: «Обычно фрилансеры не могут быстро пообщаться с коллегами, поэтому теряют очень много информации. А переписка с ними в Skype или других мессенджерах иногда приводит к недопониманию. Со своими фрилансерами необходимо как можно чаще лично разговаривать».
Появляются даже специальные IT-решения для контроля над удаленными сотрудниками. Например, основатель сервиса заказа перевозок Fasten (работает не только в России, но и в США) Евгений Львов разработал систему онлайн-контроля эмоционального состояния фрилансеров, работающих операторами call-центра. «Система анализирует темп и тембр голоса, выражение лица, лексику и в онлайн-режиме отправляет отчет супервайзеру смены. Видит их и сам оператор: если показатели хуже требуемых, сотрудник обязан их скорректировать», — рассказывает Львов. Люди далеко не всегда адекватно оценивают свое эмоциональное состояние, начинают грубить, например, сами того не замечая, а эта IT-система помогает контролировать эмоции.
В целом «уберизация» экономики — отличная стимуляция для практики найма внештатных сотрудников, считают в Accenture. Онлайн-сервисы вроде Fasten, которые стремительно развиваются сейчас на рынках такси, перевозок, курьерской доставки, — основные драйверы развития рынка фрилансеров. Такие компании построены на самозанятых сотрудниках, не оформленных в штат. Но именно таким компаниям очень важно понимать своего клиента. «Скорость, с которой бизнес должен реагировать на изменения, должна быть намного выше, чем раньше», — говорит Кушелевич.
«Умные» биржи
Повышать эффективность фрилансеров будут «умные» онлайн-биржи трудовых ресурсов, прогнозируют в Accenture.
Уже сегодня для таких бирж разрабатываются сложные математические модели, призванные осуществлять подбор фрилансеров под определенные проекты по максимальному количеству важных для работодателя параметров. «Ближайшее будущее онлайн-бирж — это полностью автоматизированный инструмент с применением искусственного интеллекта, — говорит Елена Кушелевич. — Чем чаще наниматель пользуется ее услугами, тем быстрее и качественнее она будет отбирать кандидатов, предлагая именно тех людей, которые нужны, и загружая о них огромный объем подтвержденной информации. Все это будет происходить автоматически, главное — сформировать запрос».
Самая популярная в мире онлайн-биржа сейчас — это Upwork, на ней зарегистрированы сотни тысяч специалистов всех возможных профилей и квалификаций. Есть и другие — Freelancer, Gigster, Zhubajie. Они уже довольно сильно автоматизированы в отличие от российских аналогичных проектов — интернет-работодателей Workle, YouDo, «Фриланс.ру». Судя по отзывам заказчиков, как правило, подработку на отечественных ресурсах ищут низкоквалифицированные специалисты, а сотрудники-звезды пользуются «сарафанным радио».
Возможно, именно поэтому российский бизнес демонстрирует низкую готовность к использованию онлайн-бирж для привлечения независимых сотрудников: 28,3% отечественных работодателей вообще не использует онлайн-биржи (при средней цифре по другим странам в 13%), подсчитали в Accenture. Это самый высокий показатель среди опрошенных стран. В качестве поставщика рабочей силы для крупных проектов такие биржи рассматривают 17,9% российских компаний. В этом смысле страна существенно отстает от лидеров — Австрии (38,8%), Швейцарии (30,5%), Великобритании (22,5%). По мере роста автоматизации бирж спрос на поиск и наем фрилансеров через них будет неминуемо расти, уверена Елена Кушелевич.
По расчетам Accenture, качественный переход мирового бизнеса на модель Workforce Marketplace произойдет уже в ближайшие годы. Если сейчас в США в общем объеме работающих специалистов фрилансеров 15,5%, то к 2020 году их число может превысить 40%. Прогнозов по России консультанты пока не дают.