ОАО РЖД все же может получить господдержку в виде субсидий и взносов в уставный капитал. Как следует из проекта инвестпрограммы, подготовленного к совещанию в правительстве на этой неделе, ОАО РЖД в 2022–2023 годах обеспечат субсидии на 140 млрд руб. Выделят их только в 2025–2026 годах, но наличие правительственного акта позволит монополии привлечь на рынке дополнительно 130 млрд руб. уже в 2022 году. В том же году в капитал компании может войти ВЭБ.РФ, который внесет 82 млрд руб. и, по данным “Ъ”, получит большое и не пропорциональное взносу представительство в совете директоров ОАО РЖД. Эксперты считают вхождение ВЭБ.РФ в капитал монополии логичным в русле общей реформы институтов развития, а субсидии — просто необходимыми.
По информации “Ъ”, 24 декабря должно состояться финальное обсуждение инвестпрограммы и финансового плана ОАО РЖД на 2021–2023 годы. “Ъ” ознакомился с последним вариантом документов и проектом протокола совещания.
Из него следует, что ОАО РЖД может рассчитывать на крупные субсидии в грядущие годы (о соответствующих расчетах ОАО РЖД см. “Ъ” от 8 декабря). Так, Минфину, Минтрансу и Минэкономики в целях обеспечения достаточной финансовой устойчивости инвестпрограммы без влияния на долговую нагрузку предлагается поручить в первом полугодии принять правительственный акт, который позволит ОАО РЖД учесть в 2022–2023 годах субсидии из федерального бюджета на 70 млрд руб. в год в 2025–2026 годах.
Это сформирует кредитный рычаг в 127,4 млрд руб. в 2022 году, который пойдет на финансирование инвестпрограммы и покрытие процентов и налога на прибыль от субсидии.
В ОАО РЖД от комментариев отказались.
Впрочем, обещание субсидий, даже подкрепленное документами высокого уровня, не гарантирует их выделения. Так, в 2019 году с проблемой столкнулся НОВАТЭК: несмотря на поручение правительства еще в июле о выделении государством 103,6 млрд руб. на строительство федеральной части терминала «Утренний» для проекта «Арктик СПГ-2», при планировании бюджета на 2020 год деньги учтены не были. Главе НОВАТЭКа Леониду Михельсону пришлось письменно просить Владимира Путина о выделении финансирования, которое было в итоге переброшено с других проектов.
Также, судя по протоколу, в первом полугодии 2021 года предлагается обеспечить нормативными актами возможность ВЭБ.РФ войти в капитал ОАО РЖД в объеме 82 млрд руб. «с льготным периодом по выплате дивидендов начиная с 2025 года».
В ВЭБ.РФ, впрочем, “Ъ” заверили, что там «о таких планах неизвестно», рекомендовав обратиться в правительство. В секретариате первого вице-премьера Андрея Белоусова от комментариев отказались. По словам одного из собеседников “Ъ”, представительство ВЭБа в совете директоров ОАО РЖД будет не пропорционально взносу и составит до пяти кресел в совете из государственной квоты. Сейчас в совете 14 человек.
Также предполагается крупная господдержка за пределами срока трехлетней инвестпрограммы: в документе по-прежнему (см. “Ъ” от 20 ноября) говорится, что новая линия Кривенковская — Сочи, которая должна заменить дорогу вдоль черноморского побережья, в 2020–2030 годах будет финансироваться в том числе из средств ФНБ в объеме 330 млрд руб.
Впрочем, часть средств из казны в рамках инвестпрограммы ОАО РЖД может не получить: согласно документу, из 165,2 млрд руб. из федерального бюджета, предусмотренных на финансирование проекта Центрального транспортного узла (ЦТУ) в 2019–2024 годах, в проекте федерального бюджета на период 2021–2023 годов заложено лишь 35,5 млрд руб. Объекты, которые не удастся профинансировать из-за дефицита бюджетных средств в 100,8 млрд руб., завершат после 2024 года при наличии источников финансирования, говорится в инвестпрограмме.
Предусмотрены и другие варианты поддержки монополии. Согласно проекту протокола, предполагается, что ОАО РЖД сможет, как и всегда намеревалось, не платить дивиденды по обыкновенным акциям до 2024 года, направляя их на инвестпрограмму.
Дополнительная точечная индексация тарифов, которую на 2021 год правительство не допустило, будет проведена в 2022–2023 годах. Речь идет о сокращении тарифных преференций для инновационных вагонов и перевозок контейнеров и уравнивания тарифа на перевозку антрацита и коксующегося угля. Дополнительные доходы монополии оцениваются в 12,2 и 12,7 млрд руб. соответственно. Но дифференциацию тарифа в груженом и порожнем рейсе предложено только проработать. Также предлагается продлить действие дополнительной надбавки к тарифу в 1,5% до 2025 года и сохранить ставку налога на имущество на уровне 1,6% в 2022–2023 годах.
Вхождение ВЭБ.РФ в капитал ОАО РЖД логично в контексте как реформы государственных институтов развития, так и повышения эффективности взаимодействия с частными инвесторами, полагает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. На фоне увеличения инвестпрограммы монополии, в первую очередь за счет тех проектов, которые не проходят по параметрам экономической эффективности, например, ВСМ, добавляет эксперт, субсидии государства «также совершенно оправданы».