Две тысячи лет назад в одном иерусалимском доме произошло что-то очень необычное. Теплым ясным днем в одной из его комнат вдруг послышался странный шум, словно в небольшом помещении разыгрался… настоящий шторм! Собравшиеся в комнате были поражены. Но они и представить себе не могли, что случится дальше… Кто же были эти люди, как они оказались в этом доме, что там происходило и как это связано с историей нашей Церкви? Давайте разбираться.
По раскаленным от солнца камням широкой улицы Иерусалима медленно шел мужчина с большим кувшином воды. Спешившие каждый по своим делам люди удивленно оглядывались на него. Что за странность? Почему за водой к источнику отправился мужчина? Даже если это чей-то раб, все равно так никто не делает. На всем Востоке ходить за водой — женское дело. Для мужчины это позор!
— Наверное, он один из этих чудаков ессеев, — неторопливо объяснял уличный точильщик ножей, раскручивая ногой маховик своего точильного станка.
— А кто это такие? — спросил его собеседник, приезжий караванщик из Сирии.
— Никто толком не знает. Они живут общиной там, в домах наверху, — точильщик кивнул головой в сторону холма, на котором возвышалась одна из сторожевых башен, построенных царем Иродом. — У них во всем свои порядки. Знаю лишь, что жениться им нельзя, и потому женщин у них в общине нет совсем. Не удивлюсь, если из-за этого им и впрямь приходится самим ходить за водой с кувшинами на виду у всех, — неодобрительно закончил свою речь точильщик и выпустил из-под наждачного камня целый сноп искр, поправляя затупившийся нож сирийца.
А одинокий водонос все так же медленно поднимался по раскаленной мостовой вверх, к сторожевой башне, на один из холмов Иерусалима, называемый в народе Сионом. Там, в домах, примыкавших к городской стене, действительно жили ессеи — община верующих людей, державшихся особняком от всех остальных жителей города. Ворота, рядом с которыми расположился их квартал, так и называли в народе — Ворота ессеев. Водонос шел по улице к этим воротам. Одни прохожие провожали его недоумевающим взглядом. Другие неодобрительно качали головой. Третьи отпускали ему в спину колкие насмешки. И лишь двое приезжих остановились, словно вкопанные, и заворожено смотрели ему вслед.
— Да. Я думал, такого не может быть. Хотя… Учитель ведь никогда не ошибается.
— Ну вот мы и нашли того, кто нам был нужен.
И приезжие почти бегом пустились догонять странного водоноса. Судя по акценту, они пришли в Иерусалим из Галилеи — северной провинции Израиля, где располагалось Тивериадское море. Мозолистые руки со следами шрамов выдавали в них рыбаков, привыкших тянуть из воды тяжелые сети, набитые рыбой. Звали их Петр и Иоанн. Они пришли в Иерусалим на праздник Пасхи вместе со своим знаменитым учителем — Иисусом из Назарета. И чего только про Него не рассказывали в народе. Ходили слухи, будто Он может исцелять самых безнадежных больных, возвращать зрение слепым и даже воскрешать мертвых. Говорили, что Он и есть тот самый Царь иудейский, который наконец прогонит из земли Израиля римских захватчиков и станет править страной мудро и праведно, как это было в благословенные времена царя Давида. Даже ученики, своими глазами видевшие множество чудес, сотворенных Иисусом, все равно не переставали удивляться Его силе и мудрости. Вот и сейчас, накануне еврейского праздника Пасхи, Он отправил их в город с очень странным поручением:
— Пойдите в город, там встретится вам человек, несущий кувшин воды. Последуйте за ним и скажите хозяину дома, в который он принесет воду: «Учитель спрашивает, где комната, в которой бы Он мог со Своими учениками устроить праздничный ужин?» Хозяин покажет вам горницу большую, устланную, готовую к приему гостей. Там и приготовьте нам все необходимое для праздника.
Петр и Иоанн послушно отправились в город, но в глубине души недоумевали: откуда в Иерусалиме может появиться мужчина с кувшином воды? Однако слова Учителя, как обычно, сбылись в точности. И вот уже они идут за водоносом по мощеной камнем улице на самую вершину Сионского холма.
