Пять тысяч рублей в месяц — средняя стоимость комфортного содержания кошки в Москве. Собаки обходятся дороже: крупным породам надо больше корма, а деньги, сэкономленные на наполнителе для туалета, идут на всевозможные аксессуары, шампуни, туфельки и комбинезоны. За год расходы выросли примерно на треть, говорят владельцы. То есть в три раза быстрее инфляции. Почему домашние животные стали таким дорогим удовольствием, разбирался aif.ru.
Этот год для владельцев домашних животных выдался особенно нервным — геополитика вошла в каждый дом. Не голосом из телевизора, а требовательным «мяу» или голодным взглядом преданных собачьих глаз. Западные санкции и уход мировых компаний из России оставили многих питомцев без привычного корма и наполнителя для туалетов, а также аксессуаров, игрушек и доступного лечения. Подобрать альтернативу всему этому оказалось крайне непросто и ощутимо дорого.
«В марте была дикая паника и ажиотаж, цены на остатки кормов тогда взлетели до небес, — рассказывает Оля, хозяйка кошки со странным именем Фикус. — Потом ситуация как-то успокоилась. Для моей кошки нужен лечебный корм. Своего привычного мы оказались лишены, но удалось подобрать альтернативу. Правда, не с первой попытки, к тому же пришлось несколько раз сдавать анализы в ветклинике, что тоже стоит денег. И с наполнителем было непросто — какие-то не подходили Фикусу, другие не устраивали уже меня — плохо поглощали запах. Несколько видов перебрали и нашли — не идеальный, но нам обеим подходит».
«Сырья у нас навалом, все компентенции есть, корма дорожают, — констатирует Бурматов. — А почему не делаем — непонятно».
Импровизированный опрос, проведенный журналистами aif.ru, показал, что в среднем содержание животных за год стало стоить дороже на 30%. Помимо кормов и наполнителей, в списке наиболее заметно подорожавших оказались еще препараты от блох и клещей.
Анальгин свой, остальное — нет
«Если меня оставить без импортного оборудования, медикаментов и инструментов, то я практически ничем и никак не смогу помочь животным, — делится ветеринар “Ветеринарной клиники Борзенко Е. В.” Александра Беляева. — Отечественные у меня разве что анальгетики и антибиотики, часть растворов для внутривенного введения... А вот катетеры для того же введения уже импортные. Как и почти все оборудование. Датчики и аппараты для УЗИ, рентген. Конечно, когда-то и людей лечили без всей этой техники. Но современную качественную помощь с одним фонендоскопом не окажешь».
С ветеринарными препаратами произошло примерно то же самое, что и с кормами: весной они исчезли, и пополнить запасы клиники несколько месяцев не могли. У кого резервы оказались достаточными, продержались — отечественных равноценных аналогов для многих наркозных препаратов просто нет, считает Беляева.
«В России зарегистрировано больше 20 тысяч медицинских препаратов и только 2 тысячи — ветеринарных, — продолжает Бурматов. — Мы внесли проект закона о расширении перечня препаратов для лечения животных, сейчас Госдума его рассматривает».
Расширить список — хорошо, но многие лекарства надо еще и произвести. Пока же до 80% того, чем пользуются ветеринары — импортное.
«Сейчас ситуация выровнялась, почти все необходимое можно найти, хотя зачастую приходится побегать, — говорит Беляева. — Часто бывает, что владелец зашел в ближайший магазин, там нужного препарата не оказалось, он приходит, мол, нигде нет. Но более настойчивые люди находят. Не сразу могут встретиться и медицинские препараты — иногда мы их тоже назначаем питомцам. Вообще средний чек в ветеринарной аптеке за год вырос где-то на 30%. Мы понимаем, что расходы владельцев, особенно животных с хроническими заболеваниями, выросли, поэтому цену за свою работу стараемся держать примерно на том же уровне. Так что в сумме затраты на лечение у ветеринаров выросли где-то на 10-20%».
