ТОП 10 лучших статей российской прессы за
July 9, 2021

Что написано на заборе

Рейтинг: 0

Автор: Дмитрий Бутрин. Коммерсантъ Weekend

Тоска по общегосударственной идеологии периодически охватывает российских политиков, и, видимо, уже не за горами то время, когда в нашу жизнь вернется важнейший идеологический инструмент — лозунги. Текущая политическая конструкция в стране даже проще советской, а национальная политическая культура создается именно постоянным наслоением лозунгов один на другой


Кому говорят!
(Планы партии — планы народа)

Осознавая неизбежность в будущем попыток воссоздания идеологии, мы хотим на вполне привычном советском материале показать две особенности советской лозунговой культуры. Первая: всякий энергичный призыв, выдвинутый и поддержанный миллионами, имеет стоимость и неизбежные побочные эффекты от реализации. Лозунги не бесплатны, а тем более советские. Второй момент — советские лозунги являются лозунгами лишь отчасти. В коммунистическом призыве «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» понятно, кто к кому обращается и к чему призывает: партия предлагает пролетариям видеть друг в друге соратников. Но посмотрите с этой точки зрения на любой лозунг времен развитого советского социализма. «Планы партии — планы народа» — кто это говорит и кому, партия народу или народ партии? Вроде бы верно и так и так, но тогда — кому это сообщается? Заокеанским врагам — но тогда почему на русском языке? Между тем безадресные и бессубъектные сообщения, главная цель которых — коллективно информировать метафизическую пустоту о том, что мы решили объявить истиной, возможно, и есть главная особенность советского строя. Это довольно сложно повторить — такой уровень абстракции в СССР вырабатывался десятилетиями. Возможно, в нынешнем сверхэмоциональном мире советское наследие остается привлекательным своей выдающейся абстрактностью при удивительной энергичности. Но стоит понимать, что язык советского плаката плохо годится для того, чтобы с его помощью объяснять, куда вы призываете всех идти.


Без Америки нет коммунизма!
(Догоним и перегоним Америку!)

Обычно этот лозунг ассоциируется с первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым, действительно положившим его в основу Третьей (и последней) программы КПСС — с 1961-го по 1989 год главной идеологической программы советского общества. Хотя на практике собственно строительство коммунизма закончилось достаточно быстро — к 1971–1972 годам государственные издательства уже почти не издают массовой литературы, объясняющей членам социалистического общества, как все будет предположительно устроено в обществе без денежного оборота и с бесплатностью большей части товаров и услуг,— саму по себе конечную цель никто не отменял почти до самой гибели СССР. Надо отметить, что при трезвом рассмотрении коммунизм Хрущева как не был ни абсолютно недостижимым экономическим строем, так и не предполагал рая на земле. Речь в основном шла о том, что советская экономика обеспечит все население СССР на безвозмездной основе основными благами по довольно скромным нормам: квартира, медицина, питание, общественный транспорт и все, что связано с детьми и инвалидами,— в том объеме, в котором это позволяет производительность труда. Можно (и экономисты делают это) спорить о том, насколько устойчивой будет такая экономика, но сама по себе программа абсолютно невыполнимой не выглядит.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни