В распоряжении "Ъ" оказались результаты Национального исследования качества образования (НИКО) — контрольной работы и соцопроса, которые Рособрнадзор провел в апреле этого года среди 60 тыс. четвероклассников. Этому предшествовал прошлогодний опрос учащихся 6-7 классов. Как оказалось, младшие ученики обладают хорошими знаниями по русскому языку и математике, более того, признаются, что им нравится ходить на уроки. Но позже, в средней школе, у детей резко падают и показатели, и мотивация к учебе. В Рособрнадзоре предлагают пересмотреть подходы к обучению школьников: не требовать от них быстрого освоения программы и не давить из-за плохих оценок.
Первую всероссийскую контрольную работу Рособрнадзор провел в октябре прошлого года: у 57 тыс. учеников 6-7 классов проверили знания по математике. При этом проверяющие не знали имен учащихся, а оценка за работу не влияла на успеваемость школьников. Проверка показала, что "у значительного количества учеников седьмых классов уровень подготовки недостаточен для успешного продолжения образования по математике и другим естественно-научным предметам".
В апреле этого года аналогичную работу провели с участием 60 тыс. четвероклассников из 80 регионов РФ уже по трем предметам — математике, русскому языку и "окружающему миру" (география и биология). При этом все задания были связаны с реальными жизненными ситуациями — например, детям нужно было подсчитать расходы в магазине. Одновременно школьникам предлагали ответить на несколько вопросов о том, что им нравится в школе.
Как следует из материалов Рособрнадзора, четвероклассники написали контрольную гораздо лучше, чем ученики 6-7 классов. По русскому языку 12,7% детей получили пятерку, 51% — четверку, 28% ответили на тройку, совсем не усвоили материал 7% учеников. Большинство детей смогли правильно поставить ударение в слове, сформулировать просьбу и назвать изображенный предмет. Однако только половина учащихся сумели написать текст без пунктуационных ошибок и треть — без орфографических.
Схожие результаты и по математике: 8% отличников, 51% хорошистов, 36,5% троечников и 3,7% — двоечники. Практически все ученики успешно разобрались с задачами на определение расстояния между предметами и сравнение их размеров. Правильно решили примеры 80% детей, а вот подсчитать расходы на покупки удалось лишь половине ответивших.
Лучше всего дети сдали "окружающий мир": 26,6% пятерок, 57% четверок, 14% троечников и лишь 1,7% получили двойку. Впрочем, не обошлось без казусов: найти на карте Россию смогли примерно 55% участников, а вот Африку узнали около 63% школьников. При этом 40% четвероклассников уверены, что в России в условиях дикой природы живут броненосцы, 30% допускают за городом встречу со львом, 25% — с бегемотом, ну а 22% считают Россию родиной слонов.
"Очень показательны результаты опроса в конце каждой работы,— рассказал "Ъ" глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.— На вопрос, что нравится в школе, большинство выбрало ответ "Узнавать на уроках что-нибудь новое". То есть дети в начальной школе сами хотят учиться, им это нравится. Эту мотивацию мы должны сохранить".
Результаты двух контрольных показывают, что хорошие оценки в начальной школе через пару лет сменяются проблемами. "По всем предметам резко увеличивается нагрузка, причем никто не заботится, с какой скоростью дети усваивают материал,— объясняет господин Кравцов.— Нужно изменить дидактический подход, вводить индивидуальные образовательные траектории. Если у ребенка не получается сразу понять предмет, с ним нужно дольше заниматься, пусть даже остальной класс ушел вперед". Другая проблема, говорит Сергей Кравцов, это давление родителей, которые сразу требуют от ребенка хороших оценок, не понимая, что ему нужно время. "В итоге у ребенка, которому еще несколько лет назад нравилось ходить в школу, пропадает интерес к учебе",— констатирует чиновник.
По итогам прошлогоднего тестирования Рособрнадзор принял решение начать масштабную реформу преподавания математики в школах (см. "Ъ" от 22 ноября 2014 года). В этот раз ведомство планирует подготовить ряд предложений по "корректировке учебного процесса", которые планирует обсудить с педагогическим сообществом.
"Падение успеваемости в средней школе заметили десятилетия назад, но однозначного объяснения этому никто не может дать",— сообщил "Ъ" сопредседатель профсоюза "Учитель", преподаватель русского языка в 57-й школе Москвы Всеволод Луховицкий. Прежде всего, 5-8 классы — это время перестройки организма, когда дети начинают интересоваться и другими вещами помимо школы, говорит он. Остывают к школьным проблемам и сами родители — большинство из них всерьез думают об учебе своих детей только в первых и последних классах. Для учителей это тоже особый период: "В старшей школе, к сожалению, все завязано на подготовке к ЕГЭ, а с пятого по шестой класс программа не такая требовательная. Хороший учитель пользуется этой свободой, чтобы творить вместе с детьми, а плохой — чтобы расслабиться".
По мнению господина Луховицкого, найти какое-то универсальное решение всех проблем средней школы вряд ли получится. "Надеюсь, что пробудившееся у чиновников внимание к этому периоду хотя бы не приведет к увеличению бумажной отчетности",— сказал учитель.