«По экспертным оценкам Высшей школы экономики, в результате экономического спада, вызванного пандемией коронавируса, бедность в России в 2020 г. поднялась уже до 16%. Указ Президента РФ предписывает сократить её до 6,6%. Сможет ли Россия решить эту задачу? Сможет, но правительству потребуется принять для этого дополнительные меры, — считает проректор НИУ «ВШЭ» Лилия Овчарова. — Примеры резкого сокращения бедности можно найти и в зарубежной, и в отечественной практике. В начале века премьер-министр Великобритании Тони Блэр сделал это в отношении семей с детьми, запустив два главных механизма — повышение занятости матерей и меры, направленные на поддержку доходов всех бедных семей, в которых есть дети. В нашей стране бедность была сокращена с 29% в 2000 г. до 10,7% в 2012-м благодаря повышению заработной платы и ускоренному росту пенсий.
К сожалению, ещё до пандемии наши экспертные расчёты показывали, что к концу 2024 г. уровень бедности в России удалось бы понизить лишь до 9–10%. По нашим оценкам, сделанным в тот момент, единственным источником заработка почти 6 млн граждан была неформальная занятость с доходом не выше полутора прожиточных минимумов. Это означает, что два родителя с таким доходом не могут обеспечить превышение прожиточного минимума даже для одного ребёнка. Такая же ситуация складывалась у 5 млн человек, занятых в малом бизнесе, и у 4 млн работников крупных и средних предприятий. А пандемия значительно расширила круг людей, находящихся в зоне нуждаемости.
Новые регулярные пособия для нуждающихся семей с детьми, введённые недавно на федеральном уровне, распространяются только на семьи, в которых есть дети до 7 лет. Бедным семьям с детьми от 7 до 16 лет на постоянной основе обязаны помогать региональные власти. Но пособия, которые они выплачивают, чаще всего составляют от 150 до 500 руб. в месяц и практически не влияют на доходы. А между тем в этом возрастном диапазоне находится 40% всех бедных семей.
Вот почему в ближайшие годы важно принять следующий шаг в реформировании системы социальных пособий — их нужно предоставлять всем малоимущим семьям с детьми.
При этом важно также сделать две вещи для стимулирования экономической активности тех, кому выплачиваются пособия. Во-первых, необходимо увеличить объёмы и разнообразить формы социальных контрактов. В рамках этих программ государство выделяет человеку деньги, на которые можно расширить подсобное хозяйство, запустить микробизнес, пройти профессиональное обучение или решить другую личную проблему. Во-вторых, следует создавать постоянные общественные работы и направлять на них через службу занятости всех желающих. Один только уход за пожилыми людьми позволяет организовать 150–200 тыс. рабочих мест. И государство может эти работы профинансировать, решив тем самым сразу две важнейшие социальные задачи».
Как «малыши» изменят экономику?
Цель: до 25 млн человек, в 1,3 раза, увеличить число предпринимателей и работников, занятых в малом и среднем бизнесе.
— Сегодня в России в малом и среднем предпринимательстве (МСП) занято 19 млн человек. Это только 26–27% от общего количества рабочих мест. А в США, например, таких рабочих мест 42%, в Великобритании — 46,5%. Если численность работающих в МСП достигнет 25 млн, мы приблизимся к показателям развитых стран, — оценивает задачу президент «Опоры России» Александр Калинин. — Но улучшение статистики не самоцель. Экономики с высокой долей малых и средних фирм развиваются более динамично — активнее внедряют инновации, расширяют ассортимент товаров и услуг, дают гражданам больше возможностей зарабатывать. Доходы таких стран более стабильны. Ведь они меньше зависят от мировых цен на нефть и газ, как сегодня Россия, т. к. малый и средний бизнес работает главным образом в несырьевых отраслях.
Сейчас в экономике кризис, вызванный пандемией коронавируса. Небольшие компании во всём мире переживают непростые времена, идут увольнения. В такой ситуации нереально резко увеличить занятость в МСП за ближайшие 4 года, как планировалось первоначально.
Но когда кризис завершится, есть возможность достигнуть цель в 25 млн человек даже раньше 2030 г. Национальный проект по развитию предпринимательства, стартовавший в 2018 г., уже начал приносить первые результаты. По нашим опросам, интерес молодёжи к этой сфере деятельности вырос в 2 раза. А дальше всё зависит от экономической ситуации в мире и от успеха других нацпроектов, в частности, по поддержке экспорта. России сегодня особенно важно увеличивать количество производственных предприятий. А наш внутренний рынок слишком мал, чтобы они могли наращивать свои мощности и количество работников.
