По мотивам событий на российском рынке выездного туризма можно снять недурной фильм-катастрофу. Как и полагается, он будет про безумство храбрых, козни злодеев, недальновидность властей предержащих и разнообразные фатальные стечения обстоятельств. Спасутся ли герои — операторы рынка? Смогут ли переключиться на внутренний туризм и выжить?
Трудно представить себе отрасль, с которой нынешний экономический кризис в стране обошелся бы суровее, чем с выездным туризмом. Индустрия, обслужившая в благополучном 2013 году 18,3 млн человек (организованные туристы, выезжавшие за рубеж по путевкам; данные Ростуризма), вдруг столкнулась с драматическим падением турпотока и массовыми банкротствами игроков. В последнем квартале 2014‑го, по оценкам отраслевых экспертов, продажи по большинству направлений упали минимум на 40% по сравнению с предыдущим годом. Летом–осенью с рынка с треском вылетели почти два десятка средних и крупных туроператоров, среди которых было немало по-настоящему знаковых компаний и старожилов турбизнеса: «Нева», «Солвекс-турне», «ИнтАэр», «Южный Крест», «Лабиринт», «Верса» и др. А многие просто тихо и без скандала прекращали заниматься туроперейтингом. Эту убыль бесстрастно фиксирует Единый реестр туроператоров: за год с небольшим число записей в нем сократилось на 30%. Что касается туристической розницы (турагентств), то деятельность эта нелицензируемая, поэтому систематический учет здесь никто не ведет. В Свердловской области в начале 2015‑го местные общественные организации по собственной инициативе устроили пересчет. Выяснилось, что число юрлиц, занимающихся турагентским бизнесом, сократилось за год наполовину, а точек продаж — на 30%. Есть основания полагать, что похожую картину можно наблюдать и в других регионах.
Как бы то ни было, присмотревшись к российской туриндустрии повнимательнее, понимаешь, что это не кризис. Это целое нагромождение кризисов, которые создали своего рода идеальный шторм.
ПОПАЛИ В ОБОРОТЫ
Разумеется, ослабление рубля на 72% по отношению к доллару США, которое произошло на протяжении 2014 года и повлекло соответствующее удорожание туров за рубеж, во многом определило нынешнее плачевное состояние отрасли. Однако проблемы и банкротства в выездном туризме начались летом, задолго до серьезной девальвации. Легкое ослабление рубля на 7%, произошедшее с начала года к моменту старта прошлогоднего летнего сезона, вряд ли можно назвать той соломинкой, которая ломает спину верблюду.
Тогда в чем причины? Одна из них в том, что российский туроператорский бизнес вообще оказался к моменту начала кризиса в очень неважной финансовой форме.
Сама по себе туроператорская бизнес‑модель принципиально не изменилась со времен изобретателя массового туризма британца Томаса Кука. Именно он придумал в 1840‑е годы зарабатывать на объемах, беря в чартер целые поезда и на корню выкупая комнаты в постоялых дворах под организованные группы путешественников. Что бы ни говорили нынешние пользователи туристических интернет-сервисов бронирования, эта модель и поныне остается очень устойчивой: какими бы ни были успехи онлайн-трэвела, традиционные пакетные туры с перелетом и проживанием по массовым направлениям всегда будут самым выгодным предложением на рынке. Так что дело не в борьбе старого и нового укладов в рамках одной отрасли.
Бич российского выездного туроперейтинга — нескончаемый демпинг и борьба за рыночные доли. Весь крупный туроператорский бизнес в последнее десятилетие был нацелен исключительно на рост турпотока и финансового оборота любой ценой, невзирая на прибыльность. В отдельные сезоны дело доходило до того, что в турпакет закладывали нулевую стоимость авиаперелета, фактически дотируя туристам авиаперевозку. Цель была простой — в конечном счете вывести компанию на солидные объемы, чтобы с хорошей прибылью продать иностранному инвестору. Тем более что многие западные туроператоры тогда рассматривали возможность выхода на растущий российский рынок через покупку местного игрока. Так, активами в России успели обзавестись немецкий концерн TUI («Мостревел», VKO), английский туроператор Thomas Cook (СП с «Интуристом»), швейцарские холдинги Kuoni и Hotelplan («Мегаполюс Турс» и «Асент Трэвел» соответственно) и др. Кстати, и отечественные банки с удовольствием ссужали деньги туроператорам, генерирующим огромные потоки кеша.