Все равно обращение к ветеринару, особенно по серьезному поводу, удовольствие недешевое. Операция кошке по удалению почки в этом году обошлась владельцу в 80 тысяч рублей, ремонт собачьего тазобредренного сустава вышел на 15 тысяч рублей дешевле.
Для владельцев, которые не могут себе позволить внезапно потратить суммы, сопоставимые со средней зарплатой по стране, есть альтернатива. Усыпление и кремация питомца в Москве стоят около 10 тысяч рублей. Если нужна красивая урна для праха, цена будет чуть выше. Но в большинстве случаев люди все-таки находят способы помочь своим котам и собакам.
Человеческая катавасия
Несмотря на рост «себестоимости» питомца, спрос на щенков и котят остается стабильным, свидетельствуют заводчики. Правда, люди стали чаще выбирать собак мелких пород — то ли мода такая, то ли на корме хотят сэкономить. Особняком стоят породистые псы, с которыми можно участвовать в выставках. Цены на таких щенков стабильно держатся на высоком уровне: 150 тысяч рублей, 250 тысяч, 300 тысяч...
«Те, кто берут питомца “для себя”, стали чаще выбирать небольшие по размеру породы, по крайней мере, ко мне на первый прием сейчас приводят в основном таких щенков», — подтверждает Беляева.
Этой осенью питомники для животных столкнулись с небывалым наплывом постояльцев. Помимо нескольких тысяч «садовых животных» — собак и кошек, которых приютили летом на дачах, а потом не рискнули брать в город — к ним стали массово попадать животные мобилизованных и уехавших за границу.
Попавшие под частичную мобилизацию одинокие владельцы питомцев, спешно собираясь в армию, постарались пристроить своих зверей. Кто-то — к друзьям или родственникам, а у кого не нашлось таких возможностей — на передержку.
Во время массового всплеска эмиграции в стране случился очередной перебой с импортными вакцинами от бешенства. Отечественные от болезни защищают не хуже, для поездки за границу они не подходят, — контролирующие и пограничные органы других стран требуют профилактику известным им препаратом. А без подходящей отметки в ветеринарном паспорте животное в другую страну не пустят. Поэтому у многих, кто спешил уехать, возникла та же самая дополнительная забота: с кем оставить животное. И набор вариантов точно такой же: друзья, родственники или передержка. Те же, кто совсем спешил, и вовсе выбросили зверей на улицу.
Со всем этим наследием теперь разбираются приюты, куда доставляют бродячих животных.
«У нас нет обязательной маркировки домашних животных, были бы у них чипы с информацией о владельцах, каждого можно было бы установить и, как минимум, наказать штрафом, — сокрушается Бурматов. — Но закон об этом все еще не принят. И люди спокойно бросают своих питомцев, понимая, что их никто никогда не найдет и не накажет за этот поступок».
Ради экономии многие владельцы вынуждены переводить животных на более дешевые корма или натуральное питание. По известной логике: «Васька в деревне с помойки питается — и вон какой живой». Но для зверей, привыкших жить дома, а особенно тех, у кого есть проблемы со здоровьем, такая экономия может привести только к дополнительным тратам.
«Переводят животное с лечебного корма на обычный, потом начинаются поносы, другие проявления, приносят ко мне, — рассказывает Беляева. — В итоге лечение, препараты, новая диета... Получается, и животному мучение, и человеку никакой экономии, наоборот, дополнительные расходы».
Одной из причин, по которой люди заводят новых животных, несмотря на рост расходов и жизненные трудности, называют борьбу со стрессом. Мол, все расходы, усилия и переживания оправдываются, когда приходит к тебе питомец, заглядывает в глаза, просит приласкать или поиграть с ним. Мол, ради этого никаких денег не жалко. А раз так, то рынок товаров для животных и ветеринарных услуг будет расти и дальше, даже при самых неоднозначных внешних условиях.