В немалой степени рост МСП будет идти за счёт легализации и развития самозанятости, комфортный налоговый режим для которой с 1 июля действует по всей стране. И очень важно продолжить то, что уже начато: государственные программы по обучению и консультированию предпринимателей, по облегчению им доступа к кредитам, по устранению бюрократических барьеров в работе.
Ипотека или аренда?
Цель: к 2030 г. объём жилищного строительства должен вырасти до 120 млн кв. м в год, и ежегодно не менее 5 млн семей должны получать возможность улучшать жилищные условия.
«По количеству квартир, построенных на 1 тыс. человек, крупнейшие российские агломерации занимают ведущие позиции в мире и первое место в Европе. В прошлом году было сдано 80 млн кв. м. Такой результат достигнут благодаря политике, базировавшейся на минимальных градостроительных ограничениях и привлечении бесплатных денег дольщиков, — рассказывает исполнительный директор фонда „Институт экономики города“ Татьяна Полиди. — Однако сегодня эта стратегия уже исчерпала свой потенциал. Правила на строительном рынке ужесточились. Людей, которые ещё не отпраздновали новоселье и имеют нужный для покупки квартиры доход, всё меньше. Даже в самых развитых странах таких не больше 50% всего населения. Россия не исключение. И если по-прежнему делать упор на ипотеку, то она не позволит выйти на целевые показатели в строительстве, даже если ставки упадут до нуля, а цены на жильё окажутся замороженными. Однако до 2030 г. достаточно времени, чтобы внедрить новые подходы к развитию жилищного рынка. На нём должна вырасти роль государства.
Сейчас в России доля государственного муниципального жилфонда менее 10%. Поэтому необходимо восполнить этот пробел за счёт бюджетных инвестиций в строительство наёмных домов социального использования. Это даст возможность начать сокращать очередь, в которой сейчас стоят 2,4 млн льготников. И ещё 2,7 млн относятся к иным категориям граждан, имеющим право на жилищную поддержку по закону.
Второе важное направление — поддержка публично-частного партнёрства в сфере редевелопмента территорий ветхой застройки в центрах и срединных зонах городов. Это позволит не только повысить качество городской среды и использовать наиболее привлекательные городские земли эффективно, но и сократить расходы бюджетов на переселение граждан из аварийного жилья».
Чем торговать со всем миром?
Цель: нарастить несырьевой неэнергетический экспорт на 70% по сравнению с 2020 г.
«Денежный объём несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) по итогам 2019 г. достиг в России 154 млрд долл., — рассказывает профессор Российской экономической школы Наталья Волчкова. — Каким будет результат через 10 лет, зависит от сочетания множества факторов. На ряд из них — мировую экономическую активность и уровень цен — усилиями одной страны повлиять невозможно. Но абсолютно реально сделать шаг вперёд, изменив собственную экономику.
Проблема России не в том, что она продаёт слишком много сырья, — в экспорте Норвегии или Австралии, к примеру, тоже очень велика доля углеводородов, руд и угля. Однако среди товаров, относящихся к несырьевому экспорту, у нас очень велика доля таких, которые находятся в самом начале технологических цепочек, — металлов, химикатов, зерна. А в странах, чей ННЭ растёт быстрее российского, на первом месте машиностроение, приборостроение и продукция других обрабатывающих отраслей.
Почему именно обрабатывающая промышленность даёт экспортное преимущество? Доля её в мировой торговле постоянно увеличивается и составляет сегодня до 70%. Роль сельхозпродукции и топливно-минеральной продукции, напротив, стабильно снижается. Кроме того, цены на машины, электронику и различные потребительские товары более стабильны, чем на сырьё. А значит, и выручка от их продажи более стабильна.
Другое уязвимое место нашего несырьевого экспорта — узкий ассортимент. Если российские поставщики сумеют его расширить в 2–3 раза, то уже только за счёт этого будет достигнута цель, поставленная на 2030 г. Меньше по сравнению с развитыми странами у нас и экспортных компаний. А значит, нужно их количество увеличивать, создавая новые производства. Причём в первую очередь крупные. Малый и средний бизнес на внешнеторговой арене способен добиться только точечных успехов. Такого заметного роста ННЭ, как планируется, он обеспечить не сможет.