Эта экстенсивная модель развития стала выходить туроператорам боком, когда рост экономики в стране замедлился, а потом и вовсе прекратился. Была еще цепочка менее значимых событий, которые спровоцировали острую фазу. Например, ограничение на выезд за рубеж для работников правоохранительных органов, чиновников и сотрудников отдельных госкомпаний в апреле 2014 года. Ассоциация туроператоров России (АТОР) тогда оценила сокращение выездного турпотока из‑за такого решения в 4 млн человек, или примерно 20%. Банкротство турфирмы «Нева», последовавшее в середине лета, некоторые наблюдатели связывают как раз с этим, поскольку именно силовики и чиновники составляли заметную долю клиентуры этой компании, некогда основанной бывшим офицером КГБ СССР и личным знакомым Владимира Путина — Владимиром Стржалковским (впоследствии, в 2004-2008 годах, он руководил Ростуризмом). Крах столь крупного игрока запустил в туризме цепную реакцию: на фоне резко возросшего недоверия клиентов к турфирмам стал катастрофически падать спрос на туры, что, в свою очередь, потянуло на дно множество других игроков.
Кризис застал российских туроператоров в неважной финансовой форме. Крупный туроператорский бизнес в последнее десятилетие был нацелен исключительно на рост турпотока и финансового оборота любой ценой, невзирая на прибыльность
Стоит ли ожидать массовых банкротств в этом году? Прогнозы есть разные, но большинство экспертов все-таки сходятся на том, что санация рынка уже произошла. «Последствия кризиса будут сказываться долго, — говорит президент «Натали Турс» Владимир Воробьёв. — При этом мы считаем, что необходимо воспользоваться освободившимся после оптимизации программ ресурсом для открытия новых направлений. Но не тех, которые генерируют отрицательную маржу, а тех, что позволят зарабатывать». Несмотря на кризисный период, по оценкам Воробьёва, у туроператоров останутся силы «воевать» на некоторых массовых направлениях — таких как Турция, Кипр и Греция. «У Турции и Кипра фактически нет альтернатив российскому рынку, они «сидят на игле» и будут готовы пойти на все в борьбе за нашего туриста, — полагает эксперт. — При этом отели могут поступать точно так же, как перевозчики, и «выбрасывать» номера в свободную продажу по более низкой цене, чем для туроператоров. По Греции российские туроператоры «завязли» в многолетних контрактах и обязательствах по отелям — а значит, тоже будут вынуждены их заполнять. В итоге все это приведет к новой волне демпинга». Поэтому, считает Воробьёв, банкротств на рынке в такой ситуации не избежать; вопрос лишь в том, будут они «громкими» или «тихими».
При этом даже самому популярному у российских туристов направлению — Турции — не удастся избежать сильного падения спроса. «По прогнозам, высказанным экспертами в Берлине во время главной европейской туристической выставки ITB, российский турпоток в Турцию может сократиться этим летом на 30 и даже 50 процентов, — комментирует нынешнюю диспозицию Геннадий Косарев, гендиректор онлайн-туроператора United Travel. — К тому же сейчас началось ослабление европейской валюты — и не исключено, что к началу сезона евро окажется дешевле доллара. Соответственно, европейские направления ощутили, что могут полноценно участвовать в борьбе за российского туриста».
В любом случае уже сейчас понятно, что туристический сезон 2015 года будет полон превратностей и ожесточенной конкурентной борьбы.
ЛОББИРОВАЛИ, ЛОББИРОВАЛИ И НАЛОББИРОВАЛИ
Отдельная сюжетная линия — это государственное регулирование туристической отрасли. В середине 2000‑х, после нескольких шумных историй, связанных с крахом туроператоров, власти озаботились созданием регуляторного механизма, который защищал бы интересы туристов. К 2007 году эти благие намерения вылились в запуск системы фингарантий, которая обязала туроператоров страховать свою ответственность перед туристами или получать банковские гарантии.
Борьбу за содержание соответствующих поправок в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» (№132-ФЗ) можно включить в хрестоматию российского лоббизма. «Архитектором» системы стал Владимир Стржалковский, основатель турфирмы «Нева», а на тот момент — руководитель Ростуризма, которого на туррынке не без оснований считали лоббистом интересов крупных туроператоров в чиновничьем кресле. Подключилось мощное страховое лобби, которое всегда живо интересовалось происходящим в туриндустрии, поскольку туроператоры традиционно выступают «оптовыми заказчиками» медицинских страховок для путешествующих. Ряд крупных игроков туррынка отмежевался от Российского союза туриндустрии (РСТ) и сформировал отдельную организацию — Ассоциацию туроператоров России, чтобы тоже влиять на законодательные изменения в нужном направлении.
