Помните, как Киса Воробьянинов гордился своим пиджаком? «Я его 15 лет ношу, а он все как новый!» Немецкий дизайнер Томас Ингенлат тоже вправе гордиться замечательным «костюмчиком», который он «сшил» для Volvo ХС90. Машину второго поколения выпускают уже десять лет, а она все как новая. За это время большой шведский кроссовер пережил два рестайлинга: в 2019 и 2024 году. Вот с результатами последнего нам и предстоит познакомиться. Ведь с нынешней весны такую машину можно купить в России.
И где же ты, «молот Тора»? Ровно 10 лет назад характерные Т-образные фары, украсившие надменную физиономию 90‑го, вызвали живой интерес. По задумке дизайнеров «Вольво», светодиодный молот скандинавского бога грома должен был символизировать уникальные качества «первого в мире SUV без компромиссов», соединившего в себе «маневренность компактного автомобиля, чувство безопасности в просторном салоне и наплыв адреналина, который обеспечат мощные, но экономичные двигатели».
В прошлом сентябре выражение лица Volvo ХС90 изменилось: глаза-фары стали заметно уже, а могучий молот Мьельнир напоминает теперь, скорее, банальные светодиодные стрелы, которые встретишь на десятках китайских моделей. Решетка радиатора, что за десять лет успела побывать и выпуклой, и вогнутой, лишилась толстой хромированной рамки, расплылась в ширину, ужалась в высоту и получила несколько странный рисунок — косые планки переплетаются в центре на манер конверта. Заметно изменился передний бампер: по бокам образовались узкие вертикальные щели, а снизу оттопырилась губа воздухозаборника.
Похоже, такая интерпретация его идей не очень понравилась создателю машины — 1 октября 2024 года Ингенлат покинул компанию, в которой дорос до должности вице-президента по дизайну.
Мы скучали
Но мы-то любили ХС90 не только за внешность, правда? А за что? После 2022 года, когда шведская марка вслед за остальными «европейцами» оставила Россию, мы уже начали забывать, какие они есть на самом деле — машины из Европы.
Первое ощущение, когда из китайского автомобиля пересаживаешься за руль европейского, — рабочие на заводе в КНР просто чуть не дотягивают все гайки: от подвески до деталей кузова. Машина не едет по дороге, а как бы плывет, покачивая тебя из стороны в сторону, а ты все время пытаешься ее повернуть в нужном направлении и затормозить так, чтобы не перегреть диски. Но за рулем Volvo ХС90 шведской сборки я ежесекундно чувствовал настолько линейную и молниеносную связь между подвеской и рулем, такую острую реакцию колес, что и на миллиметр боишься сделать неверное движение.
Помимо всего прочего, подвеска ХС90 второго поколения ничем не похожа на ту, что устанавливают на китайские кроссоверы. Спереди это не обычные стойки McPherson, а гораздо более прецизионная конструкция на двойных поперечных рычагах. А сзади и вовсе экзотика — упругим элементом в многорычажке служат не пружины, а поперечная листовая рессора из композитного материала. А в нашей, самой дорогой гибридной версии, установлена пневмоподвеска, которая умеет изменять клиренс и оптимально сочетать характеристики управляемости и комфорта.
Как я скучал по этим ощущениям! Машина воспринимается единым целым: с какой скоростью нажимаешь на педаль газа, с такой отзывчивостью и разгоняется автомобиль. Дуэт коробки и мотора поражает давно забытой на китайском безрыбье слаженностью, они действуют в унисон, четко, без доли секунды запаздывания. И тормоза у ХС90 не просто есть, они действительно эффективно работают, на высокой скорости ты в них уверен и можешь себе позволить намного больше — пусть водителям «Вольво» это и не свойственно.
Гибридная составляющая
Но как удержаться, если под правой педалью у меня запас в 455 л. с. мощности и 709 Нм крутящего момента? Именно столько выдает гибридная установка XC90 T8. В нее входит расположенный спереди 2,0‑литровый турбомотор в 315 сил с интегрированным в 8‑диапазонный автомат Aisin мотор-генератором на 41 кВт, установленная в центральном тоннеле литий-ионная батарея емкостью 18,8 кВтч и задний электромотор в 64 кВт.
В меню на центральном дисплее я могу выбирать любой из пяти режимов вождения. Полностью электрического Pure хватает на 70 км спокойной езды. В смешанном Hybrid в приоритете электротяга — если, конечно, батарея не разряжена. Динамичный Power позволит почувствовать себя Шумахером и испытать, что такое 5,6 секунды с места до сотни, когда перегрузка вдавливает тебя в кресло и попутки на светофоре остаются далеко позади. Все три мотора подключаются одновременно, ракетное ускорение и полный привод для лучшего сцепления с дорогой делают свое дело.