Дом, в котором тот скрылся, состоял из нескольких этажей. Рядом с домом располагалась синагога — место, где собирались иудеи для чтения Священного Писания. А прямо перед входом в синагогу под узорчатым каменным навесом стоял надгробный камень с надписью «Здесь покоится царь и пророк Давид».
Хозяин дома, как и говорил Иисус, тотчас отвел учеников в комнату, приготовленную для них. Это была просторная горница на последнем этаже, под самой крышей. Сюда почти не долетал шум большого города, и лишь свист ласточек иногда нарушал тишину под сводами сионской горницы. Ученики осмотрелись, спросили у хозяина, где продукты и посуда, и стали готовить пасху.
Так впервые ученики Иисуса Христа попали в это помещение, где потом произошли события, навсегда вошедшие в историю. Здесь прошла последняя пасхальная трапеза Иисуса Христа, после которой Его схватят и распнут на кресте. Здесь, в Сионской горнице, ученики скрывались после Его казни, опасаясь, что иудеи убьют и их тоже. И сюда же дважды являлся к ним воскресший Иисус, пройдя сквозь накрепко запертые двери.
Видимо, хозяин дома очень любил Иисуса, раз предоставил испуганным ученикам свою горницу в качестве убежища от гнева иудеев. Раньше они собирались для молитвы в Гефсиманском саду или в Иерусалимском храме. Теперь же местом собрания учеников Иисуса стала Сионская горница — большая комната со сводчатыми потолками под самой крышей высокого дома. Внизу многочисленные паломники приходили поклониться могиле царя и пророка Давида. А вверху было только бескрайнее небо и тишина. Именно в этом месте вскоре случилось чудо, которое впоследствии назовут рождением христианской Церкви. Было это так.
Чудо на горе
После Своего воскресения из мертвых Иисус в продолжение сорока дней много раз являлся ученикам и рассказывал им о Царствии Божием.
В последний раз, на сороковой день Он собрал их на вершине Елеонской горы и повелел им:
— Никуда не уходите из Иерусалима и ждите того дара Божьего, о котором Я говорил вам. Помните, как Иоанн крестил водою? А вы через несколько дней будете крещены Духом Святым.
Ученики обрадовались, потому что все еще думали, что Иисус в конце концов станет земным царем и будет править Израилем, подобно знаменитому царю Давиду. Значит, все же сбудутся их мечты — стать приближенными самого царя! В этой надежде они спросили Его:
— Господи, не в эти ли дни Ты взойдешь на трон и снова сделаешь Израиль великим царством?
Он ответил им:
— Не ваше дело знать времена или сроки, которые всему назначил Бог. А произойдет с вами вот что. Вы примете небывалую силу, когда сойдет на вас Дух Святой. И после этого будете бесстрашно свидетельствовать обо Мне во всем Израиле, в других странах и даже до края земли.
Сказав это, Иисус на глазах у всех начал подниматься в небеса. Ученики завороженно смотрели Ему вслед. Вот уже облако скрыло Его, а они все никак не могли оторвать взгляд от небесной выси, в которую только что ушел их любимый Учитель.
— Галилеяне! Что вы стоите и смотрите на небо? — оглянувшись, ученики увидели рядом с собой двух ангелов, обращавшихся к ним.
— Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
После чего ангелы исчезли.
Можно лишь догадываться, какие чувства переживали тогда ученики. Потрясенные до глубины души, они возвратились в Иерусалим. Иисус ушел на небеса, зато теперь они точно понимали, что им нужно делать — оставаться в городе и ждать, когда на них сойдет обещанный Святой Дух. Как это должно произойти, никто не знал. Но все твердо верили: раз Учитель сказал, значит, это непременно сбудется.
Но куда же они отправились, вернувшись в Иерусалим? Конечно же, в Сионскую горницу, к гостеприимному хозяину дома, давшего им приют.