«Это был откровенный наезд на рынок с целью перераспределить его в пользу ряда крупных туроператоров, а также страховщиков», — так охарактеризовал происходившее тогда президент РСТ Сергей Шпилько. РСТ имел особую позицию. В частности, было предложение выписывать туристам при покупке путевки страховку от неисполнения обязанностей со стороны туроператора или авиакомпании. Однако альтернативные варианты при принятии поправок всерьез не рассматривались.
В итоге была принята система, в которой фингарантии оказались избыточными и слишком обременительными для небольших туроператоров (например, нишевых) — и одновременно недостаточными, чтобы полностью застраховать ответственность крупных. Что и выявилось в процессе дальнейшей эксплуатации. Например, компания «Капитал Тур», разорившаяся в 2010 году, застраховала свою ответственность на 190 млн рублей, но оставила после себя непокрытых обязательств перед туристами почти на 250 млн рублей. При этом страховщик, выписавший страховку, тоже поспешил обанкротиться.
Парадоксы лоббизма: сегодня системой фингарантий в туризме недовольны почти все, даже ее «соавторы». Веерные банкротства прошлого лета показали, что фингарантии не выгодны ни туроператорам, ни страховщикам. Более того, они совершенно неэффективны как институт защиты туристов. По оценке Всероссийского союза страховщиков (ВСС), сумма фингарантий обанкротившихся в прошлом году турфирм составила 1,8 млрд рублей. Объем обязательств перед туристами был наверняка значительно больше.
«Законодательство не поменяли, регулирование туротрасли не наладили, госконтроль практически отсутствует», — подвел неутешительные итоги прошлого лета Игорь Юргенс, президент ВСС. И прямо сейчас мы можем воочию наблюдать кризис регулирования, который способен парализовать туриндустрию в преддверии летнего сезона: страховщики, напуганные возросшими рисками туристического рынка, массово отказываются предоставлять финансовые гарантии туроператорам. По словам участников рынка, оформить новые или продлить старые гарантии сейчас практически нереально: 85% страховщиков отказались от этого вида страхования, а оставшиеся назначают заоблачную страховую премию в диапазоне от 450 тыс. до 2 млн рублей за полис с минимальным покрытием в 30 млн. Это значит, что для малого и среднего турбизнеса, который составляет 90% реестра туроператоров, сумма окажется неподъемной. «В связи с кризисной ситуацией на рынке застраховаться почти невозможно, — подтверждает вице-президент РСТ Юрий Барзыкин. — Кроме того, возникает угроза, что, почуяв выгоду, продавать фингарантии на туристическом рынке активно начнут малоизвестные страховые компании, которые изначально не собираются выполнять по ним свои обязательства».
Пикантности ситуации придает то, что у большинства туроператоров фингарантии скоро заканчиваются, а новые договоры необходимо было заключить до 1 марта. При невыполнении этого требования Ростуризм имеет право исключить компанию из Единого федерального реестра. Так что первый отсев перед стартом летнего сезона уже начинается. Отраслевые организации по этому поводу уже ударили в набат. РСТ обратился в Ростуризм с требованием предоставить туроператорам по выездному туризму отсрочку по оформлению новых договоров о страховании гражданской ответственности. А АТОР направила в Госдуму предложение вообще отказаться от фингарантий как обязательного условия ведения туроператорской деятельности, причем эту идею поддержал и Всероссийский союз страховщиков.
Однако на рынок надвигается и другая регуляторная проблема. Минкультуры, в чье ведение с 2012 года передан туризм, долгое время вообще не занималось отраслью. В сентябре прошлого года ведомство получило серьезный нагоняй от премьер‑министра Дмитрия Медведева, повелевшего срочно начать «расчистку безобразий». И работа закипела: чиновники рьяно стали переписывать закон о туризме — впрочем, особо не прислушиваясь ни к профессионалам рынка, ни к общественным организациям. Правительство уже внесло законопроект в Госдуму. Логика документа проста: сохранить механизм фингарантий почти без изменений, а раз покрытия не хватает, чтобы защитить интересы туристов, — увеличить его размер. По оценкам экспертов, в случае принятия законопроекта финансовая нагрузка на туроператоров возрастет в 4–5 раз. Это приведет к росту цен на путевки, банкротствам мелких туроператоров и монополизации рынка крупными игроками, заявила в ходе недавних слушаний председатель комиссии Общественной палаты РФ Лидия Михеева.
