Крушение 25 декабря самолета Ту-154 Минобороны над Черным морем унесло жизни 92 человек. Погибли начальник департамента культуры Минобороны Антон Гу-банков и практически весь состав легендарного хора, входящего в Ансамбль имени Александрова, вместе с руководителем коллектива Валерием Халиловым, один из самых известных в стране благотворителей Доктор Лиза - Елизавета Глинка, наши коллеги с "Первого канала", НТВ и "Звезды". Самолет, направлявшийся в сирийскую Латакию, вылетел в 5.25 из аэропорта Адлера, и через несколько минут - в 5.27 - связь с ним прервалась. Президент Владимир Путин объявил 26 декабря днем общенационального траура. Следствие рассматривает несколько версий катастрофы - в том числе теракт и плохое качество топлива, которым могли дозаправить самолет в Адлере.
Это была предновогодняя поездка в Сирию. Хор должен был выступить перед российскими военнослужащими на базе "Хмеймим". Судьба распорядилась иначе. 64 артиста Ансамбля имени Александрова, как сообщает Минобороны, и художественный руководитель, известнейший дирижер генерал-лейтенант Валерий Халилов погибли.
Лететь должен был и ведущий солист ансамбля Вадим Ананьев, которого за границей называют "Мистер Калинка". Но у артиста родился третий ребенок, и он не поехал в эту командировку.
- Я в таком состоянии, как будто меня стукнули по голове, более здравые мысли придут со временем. Первое - это шок. Я не поверил, до сих пор не верю. Мне кажется, что это нелепость... Говорят, я родился в рубашке. Наверное, не знаю, - сказал Вадим Ананьев в эфире телеканала RT.
Доктор Лиза - руководитель международной благотворительной организации "Справедливая помощь" Елизавета Глинка везла в Сирию медикаменты для раненых. 8 декабря 2016 года Владимир Путин подписал указ о присуждении Елизавете Глинке Государственной премии за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности.
Во время награждения Доктор Лиза произнесла горькую и, как оказалось, пророческую фразу: "Завтра я лечу в Донецк, оттуда - в Сирию, так же как и десятки других добровольцев, которые занимаются гуманитарной деятельностью. Мы никогда не уверены в том, что вернемся назад живыми. Потому что война - это ад на земле. И я знаю, о чем я говорю".
ХРОНИКА ТРАГЕДИИ
Связь с лайнером прервалась через две минуты после начала полета, когда самолет находился в пяти километрах от берега Черного моря. Фрагменты корпуса были обнаружены в 1,5 км от Сочи на глубине 50-70 м. Большой радиус разлета обломков и отсутствие сигнала о бедствии от экипажа перед катастрофой позволили некоторым экспертам выдвинуть версию о взрыве на борту.
К вечеру воскресенья были обнаружены тела одиннадцати погибших.
Как рассказал официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков, район поиска разбит на секторы и распределен между задействованными силами. Поиск идет в круглосуточном режиме. А чтобы подсветить в ночи береговую линию, работают прожекторные установки и спецтехника. В поисках задействованы 27 военных кораблей и гражданских судов, 37 водолазов, четыре вертолета, БПЛА и телеуправляемые глубоководные аппараты.
Планируется, что в район авиа катастрофы с других флотов дополнительно будут доставлены более 100 водолазов-глубоководников со спецоборудованием. Всего в поисково-спасательных мероприятиях принимают участие более 3 тыс. человек.
Минздрав распорядился разместить в аэропорту Сочи две бригады скорой медицинской помощи, трех психологов и сформировать 48 бригад скорой медицинской помощи, сообщил в воскресенье директор департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава Олег Салагай. Он также рассказал, что сформированы бригады из десяти врачей - судебно-медицинских экспертов и 15 бригад медицинских психологов (из 30 человек).
Министр транспорта Максим Соколов, возглавивший правительственную комиссию по расследованию авиакатастрофы, заявил, что "все основные мероприятия и вся организация работы с родственниками будут проходить в Москве, в Министерстве обороны, куда будут доставлены тела погибших". Он также сообщил, что все генетические экспертизы будут проводиться в лабораториях Минобороны.
