Осужденному за оправдание терроризма социологу Борису Кагарлицкому (внесен в реестр иностранных агентов) ужесточили наказание. Апелляционный военный суд поддержал позицию гособвинителя и приговорил его к пяти годам лишения свободы вместо назначенного ранее штрафа в 609 тыс. руб. Защита социолога, ранее называвшего судебный штраф «победой здравого смысла», заявила о намерении добиваться полной отмены приговора. В Кремле приговор комментировать отказались.
Апелляционный военный суд (Власиха, Московская область) заседал по делу Бориса Кагарлицкого в закрытом режиме; журналисты наблюдали ход процесса с КПП городка по видеотрансляции. Уголовное дело в отношении Бориса Кагарлицкого было возбуждено в июле 2023 года подразделением ФСБ России по ч. 2 ст. 205.2 УК РФ (публичное оправдание терроризма, совершенное с использованием информационно-коммуникационных сетей, в том числе сети интернет). Поводом стала жалоба депутата совета Ухты Республики Коми Леонида Красноперова, потребовавшего дать правовую оценку видеоролика «Взрывное поздравление кота Мостика» (опубликован социологом в октябре 2022 года). Гособвинитель в первой инстанции требовал приговорить Бориса Кагарлицкого к пяти с половиной годам лишения свободы. Но Второй западный окружной военный суд в декабре 2023 года ограничил наказание для Бориса Кагарлицкого штрафом в 609 тыс. руб. Гособвинение посчитало приговор «чрезвычайно мягким» и обжаловало его, потребовав приговорить социолога к пяти с половиной годам лишения свободы. В Апелляционном военном суде позицию прокуратуры поддержали, назначив Борису Кагарлицкому пять лет колонии общего режима, а заодно запретив администрировать сайты в течение двух лет (это также было требованием гособвинения). Господин Кагарлицкий, пришедший на заседание с вещами, был взят под стражу в зале суда.
Российский социолог и политолог, кандидат политических наук Борис Кагарлицкий — главный редактор интернет-издания «Рабкор» и автор одноименного YouTube-канала. Советский диссидент Кагарлицкий выпускал в 1979 году самиздатовский журнал «Левый поворот». В 1980 году после допроса в КГБ был отчислен из ГИТИСа за «антиобщественную деятельность». В 1982 году господина Кагарлицкого и пятерых его соратников арестовали за антисоветскую агитацию по так называемому делу молодых социалистов; он провел в СИЗО «Лефортово» около года. В 1986 году вместе с Глебом Павловским и Григорием Пельманом создал одну из первых политических дискуссионных площадок в СССР — Клуб социальных инициатив. В 1990 году стал депутатом Моссовета от блока «Демократическая Россия». В 1991 году создал незарегистрированную Партию труда (просуществовала около пяти лет), в 2005 году участвовал в создании «Левого фронта». В 2019 году участвовал в выборах в Мосгордуму, а в 2021 году — в Госдуму, но депутатом не стал; много лет вел исследовательскую и преподавательскую работу. Сам господин Кагарлицкий называет себя марксистом.
Социолог находился в СИЗО с июля по декабрь 2023 года. В августе 2023 года Росфинмониторинг внес его в перечень террористов и экстремистов. В ходе процесса в первой инстанции экспертиза установила, что опубликованный социологом ролик «содержит психологические и лингвистические признаки признания идеологии и практики совершения взрыва, устрашающего население и создающего опасность для человека». Сам господин Кагарлицкий приводил суду такую историю появления ролика: в ходе возведения моста через Керченский пролив на строительстве появился кот Мостик, который прижился у рабочих и стал символом проекта. Кот упоминался в заголовке видеоролика, опубликованного господином Кагарлицким в связи с терактом на Крымском мосту 8 октября 2022 года (в этот день на мосту был осуществлен подрыв грузовика со взрывчаткой, приведший к обрушению части конструкции). Борис Кагарлицкий заверил, что умысла на оправдание теракта не имел. «Каждый понимает в меру своей испорченности»,— прокомментировал он ход размышления авторов экспертизы. Господин Кагарлицкий также рассказывал суду, что после вхождения Крыма в состав РФ он дважды ездил на полуостров для проведения соцопросов, а после начала СВО не допускал оценок внешней политики России.
В июле 2023 года спецкор “Ъ” Андрей Колесников спросил Владимира Путина: «Нормально ли, что людей арестовывают за произнесенные или написанные слова?» — и в качестве примера привел дело Бориса Кагарлицкого. Президент ответил, что должно быть «определенное отношение к тем людям, которые наносят нам ущерб внутри страны», и добавил, что социолога не знает. В октябре 2023 года на заседании дискуссионного клуба «Валдай» господину Путину вновь задали вопрос о деле господина Кагарлицкого, отметив, что он «никогда не был против России». Президент пообещал разобраться в вопросе. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков во вторник затруднился сказать, знает ли Владимир Путин о решении Апелляционного военного суда. «Мы не можем комментировать судебные решения и не будем этого делать»,— добавил господин Песков.
Защита социолога, который ранее счел приговор первой инстанции «победой здравого смысла», пообещала обжаловать нынешний приговор.
«Считаем, что решение принято с большим количеством нарушений, а наших доводов суд не услышал. Есть основания не только для смягчения наказания, но и вообще для отмены приговора»,— сказал адвокат Сергей Ерохов. По его словам, Борис Кагарлицкий «допустил некорректное высказывание, которое никак не может истолковываться как оправдание терроризма».
Политолог Сергей Марков считает, что господин Кагарлицкий— «один из немногих известных в мире марксистов из России», поэтому приговор может привести «к сильному уменьшению поддержки России в десятках стран»: «Все умные люди иногда говорят глупости. Так можно всех умных пересажать». Дочь социолога Ксения Кагарлицкая сообщила, что ее отец не планировал уезжать из России.