На рынок труда активно выходит поколение 25-30-летних работников, которые готовы не только работать, но и активно общаться. Им интересна не только высокая зарплата и офис у метро, но и комфортное общение и личностный рост. Некоторые работодатели уже расширяют список нематериальных бонусов и даже готовы спрашивать сотрудников, чего бы они хотели, ведь по ряду профессий наметился кадровый голод.
Если раньше полис добровольного медицинского страхования (ДМС) был пределом мечтаний, то теперь компании готовы брать на себя оплату медуслуг и телемедицины. В офисах появляются детские комнаты, чтобы сотрудники могли приходить на работу с ребенком, вводятся внутренние валюты, которые можно потратить на товары компании. При этом новый подход может оказаться для работодателя даже экономичнее, чем обычные условия организации труда.
Выплата денежных премий, конечно, остается распространенным методом мотивации сотрудников, ее используют 62% компаний. Но нематериальные средства мотивации уже ее теснят. Порой они используются даже чаще, чем денежные вознаграждения, свидетельствуют данные Ассоциации менеджеров России. ДМС предоставляют уже 88% крупных компаний, а корпоративные тренинги проводят 65% организаций.
Состав компенсационных пакетов - нематериальных способов стимулирования сотрудников - меняется под давлением ряда факторов. Во-первых, свое влияние оказала пандемия. Удаленный формат работы сделал менее популярными компенсации затрат за проезд и питание, рассказывает директор по персоналу и организационному развитию сервиса "Работа.ру" Юлия Санина. В то же время гораздо чаще работодатели стали предоставлять технику, необходимую для работы из дома, или компенсировать сотрудникам ее стоимость.
Все чаще обучение от компании становится непрофильным. На пике популярности изучение английского языка, которое работодатель полностью или частично берет на себя. Но все больше компаний готовы предоставлять сотрудникам площадки для неформального общения, в организациях начали возрождаться книжные и образовательные клубы. К примеру, в компании "ВсеИнструменты.ру" есть корпоративная подписка на "Литрес" и книжный клуб, а в ЮMoney регулярно читают лекции на популярные темы.
Поколение 25-30-летних, которое сейчас представляет основную массу соискателей, является также и наиболее требовательным. Мотивирующие бонусы они воспринимают как должное и готовы диктовать собственные условия. "В нашей компании периодически проводятся опросы, что можно улучшить. И сотрудники спрашивают, почему на кухне нет сухофруктов, интересуются, можно ли купить другие конфеты и сменить поставщика пирожков, потому что эти невкусные", - рассказывает Евгения, сотрудница одной московской компании.
Но требовательнее становится не только молодое поколение.
Минимальная безработица и нехватка кадров создают конкуренцию за работников. И нематериальные механизмы помогают выиграть в борьбе за сотрудника. В ряде случаев нематериальные механизмы стимулирования оказываются дешевле материальных. К примеру, многие компании оформляют корпоративные подписки на книжные ресурсы, обучающие или агрегаторов скидок.
Бизнес охотно предоставляет скидки на собственную продукцию и товары партнеров. Если раньше это было свойственно торговым компаниям, то сейчас часто встречается в сфере красоты и здоровья, автосервисах и общепите, у сотовых операторов и в салонов связи, а также в банковском секторе. Появляется все больше компаний, которые готовы предоставлять бонусы в нестандартной форме. К примеру, вводят собственные корпоративные валюты, которую сотрудники "зарабатывают" по результатам своей работы и могут потратить на определенные товары, обучение, лечение или спорт.
Ставший уже традиционным ДМС изменился. И также в сторону экономии, но не в ущерб сотрудникам. Компании реже ограничиваются покупкой полиса. "Работники могут выбрать, хотят ли они, чтобы компания компенсировала им страхование жизни и здоровья или услуги телемедицины. И мы видим, что молодое поколение чаще выбирает телемедицину, в то время как сотрудники более старшего возраста - страхование жизни и здоровья", - рассказывает Юлия Корочкина, директор по персоналу торговой сети "Технониколь". В ряде компаний сотрудникам компенсируют затраты на лечение, в случае критических заболеваний дают дополнительный оплачиваемый отпуск, а к стандартной выплате за больничный добавляют доплату до оклада.
Наиболее щедры компании со штатной численностью более 1000 сотрудников, отметили в исследовательском центре портала Superjob.ru. Самые объемные компенсационные пакеты у ИT-компаний и торговых предприятий. Производственные предприятия чаще дарят сотрудникам подарки к праздничным датам и организуют питание. Компенсируют расходы работников на мобильную связь и предоставляют служебный транспорт чаще в строительных организациях.
Изменение компенсационных пакетов объясняется не столько щедростью компаний, сколько выстраиванием диалога. Работодатели начинают слышать своих сотрудников, отвечать на их запросы. К примеру, уже в 6% компаний создали в своих офисах детские комнаты, чтобы родители могли приходить на работу с детьми, сообщили в "Авито Работа".
Такие инициативы не рождаются с подачи руководства. Они являются ответом на потребности сотрудников. Сформировались коллективы, где люди работают удаленно. И перед работодателями встала задача сплотить тех, кто встречается редко. Для этого используются очные и заочные встречи и семинары. Наиболее охотно компании готовы вкладываться в обучение. "С одной стороны, работодатель получает более профессиональных людей, с другой - показывает, что сотрудники и их личный успех ему небезразличны", - рассказывает Константин Борисов, организатор премии в области создания сильных команд Team Awards.
На рынке намечается раскол. По данным международных исследований, спрос среди сотрудников на удаленный формат работы остается еще довольно высоким - на уровне 50%. А вот вакансий с такими условиями все меньше, даже в ИT-индустрии. В начале 2023 года их было всего 15%.