«Чтобы победить, нам надо показать образ будущего, которое будет привлекательным для всей планеты. Это наша главная задача! Потому что человек всегда выбирает будущее, даже если оно непонятно и размыто», — говорит член комитета ГД по экономической политике Михаил Делягин.
— Люди всегда выбирают будущее, это свойство человеческой природы. Даже если сегодняшняя ситуация устраивает, если современность прекрасна, человек все равно реагирует на перспективу, на будущее. И нам нужно создать такой образ будущего России, который будет привлекательным для всех, который будет нравиться людям, в котором они хотели бы жить. В свое время Запад показал нам свой образ будущего, и мы в него поверили. Но этот образ оказался ложным, теперь это поняли не только мы. Но и у Востока нет привлекательной модели развития, и сейчас именно Россия может показать и своим гражданам, и всему миру тот образ будущего, который наиболее полно отвечает чаяниям людей, который способен увлечь. Мы должны завоевать население планеты притягательным образом будущего России.
— Это совокупность факторов из разных сфер жизни. В экономике это должен быть упор на промышленность, на технологическое развитие, а не на финансовые спекуляции. Это эффективная система здравоохранения, образования, таможенная система. Налоговая политика должна быть направлена на стимулирование производства, нужно сместить центр тяжести сбора налогов с заводов и фабрик, то есть с внутреннего производителя, на внешнюю торговлю, и обкладывать налогами и сборами не карманы потребителей, а сверхприбыль олигархов. Тогда корпоративные прибыли послужат на благо государства и его граждан, а не на яхты богачей.
Сейчас в Европе фактически погибает производство, много высококлассных инженеров, специалистов остаются без работы и находятся в поиске новых мест применения своих профессиональных знаний и навыков. Но куда им ехать — в Африку? В Латинскую Америку? Сформировав подобный образ будущего, именно мы сможем привлечь таких людей. Нам пригодятся их инженеры, ученые, перспективная молодежь.
Не экономикой единой
— А духовная составляющая нужна для привлекательного образа будущего России? Политические свободы, независимый суд?
— Уж чего-чего, а с духовностью у нас все в порядке, тут и выдумывать ничего не нужно, бери и пользуйся.
С другой стороны, неужели кто-то еще считает, будто в Европе или США сейчас политических свобод полные штаны?! Достаточно напомнить про ограничения во время пандемии коронавируса или американские выборы, чтобы развеять все иллюзии.
У нас тоже не все гладко. Существенная часть нашего бизнеса последние 35 лет занималась разграблением страны и финансовыми спекуляциями. И, к сожалению, такая позиция корпораций во многом и формировала удобную им, но не государству, систему правосудия. Но также верно и обратное, что с доброкачественным развитием промышленного сектора неизбежно будет улучшаться и судебная система.
— У промышленников вырастет самосознание, или такие изменения с развитием экономики будут происходить автоматически?
— Нужно наконец понять, что экономика — это не про куплю-продажу, не про примитивный обмен, а в первую очередь про промышленную ценность. Успешная экономическая политика, которая стимулирует развитие производства, промышленности, технологий, может базироваться только на патриотизме и нравственности. Например, эффективность для фирм и компаний не совпадает с эффективностью для общества, и нам нужно выработать такую модель, при которой и большие, и малые компании по всей стране будут успешно развиваться, но при этом их интересы будут подчинены обществу, государству, людям. При таком векторе развития самим корпорациям будет выгодно иметь прозрачную судебную систему, они будут в ней заинтересованы, и они будут содействовать ее построению. Это и есть составная часть того привлекательного образа будущего России, который разрабатывать нужно прямо сейчас.
Европейские зомби
— А как частичная мобилизация вписывается в привлекательный образ будущего? Не отпугнет ли она условного инженера из Европы?
— Во-первых, частичная мобилизация объявлена среди граждан, состоящих у нас на воинском учете и имеющих боевой опыт. Трудно представить европейского инженера, отвечающего этим критериям. А во-вторых, к сожалению, все эти инженеры из Европы глубоко зомбированы, и какой бы притягательный образ мы ни показали, сами они к нам сейчас не поедут. Это зомби. А вот корпорации поедут. Они умеют считать деньги, и чутко реагируют, где выгоднее. А если поедут корпорации, то многие их сотрудники в лице того же условного инженера просто вынуждены будут перебраться к нам.
Связь трагедии Дарьи Дугиной с Францией
— Коллективный Запад уже ввел против России множество санкций и различных ограничений, но сейчас обсуждают новый санкционный пакет. Что еще они могут придумать?
— Нанести нам большой урон им будет уже трудно, сейчас они будут усиливать давление на наших партнеров. Это уже происходит, и, например, Казахстан поддается этому давлению, а Турция — нет. Будут усиливать информационные войны, переходящие в информационный терроризм. Из конкретных мер могут перейти к конфискации российской собственности за рубежом, как государственной, так и корпоративной или физических лиц.
Чтобы положить конец этой санкционной практике, нам нужно начать отвечать. Своим молчанием мы только провоцируем новые агрессивные антироссийские шаги.
— А как мы можем ответить?
— Мы можем очень больно ударить, прекратив продавать уран, сапфировые подложки для микросхем, инертные газы, удобрения, цветные металлы. Мы доминируем в производстве этих продуктов, мир не сможет обойтись без них. Отдельным странам можем полностью прекратить поставки нефти, газа и нефтепродуктов.
Кроме того, у «недружественных» государств много своих болевых точек, и мы должны их использовать. Шотландия, Каталония, Техас и так далее — это все уязвимости Запада, их много, но мы не задействуем эти рычаги, хотя и специалисты, и возможности для этого есть.
Мы на международной арене соблюдаем приличия, а западные страны по отношению к нам не гнушаются ничем. Например, нашумевшая трагическая история с убийством Дарьи Дугиной, возможно, значительно глубже, чем нам представляется. Дарья была высококлассным специалистом по Франции, имела тесные связи с Марин Ле Пен, обладала большим объемом «чувствительной информации» по этой стране. Сейчас появляются новые основания, кто причастен к этому убийству...
— Но следствие установило, что преступление было спланировано на Украине, и исполнители были оттуда же.
— Похоже, украинцы были лишь инструментом убийства, нанятые за две копейки, а реальные заказчики сидят вовсе не в Киеве, а на какой-то набережной Сены.
Сейчас очень высоки протестные настроения во всей Европе, как экономического, так и политического характера. Мы можем и должны использовать это в своих интересах, а не получать молча очередной пакет санкций. Только ответив, и ответив чувствительно для санкционеров, можно остановить эту бесконечную санкционную спираль.