Подключает задние колеса электрогидравлическая муфта Haldex 5‑го поколения, позволяя владельцу иногда съезжать с асфальта. Для таких экскурсий предназначены еще два режима, в которых одновременно активируется пневмоподвеска, увеличивая клиренс с дорожных 210 аж до 267 мм. AWD — это постоянный полный привод, а в Off-road автоматика сама выбирает, сколько ведущих колес задействовать.
Приметы времени
За прошедшие десять лет техника Volvo ХС90 Т8 изменилась мало. Чуть мощнее стали электромоторы, вдвое увеличилась емкость батареи. Вот и интерьер кроссовера, спроектированный англичанином Робином Пейджем (на его счету, между прочим, королевские лимузины для Елизаветы II), остался прежним, по-скандинавски сдержанным и роскошным одновременно. Но время-то идет! В 2019‑м медиасистему Sensus подружили с Android Auto, но диагональ 8,2 дюйма, согласитесь, уже тогда смотрелась несколько по-сиротски. В ходе прошлогоднего рестайлинга ее увеличили до 11,2 дюйма. Но сделали это не слишком изя-щно.
Средних по нынешним временам размеров вертикальный дисплей словно просто навесили на переднюю панель в последнюю минуту — смотрится он на редкость чужеродно. Это решение повлекло за собой новую форму дефлекторов вентиляции и массивный наплыв под экраном с пультом кондиционера — прежний был куда изящнее. Хорошо, что под ним предусмотрена площадка под телефон с беспроводной зарядкой. Но выглядит она, опять же, не очень. Может, оттого что, на радость Грете Тунберг, пластик отделки прошел повторную переработку?
Не исключено, что самому Пейджу, как и его коллеге Ингенлату, новые китайские дизайнерские тренды пришлись не по вкусу — еще в 2023 году англичанин вернулся в Bentley. Но дело его живет. Придуманный Робином хрустальный селектор АКП на конвейер в Торсланде, как прежде, поставляет стеклянная мануфактура из шведской деревушки Оррефорс. Цветовая гамма и материалы салона ХС90 все так же тщательно подобраны, радуют глаз и на ощупь приятны. Если вставка, то не пластик под дерево, а настоящий деревянный шпон, если хром или алюминий, то это точно металл, если сиденья в коже, то нет сомнений, что это натуральная наппа.
Передние кресла безупречны: профиль, набивка, диапазоны многочисленных регулировок, позволяющие подобрать удобную посадку под любой рост. Кроме электропривода с памятью, в них по умолчанию установлены обогрев, вентиляция и массаж. А какая в Volvo ХС90 акустика! Аж 19 динамиков аудиосистемы Bowers & Wilkins с 1400‑ваттным усилителем в сочетании с отменной шумоизоляцией, да когда в салоне ничего не скрипит и не гремит, обеспечивают атмосферу концертного зала.
Дела житейские
Второй ряд, как прежде, просторен, его можно двигать вперед-назад, спинки дивана регулируются по углу наклона при помощи электропривода, причем разделены они не как обычно, 2/3, а в соотношении 40/20/40. У пассажиров есть собственный пульт 4‑зонного (!) климат-контроля, обогревы крайних сидений, шторки и прочие радости жизни. Кроме того, за дополнительные примерно 150 тысяч рублей можно получить 7‑местный вариант с третьим рядом сидений и отдельным кондиционером для него.
Особая гордость фирмы — трепетное отношение к безопасности. С выходом ХС90 шведы обещали, что в 2020 году никто из водителей или пассажиров кроссовера не погибнет в результате ДТП. И сегодня арсенал систем безопасности машины куда шире, чем даже улучшенный китайский набор из шести подушек: помимо системы электронных помощников Pilot Assist, адаптивных круиз-контроля и фар, у ХС90 есть и коленный эйрбег водителя и система защиты передних седоков от плетевых травм.
Понятно, что и проверку на безопасность Volvo ХС90 выдержал самую серьезную, получив максимальное количество звезд от EuroNCAP. Вот только заплатить за истинно европейские ценности придется по самому высокому разряду: цены на шведский кроссовер у официального дилера начинаются с 11,5 млн рублей, а если вы захотите сэкономить на топливе и купить гибридную версию, придется добавить еще полтора. Словом, этот детокс в качестве очистки организма может позволить себе не каждый менеджер, а скорее специалист с приставкой «топ».
Вердикт
Volvo ХС90 — удобнейший в повседневной эксплуатации, на удивление быстрый, большой и комфортабельный кроссовер с огромным функционалом. Его владелец будет получать удовольствие от вождения каждый день — и по дороге на работу, и отправляясь в дальнее путешествие всей семьей. Вот только удовольствие это не из самых доступных.