РАССЛЕДОВАНИЕ КАТАСТРОФЫ
Как рассказала "Известиям" в воскресенье и.о. руководителя управления информации Следственного комитета России Светлана Петренко, по поручению председателя СКР Александра Бастрыкина уголовное дело по факту крушения самолета Ту-154 в Краснодарском крае передано в центральный аппарат СК России для наиболее полного и объективного расследования. Дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия). - Кроме того, по поручению Александра Бастрыкина к месту крушения самолета выдвинулась группа следователей и криминалистов центрального аппарата СКР, которые имеют большой опыт расследования авиационных происшествий, - уточнила Светлана Петренко.
Дело было возбуждено военным следственным отделом СК РФ по Сочинскому гарнизону. Для расследования авиакатастрофы сразу же была создана оперативно-следственная группа, в состав которой вошли следователи военного следственного отдела СКР по Сочинскому гарнизону, а также криминалисты военного следственного управления СКР по Южному военному округу.
Чтобы установить все обстоятельства трагедии, следователи изъяли предполетную документацию, допрашивают всех, кто руководил полетом, и технический персонал, готовивший борт к вылету и проводивший его дозаправку.
Как уточнила Светлана Петренко, глава СКР распорядился создать группу из сотрудников центрального аппарата ведомства, как только стало известно о катастрофе. Сейчас сводная группа следователей и криминалистов из Москвы, Краснодарского края и Сочинского гарнизона работает на месте.
В воскресенье вечером председатель СКР Александр Бастрыкин провел оперативное совещание в Сочи. Как сообщила Светлана Петренко, открывая заседание, Александр Бастрыкин попросил представителей Минобороны передать слова соболезнования родным, близким и коллегам погибших на боевом посту товарищей.
- Невосполнимой утратой для страны стала и гибель Елизаветы Глинки, с которой у Следственного комитета сложились тесные и добрые отношения. Именно благодаря Доктору Лизе были спасены десятки детей Донбасса, в судьбе которых принимает участие и СК России. В память о героическом Докторе Следственный комитет продолжит начатую с Елизаветой Глинкой совместную работу по предупреждению травмирования и гибели детей в зонах боевых действий, - сообщила Светлана Петренко. - Также слова соболезнования председатель СК России высказал в адрес родных и коллег погибших журналистов, один из которых, Михаил Лужецкий, был и нашим коллегой, работал ранее следователем. Погибшие журналисты были профессионалами своего дела и патриотами своей страны.
Ход расследования уголовного дела находится наличном контроле председателя Следственного комитета.
ВЕРСИИ: НЕИСПРАВНОСТЬ, ТЕРАКТ, ТОПЛИВО Следствие рассматривает две основные версии - техническую неисправность и ошибку экипажа. Самолет взлетел, затем набор высоты прекратился и начался разворот со снижением. В процессе разворота или после него самолет мог врезаться в воду. Это возможно при потере тяги (возможно, были проблемы с двигателем) и полном или частичном отказе управления. А времени на исправление ошибки в этом случае просто не хватает.
Не отбрасывают пока и версию теракта, поскольку пилоты ничего не успели передать на землю. Шла вторая минута полета. Самолет пропал с радаров во время разворота над морем. А разлет обломков довольно велик - 1,5-8 км от берега. Такое обычно бывает, когда самолет разваливается в воздухе, как это произошло с аэробусом А-321 над Синаем в октябре 2015 года. Впрочем, пока что на найденных телах следов взрывчатки не обнаружено. А обломки могло отнести течением, поскольку с момента катастрофы до обнаружения прошло почти четыре часа.
Однако "Известия" выяснили, что следствие рассматривает еще одну версию катастрофы. Кроме проверки документации и опроса должностных лиц следователи СКР провели в воскресенье заборы авиационного керосина, которым дозаправили самолет в аэропорту Адлер.
Как сообщил "Известиям" источник, близкий к следствию, не исключена версия, что именно плохое качество топлива могло стать причиной катастрофы. Эту рабочую версию может подтвердить или опровергнуть экспертиза
- Три двигателя одновременно отказать не могут, - заявил "Известиям" заслуженный летчик-испытатель, Герой России полковник Игорь Маликов. - Это возможно только тогда, когда топливо некондиционное. Но так как это международный аэропорт с серьезным контролем и после крушения из него вылетают самолеты, эта версия представляется маловероятной.