Сейчас правительство стимулирует продажи за рубеж, предоставляя экспортёрам некоторые субсидии, которые делают их товары дешевле и конкурентоспособнее. Однако эти меры не меняют картину принципиально. Для создания крупных производств необходимо, чтобы в Россию увеличился приток иностранных инвестиций, вместе с которыми придут новые технологии и шире откроются иностранные рынки сбыта. У нас мало шансов выиграть конкуренцию за рубежом быстро и в лоб. Сильные зарубежные игроки предпринимают все усилия, чтобы не пускать на свои рынки товары для конечного потребления из других стран.
Но мы можем встроиться в международную торговлю продукцией обрабатывающей промышленности, став поставщиками технологических компонентов с высокой добавленной стоимостью. К сожалению, масштабы нашего сотрудничества с западными странами сейчас сдерживают санкции. Успех в реализации этой стратегии придёт тогда, когда изменится международная обстановка.
Важно, чтобы стали комфортнее и условия для международной торговли. По этому показателю в рейтинге Doing Business, составляемом Всемирным банком, у РФ сейчас только 99-е место среди 190 стран. Наши экспортёры ждут облегчения доступа к кредитам, более чётких таможенных требований и процедур, более последовательной торговой политики государства».
Удастся ли прожить на пять лет дольше?
Цель: ожидаемая продолжительность жизни в РФ к 2030 г. должна достичь 78 лет. А число тех, кто систематически занимается физкультурой и спортом, составить 70%.
«Нынешние цели по ожидаемой продолжительности жизни — повысить её не до 80 лет, а до 78, — стали более реалистичными (сейчас средняя продолжительность жизни в РФ — 73,6 года. — Ред.), — считает директор Института экономики здравоохранения НИУ „ВШЭ“ Лариса Попович. — Сохраняются ключевые цели по дальнейшему снижению младенческой смертности, смертности населения трудоспособного возраста, в частности, от инфарктов, инсультов и других сосудистых нарушений, почти на четверть, от онкологических заболеваний и т. д. Что нужно для их достижения? Прежде всего поднять темп реализации нацпроектов, который, безусловно, замедлился. Исполнение и по бюджетам было невысоко, и многие мероприятия пришлось переносить. К счастью, эпидемию коронавирусной инфекции нам удалось пройти достаточно хорошо. Но наши представления о том, какой должна быть система здравоохранения, за этот период поменялись. Поэтому сейчас правительство будет решать, как по-новому сформировать систему организации помощи. К примеру, нужны ли нам дополнительные барьеры в виде страховых компаний либо необходимо создать новую структуру в виде помощника по организации и получению помощи. Особенно учитывая новые конституционные нормы, которые обещают и бесплатную, и качественную, и доступную помощь. Это очень большой вызов.
Сейчас многие уже забыли, как плохо всё было в здравоохранении в начале 90-х, когда вводилась система ОМС, целью которой было сохранить хоть какие-то гарантии бесплатного получения медпомощи. Сегодня эта система тоже нуждается в пересмотре, потому что выполнила свои цели и стала, скорее барьером на пути развития системы здравоохранения. Провалы 90-х удалось преодолеть путём неимоверных усилий. В новых же целях ничего нереалистичного нет».
Когда и PISA будет нам по силам?
Цель: в 2030 г. Россия должна войти в десятку стран — лидеров по школьному образованию.
«Цель вполне достижимая, — считает директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС профессор Татьяна Клячко. — Собственно, по таким известным международным исследованиям, как PIRLS (качество понимания текста учениками начальной школы. — Ред.) и TIMMS (качество математического и естественнонаучного образования учеников 4-х и 8-х классов. — Ред.) мы уже входим в десятку стран-лидеров. Проблема пока только с международным исследованием PISA (умение применять знания на практике у 15-летних школьников. — Ред.). В нём наши результаты до 2018 г. улучшались, а потом случился откат. В 2021 г. увидим, какой прогресс достигнут по сравнению с 2018-м. Следующие исследования PISA пройдут в 2024, 2027 и 2030 гг. Есть основания утверждать, что в итоге мы добьёмся искомого результата и войдём в число лидеров. Кстати, по мнению Всемирного банка, мы уже находимся на 9-м месте в мире по уровню общего образования.
