Максимальный объём трат из Фонда национального благосостояния (ФНБ), направленных на реализацию инвестиционных проектов, будет законодательно ограничен актом правительства. Об этом говорится в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022-й и плановый период 2023 и 2024 годов (есть в распоряжении "Известий"). Верхняя планка инвестиций из ФНБ составит 400 млрд рублей в год - эта сумма не будет оказывать значимого влияния на денежно-кредитную политику и устойчивость бюджета, но одновременно снизит неопределённость и станет ориентиром для бизнес-сообщества.
Одним из факторов бюджетной и долговой устойчивости выступает наличие достаточного объёма ликвидных средств в ФНБ, говорится в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на ближайшие три года. Из документа следует, что восстановление мировой экономики и рост цен на рынке энергоносителей позволят в ближайшее время начать финансирование новых инвестиционных проектов с их помощью.
Однако в долгосрочном периоде вероятно усиление нисходящей динамики нефтяного рынка, а рост платы за выбросы углерода приведёт к сокращению спроса на углеводороды. По некоторым оценкам, он может не восстановиться до уровня 2019 года. Поэтому необходимо консервативно подходить к инвестициям из ФНБ - как к их размеру, так и к выбору проектов, полагают в Минфине.
При этом вложения будут отвечать ряду условий. Во-первых, они должны быть возвратными и формировать доходность не менее стоимости заимствований госбюджета. Во-вторых, необходимо, чтобы проекты были интересны частному бизнесу, а доля инвестиций ФНБ не должна превышать 25% стоимости каждого из них.
Общий объём средств фонда, направляемый на такие цели, не должен превышать 400 млрд рублей в год, следует из документа. В таком случае инвестиции не будут оказывать значимого влияния на параметры денежно-кредитной политики и устойчивость бюджета, полагают в Минфине.
"Указанный объём целесообразно закрепить на законодательном уровне нормативным актом правительства, что позволит снизить неопределённость влияния бюджетной политики на денежно-кредитную и станет ориентиром для бизнес-сообщества", - сказано в документе.
Это позволит снизить бюджетные риски и риски реализации отобранных проектов, полагают в Минфине.
Министр финансов Антон Силуанов на заседании правительства 21 сентября заявил, что расходы из ФНБ на финансирование инвестпроектов на ближайшую трёхлетку составят 1,6 трлн рублей. А замминистра экономического развития Илья Торосов в интервью "Известиям" говорил, что общий объём инвестиций из ФНБ с учётом частных средств может составить 3,2 трлн рублей. По его словам, уже отобран пул из 32 проектов, восемь из которых стратегически важные.
"Известия" обратились в Минфин и Минэк с просьбой прокомментировать нововведения. В ведомстве Максима Решетникова заявили: весь комплекс реализуемых мер по перезапуску инвестиционного цикла, в том числе инвестирование ликвидной части ФНБ сверх 7% ВВП, а также реализация инфраструктурного "меню" регионами позволит достичь целевых темпов экономического роста.
ВОПРОСЫ РОСТА
В нынешней ситуации переполненного ФНБ, жёсткой денежно-кредитной политики, анонсированного профицита бюджета в 2022 году и даже, возможно, уже в 2021-м заявленная сумма в 400 млрд рублей представляется недостаточной для ускорения экономического роста, считает управляющий директор отдела макроэкономического анализа и прогнозирования агентства "Эксперт РА" Антон Табах. Однако главная проблема всё же не в финансировании, а в качестве самих инвестпроектов и их готовности к реализации. Это неоднократно признавали и в Минэкономразвития, отметил он.
Не согласился эксперт и с идеей ограничить максимальный объём инвестиций из ФНБ.
- Нужно устанавливать фиксированный минимум инвестиционных расходов фонда, а не максимум. При наличии потолка обязательства инвестировать хоть что-то не возникает. Установленный минимум же решает эту задачу: при любых обстоятельствах расходы на инвестиции должны быть выше этой планки, то есть по определению больше нуля, - предложил Антон Табах.
Сейчас можно говорить о том, что заданные правительством показатели инвестирования средств ФНБ оптимальны для разгонки экономики, возразила доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова Елена Воронкова. Для обеспечения устойчивого роста доля инвестиций в основной капитал должна приближаться к планке 25% валового продукта, в то время как в 2020 году этот показатель составил 18,8%, напомнила она.
При этом опыт развития мировой и отечественной экономики говорит о том, что лишь за счёт финансовых ресурсов государства разогнать ВВП после кризиса не удаётся. Решающее значение в этом процессе имеют частные вложения, стимул для которых привлекательный инвестиционный климат, который достигается только путём системных рыночных изменений, отметила Елена Воронкова.
Она добавила: обозначенный характер расходования средств ФНБ - нормальная мировая практика. А введённые жёсткие критерии инвестирования объясняются желанием правительства контролировать про-инфляционные факторы.
НУЖНО УСТАНАВЛИВАТЬ ФИКСИРОВАННЫЙ МИНИМУМ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РАСХОДОВ ФОНДА, А НЕ МАКСИМУМ. ПРИ НАЛИЧИИ ПОТОЛКА ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ИНВЕСТИРОВАТЬ ХОТЬ ЧТО-ТО НЕ ВОЗНИКАЕТ. МИНИМУМ ЖЕ РЕШАЕТ ЭТУ ЗАДАЧУ