Игорь Маликов также предположил, что к катастрофе могла привести рассинхронизация при убирании закрылков: если из-за нарушения механизма закрылки переводятся из взлетного положения в полетное не одновременно, появляется сильный боковой крен, справиться с которым экипаж не всегда в состоянии. Летчик-испытатель не исключил также версии теракта. Особенно странным выглядит молчание экипажа перед крушением. Однако против версии теракта говорит то, что самолет изначально должен был лететь в Моздок, а не в Сочи.
Летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев в разговоре с "Известиями" выразил искреннее недоумение: "Я вообще не понимаю, как это могло случиться. Эта катастрофа необъяснима".
- Соболезную всем своим коллегам. Этот самолет я знаю. Он очень надежный, служил летающей лабораторией по программе ВКС "Буран". Мы на нем делали сотни полетов с выключенными двигателями. Это единственный самолет, который вошел в штопор и вышел из него, - сказал "Известиям" Магомед Толбоев. - Техническое обслуживание Министерство обороны проводит регулярно. Система безопасности на высочайшем уровне. Экипажи подготовлены как нигде. Что могло случиться? Это какая-то мистика. Мне кажется, это уже старые самолеты начинают мстить за то, что мы новые самолеты не создали в России.
По мнению летчика-испытателя, версии о технической неисправности и ошибке экипажа выглядят неправдоподобно.
- Какие могут быть технические причины? Птичка попала, где-то что-то замкнуло? Не может быть! Это же пассажирский самолет, не истребитель, где все происходит очень быстро. Ничто не предвещало. А что случилось - это просто мистика, - считает Магомед Толбоев. - То же самое с недавней жесткой посадкой Ил-18 - это самолет, который не падал никогда Не может упасть этот самолет, ну никак не может! Но упал. Продолжение темы на стр. 06,07
Ту-154 никогда не считался "учебной партой"
Летчики называют самолет, потерпевший крушение в районе Сочи, надежным и предсказуемым. По словам специалистов, Ту-154Б-2 - одна из самых массовых версий авиалайнеров семейства Ту-154. С 1978 по 1986 год было выпущено почти четыреста самолетов этой модификации. О том, чем отличаются модификации Ту-154 и почему эта машина считается очень надежной, "Известиям" рассказали эксперты. В отличие от прежних моделей лайнера, Б-2 получила новую автоматизированную систему управления, также на самолете появились новые шасси и тормозная система с воздушным или водяным охлаждением. Благодаря таким техническим решениям количество пассажиров выросло со 160 до 180 человек, на несколько тонн увеличилась и грузоподъемность воздушного судна. Ту-154Б-2 Воздушно-космических сил (ВКС) России прошли дополнительную модернизацию. На них были установлены специальные системы связи, в том числе спутниковые. Внешне военный борт от гражданского можно отличить по небольшой вытянутой антенне, расположенной перед вертикальным стабилизатором (хвостом) авиалайнера.
Также военные "сто пятьдесят четвертые" получили системы, позволяющие им выполнять полеты на гражданских авиалиниях. В том числе систему, предупреждающую о возможном столкновении, - TCAS (Traffic Alert and Collision Avoidance System). Как рассказал "Известиям" бывший военный летчик-командир, Ту-154 - достаточно "строгий" в управлении самолет, требующий хорошей квалификации пилотов. - Машина "строгая в пилотировании", но вполне надежная и предсказуемая, - сказал собеседник "Известий". - Он никогда не считался "учебной партой", и командирами экипажей всегда назначали людей с опытом. Почувствовать разницу пилот может только тактильно, когда машина выполняет определенные операции. Борт RA-85572 был передан в 8-ю ДДОН еще в декабре 1983 года. С 1996 года машина практически не эксплуатировалась, находясь на хранении на аэродроме Чкаловский. Но в 2009 году борт 85572 прошел ремонт и вернулся к активной эксплуатации. За это время Ту-154Б-2 в среднем проводил в воздухе не менее 23 часов в месяц. За 33 года эксплуатации борт 85572 провел в воздухе 6689 часов. По словам представителей Минобороны, так как Ту-154 ВКС России активно выполняют международные полеты, большое внимание уделяется их техническому состоянию. Все регламентные работы выполняются строго в назначенное время, иначе самолет просто не будет допущен в воздушное пространство других стран.
Дмитрий Литовкин, Алексей Рамм
Свечи на камнях сочинского пляжа - знак общенационального траура