Все средства достижения желаемого известны: повышение квалификации учителей, переход на новые программы и образовательные технологии. Маленьким странам в этом плане легче. Когда система образования небольшая, все могут легко обмениваться результатами, понимать, где провалы и т. д. Неслучайно лучшими считаются школы в Финляндии, Эстонии, Сингапуре. Чем крупнее система, тем сложнее ей достигать высокого результата. Да, Китай тоже в числе лидеров, но в основном за счёт одного города — Шанхая. А в США есть когорта очень сильных университетов, занимающих высокие позиции в мировых рейтингах. В обычной же средней школе ситуация там далеко не блестящая.
Есть опасения, что сейчас у нас посчитают, какие дети достигнут 15-летия в 2021 г., и все силы бросят на то, чтобы повысить их уровень образования. Это было бы не очень хорошо. С другой стороны, поставлена задача работать с теми школьниками, которые дают не очень хорошие результаты. Поэтому надеюсь, что мы пойдём более рациональным путём».
Как вернуть воду в Волгу?
Цель: ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, экологическое оздоровление водных объектов, включая Волгу, озёра Байкал и Телецкое.
Почему такое внимание Волге? Потому что в её бассейне проживает треть населения страны — больше 60 млн чел., здесь сосредоточено 45% промышленности и 50% аграрного потенциала всей России. При этом порядка 38% всех неочищенных стоков страны сбрасывается пока именно в Волгу. Нынешние меры «реабилитации» реки подразумевают расчистку 600 км участков водных объектов, экологическую реабилитацию 28 тыс. га водных объектов Нижней Волги, строительство и модернизацию 123 очистных сооружений в 63 населённых пунктах 16 волжских регионов, ликвидацию 63 объектов экологического вреда, поднятие и утилизацию 95 затонувших судов. Один из типичных примеров накопленного ущерба — небезызвестное хранилище химотходов «Белое море» на волгоградском «Химпроме». Здесь в считаных метрах от побережья Волги всё ещё хранится 4 млн т химотходов высокого уровня опасности.
В Волгоградской и Астраханской областях оздоровление поймы и дельты реки уже началось. Как рассказали в комитете природных ресурсов Волгоградской обл., в 2019 г. в Волго-Ахтубинской пойме после расчистки и углубления вода вернулась в озёра Кружное, Камышистое, Проклятый лиман и др. В нынешнем году начаты работы по обводнению других водоёмов поймы, испытывающих дефицит воды. К мерам спасения можно отнести и возведение мини-ГЭС в верховьях важнейшего рукава Волги — Ахтубы. Суть проекта — задержать воду в Волжской пойме после её спада по окончании половодья.
Однако, полагают эксперты, здесь нужно следовать принципу «семь раз отмерь и всё тщательно взвесь» — чтобы Ахтуба не обмелела либо, наоборот, не превратилась в болото.
Иначе не будет развития
Новый указ о национальных целях развития России некоторые политологи и эксперты раскритиковали за амбициозность и масштабность.
Евгений Ревенко, заместитель секретаря генерального совета «Единой России», депутат Госдумы:
— Дескать, Россия ещё до конца не оправилась от коронавируса, а тут такая сложная задача. Откуда взять силы?
В такой амбициозности нет ничего странного. Во-первых, следует вспомнить, что нынешний указ заменит прежний стратегический план развития России — «майский указ», в котором крайним сроком был обозначен 2024 г. Сдвинуть горизонт планирования и пересмотреть реализацию национальных целей и проектов заставила пандемия коронавируса. То есть ни о какой спешке речи не идёт. Наоборот, нынешние непростые реалии вполне учтены. Именно поэтому сроки и сдвигаются.
Во-вторых, новый указ — это лишь продолжение генеральной линии, заданной президентом ещё в январе в послании Федеральному собранию, когда был провозглашён курс на построение в России социального государства. В рамках этого курса президент предложил внести поправки в Конституцию. Основная их часть — социальные поправки.
И, после того как новая редакция Конституции была одобрена большинством жителей страны, логично было пересмотреть главную национальную стратегию развития с учётом принятых поправок. В этом плане новый президентский указ — это один из тех инструментов, которые помогут при достижении целей, поставленных в январском послании.
Да, это задача большая и сложная. Но если не ставить перед собой амбициозных целей, то не будет и развития. Нам нужно двигаться вперёд, а не топтаться на месте. А для этого нужно решать серьёзные проблемы, которые есть у страны.
Только так можно построить то самое социальное государство, государство для людей, запрос на которое, очевидно, есть в российском обществе.