То, каким образом выполнена эта законодательная инициатива, даже породило на туррынке конспирологическую версию о существовании некоего могущественного и таинственного «сочинского лобби», которое рассчитывает окончательно задушить выездной туризм и переключить турпоток на внутренние курорты.
ИМПОРТНО ЗАМЕСИТЬ
А может, и правда внутренний туризм и есть спасение для игроков туризма выездного? «Значительная часть людей, которые отказались от отдыха за границей, вероятно, летом поедут на российские пляжные курорты, прежде всего в Краснодарский край и Крым», — комментирует Ирина Тюрина, пресс-секретарь РСТ. Глава Ростуризма Олег Сафонов во время открытия выставки «Интурмаркет» отметил, что непростая экономическая ситуация открывает огромные возможности именно для роста внутреннего туризма. «Подтверждением тому является увеличение в 2014 году доли внутреннего туризма на 30%, — сказал он. — Это отчасти связано с подорожанием туров за границу, но немаловажную роль сыграл и возросший уровень патриотизма наших граждан».
Переориентация участников рынка уже началась, что подтверждают данные реестра: число туроператоров внутреннего туризма за 2014 год возросло на 8%. Опять-таки и фингарантии для таких компаний требуются намного меньшие.
Большинство крупных туроператоров, ранее специализировавшихся на турах за рубеж, уже заявило о запуске программ внутреннего туризма: «Библио-Глобус», «Пегас Туристик», Coral Travel, «Анекс Тур», «НТК Интурист» и др. Так, Coral Travel предложит пакетные туры в Сочи и Анапу из тридцати городов России. Аналогичный турпродукт, а также автобусные маршруты сформирует и «Библио-Глобус», охватив при этом еще и города Сибири и Урала. А «Пегас Туристик» сообщил о продаже турпакетов в Симферополь, Сочи и Минеральные Воды. «Мы рассчитываем, что за крупными туроператорами подтянется и остальной турбизнес, — говорит Олег Сафонов. — Таким образом осуществится частичная перестройка туроператорского сообщества. Мы, в свою очередь, планируем последовательно и системно продвигать продукт, альтернативный выездному».
Впрочем, есть основания полагать, что хлеб внутреннего туризма окажется трудным и что обороты игроков в России вряд ли компенсируют потери, понесенные на выездных направлениях. Во-первых, привычные технологии массового туроперейтинга с выкупом номеров и запуском чартеров применимы в нашем отечестве далеко не везде. Во-вторых, для многих владельцев российских объектов размещения концепция сотрудничества «Туроператорам — скидки за объем» до сих пор непривычна; им все одно — туроператор, турагент или клиент с улицы. В-третьих, уж по России-то матушке наш путешественник имеет обыкновение перемещаться самостоятельно. Чтобы превратиться в туриста организованного и примкнуть к группе, ему нужно увидеть действительно неоспоримую выгоду. А организовать ее в местных условиях профессионалы турбизнеса способны далеко не всегда.
Один из способов — задействовать чартерные перевозки по земле и по воздуху. О желании помочь туроператорам в организации дешевых чартерных рейсов для формирования выгодных пакетных туров заявили власти ряда российских регионов. Особую активность в этом вопросе проявляет губернатор Алтайского края Александр Карлин. И хотя летний сезон уже близок и на момент подготовки номера к печати (конец марта) конкретных договоренностей о чартерных рейсах еще не достигнуто, такой подход вселяет оптимизм.
«Я не вижу на внутреннем рынке бизнеса», — без обиняков говорит руководитель «Натали Турс» Владимир Воробьёв. Его компания — один из немногих лидеров отрасли, которые вообще не планируют работать на внутреннем рынке. По его словам, туристам проще купить напрямую в гостинице номер и самостоятельно приобрести билет на поезд или самолет либо добраться до места отдыха на автомобиле. Для этого им совершенно не нужен сформированный кем-то турпродукт, тем более что и формировать его по привлекательным ценам у нас очень трудно. Все это делает внутренний рынок местом, где трудно заработать как классическому туроператору, так и классическому турагенту. Кстати, аналогичная картина складывается в турбизнесе Германии. Немцы — одна из самых путешествующих наций; пакетные туры на заграничные курорты пользуются у них массовым спросом. «А вот турами внутри Германии немецкие туроператоры практически не занимаются из‑за бессмысленности такого бизнеса», — утверждает Воробьёв.
Получится ли у российских? Будет ли у этого кино хеппи-энд? Развязку головоломного сюжета мы увидим уже в ходе приближающегося летнего сезона.