Завершившийся в среду визит заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд в Москву был «полезным», «конструктивным» и «предметным». Так его характеризовали в МИД РФ и Госдепартаменте США. Между тем по ключевым проблемам двусторонней повестки, включая «дипломатические войны», прорывов достичь не удалось. Более того, стороны признают, что кризису еще есть куда развиваться.
Отношения России с действующей администрацией США «вполне конструктивные». Об этом в среду в ходе форума «Российская энергетическая неделя» заявил президент РФ Владимир Путин. «В целом у меня рабочие, достаточно, на мой взгляд, устойчивые отношения сложились с президентом (США Джо.— “Ъ”) Байденом»,— подчеркнул российский лидер. Обсуждение дальнейших контактов с его американским коллегой, как отметил президент, стало одной из тем повестки визита Виктории Нуланд в Москву.
Замгоссекретаря США прибыла в российскую столицу в понедельник. До переговоров, как сообщил в Twitter пресс-секретарь американского посольства в Москве Джейсон Ребхольц, она наслаждалась «бабьим летом» в Спасо-хаусе — резиденции посла вблизи Арбата. Во вторник госпожа Нуланд провела почти двухчасовой разговор с заместителем главы МИД РФ Сергеем Рябковым и заместителем главы Минобороны РФ Александром Фоминым, а в среду встретилась с помощником президента РФ Юрием Ушаковым и заместителем главы администрации российского лидера Дмитрием Козаком.
Переговоры с российскими коллегами госпожа Нуланд и Белый дом комментировали скупо, называя их «продуктивными», «полезными» и «конструктивными».
«Мы по-прежнему привержены стабильным и предсказуемым отношениям»,— передал слова заместителя госсекретаря пресс-секретарь посольства США.
Более откровенным в оценках визита замгоссекретаря США был пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Не нужно сетовать на то, что сразу не получается выйти на какие-то прорывные договоренности,— сказал он в среду.— Слишком большие у нас в двусторонних отношениях авгиевы конюшни. Их не разгребешь так сразу». Тем не менее подобные контакты, по словам господина Пескова, «своевременны и необходимы» и идут в продолжение «духа Женевы», то есть договоренностей, достигнутых президентами РФ и США на четырехчасовой встрече 16 июня.
Темы переговоров Виктории Нуланд в МИД РФ во многом совпадали с «женевскими».
«Обсуждалась тематика глобальной региональной безопасности, в том числе с учетом второго раунда российско-американского диалога по стратегической стабильности»,— рассказал господин Рябков «Интерфаксу». Кроме того, по его словам, «углубленно» обсуждались Афганистан и ответственность Вашингтона за сложившуюся в этой стране ситуацию. Глава пресс-службы Госдепартамента США Нед Прайс также сообщил, что на переговорах поднимались тема ядерной программы Ирана, вопросы кибербезопасности. «Разговор был предметным, деловым, и, несмотря на трудности, картина не может быть названа однозначно мрачной, она достаточно нюансированная»,— охарактеризовал переговоры Сергей Рябков, при этом предупредив: продолжение Вашингтоном «конфронтационной линии» может привести к дальнейшей деградации отношений.
Наиболее острым в повестке ожидаемо стал вопрос работы загранпредставительств России и США на территории друг друга. В МИД РФ указали, что уделили ему «особое внимание». Поводов для оптимизма в контексте «дипломатических войн» не появилось. Ярким показателем реального положения дел стал «визовый размен». Заместитель госсекретаря США — фигурантка черного списка РФ — смогла приехать в Москву только после того, как и. о. замдиректора департамента МИД России по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Константину Воронцову согласились выдать американскую визу. Фоном же для визита стало жесткое требование американских конгрессменов (как демократов, так и республиканцев) к Джо Байдену выслать из страны 300 российских дипломатов, если Москва не пойдет на уступки по установлению паритета по штатам посольств.
По итогам переговоров Сергей Рябков не исключил, что «посольский конфликт» может обернуться полной заморозкой работы дипмиссий РФ и США.
«Такой вариант при наихудшем развитии мы не можем исключать, но, подчеркиваю, мы хотели бы этого избежать»,— сказал он «РИА Новости». В качестве подтверждения конструктивного настроя в МИД РФ предложили снять все ограничения по дипмиссиям за несколько последних лет.
От Вашингтона четкого ответа пока не последовало, но вряд ли он будет положительным. «Должна быть гибкость с российской стороны, если мы хотим достичь справедливого соглашения (в конфликте с дипмиссиями.— “Ъ”), и это именно то, чего мы добиваемся»,— настаивал господин Прайс. Констатировав, что «большого прогресса» достичь не удалось и есть «риск дальнейшего обострения напряженности», он сообщил: будет проведен еще один раунд переговоров, но уровнем ниже.
По словам замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрия Суслова, комплексно на техническом уровне проблему не решить — нужно политическое решение на самом высоком уровне. «А оно вряд ли будет в ближайшей перспективе. Сегодня такая атмосфера в российско-американских отношениях и внутри США, что ни одна из сторон не может пойти на уступки»,— сказал эксперт “Ъ”. Похожего мнения придерживается директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин: «В американском Конгрессе по-прежнему сильно негативное отношение к России. Считается, что российские диппредставители вовлечены в шпионскую деятельность».
В целом же эксперты отмечают: важны не конкретные договоренности, а сам факт визита.
«Обе стороны проявили гибкость, понимая необходимость диалога, чтобы реализовать общую задачу Москвы и Вашингтона по предотвращению дальнейшей эскалации отношений»,— сказал господин Суслов. Аналогичной точки зрения придерживается старший научный сотрудник исследовательской корпорации RAND Сэмюэл Чарап. «От такого "разового" приезда не стоит ждать прорывов, учитывая, на сколь низком уровне находятся двусторонние отношения,— сказал эксперт “Ъ”.— Важно, что диалог интенсифицируется — это первый визит представителя США столь высокого уровня в Москву с начала президентского правления Джо Байдена».