Здесь, рядом с могилой царя Давида, они оставались десять дней, проводя время в общей молитве и вспоминая о тех трех годах, которые им посчастливилось провести рядом с Иисусом.
Ураган под крышей дома
И вот, спустя десять дней после Вознесения Иисуса, наступил праздник Шавуот, или Пятидесятница. Назывался он так потому, что когда-то на пятидесятый день после иудейской пасхи народ Израиля получил от Бога закон на горе Синай. В память об этом событии израильтяне установили праздник. Символом его были снопы молодой пшеницы, которые люди приносили в храм для освящения будущего урожая. Это было очень большое торжество. Чтобы поучаствовать в нем, иудеи из самых разных стран собирались в этот день в Иерусалиме. Многие из них уже с раннего утра поднимались к Башне ессеев, чтобы поклониться могиле царя Давида.
Ученики же Иисуса, как всегда, начинали день с общей молитвы в Сионской горнице. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и остановились по одному на каждом из них. И вошел во всех Дух Святой, и начали говорить на иных языках, которых они никогда раньше не знали. А в это время собравшиеся у могилы Давида люди испуганно смотрели на дом, из которого только что доносился шум урагана, хотя на улице стояла ясная погода и светило солнце. Что это было? Быть может, там внутри обрушились стены и жильцам нужна помощь?
Тут из дома вышли ученики Иисуса. Народ вздохнул с облегчением: слава Богу, все живы, ничего плохого не случилось. Но через секунду их недоумение и испуг стали еще сильнее: ученики начали говорить на языках народов, к которым принадлежали собравшиеся. Все они пришли в Иерусалим из разных стран и вдруг услыхали слова на своем родном языке. С изумлением они переглядывались и дивились, говоря между собою:
— Разве эти люди, говорящие с нами, не из Галилеи? Как же тогда мы слышим от них каждый собственную родную речь?
Ответа на этот вопрос у них не было. Ничего подобного никто раньше не видел. Парфяне и мидяне, еламиты и жители Месопотамии, Иудеи из Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, обитатели Египта и частей Ливии, критяне и аравитяне, и даже пришедшие из далекого Рима — все слышали учеников, говорящих на их родных языках о великих делах Божиих.
Изумляясь и недоумевая, они говорили друг другу: «что это значит?».
Впрочем, иные, насмехаясь, говорили про учеников:
— Что вы слушаете этих галилеян? Они просто напились сладкого вина, от которого их язык заплетается, и они сами не понимают, что говорят.
Услышав это, Петр вместе с другими учениками встал посреди толпы, возвысил голос свой и обратился к собравшимся:
— Мужи иудейские и все живущие в Иерусалиме! Внимайте словам моим, и да будет вам известно: они не пьяны, как вы думаете. Сейчас всего лишь девять часов утра, а вы знаете, что ни один уважающий себя иудей не станет упиваться вином с утра, да еще в день большого праздника. Но это сбывается предсказание пророка Иоиля: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется».
На площади перед могилой царя Давида стало совсем тихо. Люди затаив дыхание слушали властные слова Петра.
— Мужи израильские! Вы все знаете Иисуса по многим чудесам и знамениям, которые Бог сотворил через Него среди вас. Также знаете, что, пригвоздив Иисуса к кресту руками беззаконных римлян, вы убили Его. Но Бог воскресил Иисуса, расторгнув оковы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.
Тут Петр развернулся к могиле царя Давида и, указав на нее рукой, продолжил свою речь:
— Все вы чтите царя и пророка Давида. Так знайте же, что именно об Иисусе говорил Давид эти слова.
Тут Петр начал читать стихи из Псалтири — знаменитого сборника пророчеств царя Давида. Эти стихи каждый иудей знал наизусть с детства: «видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицом Твоим».
— Мужи братия! — продолжил Петр свою речь, — да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер, и погребен, и его гробницу пришли вы почтить сюда. Будучи же пророком, Давид знал, что Бог с клятвою обещал ему из потомков его воздвигнуть великого Царя — Христа. Поэтому именно о воскресении Христа сказал Давид, что не оставлена душа Его в аде и плоть Его не видела тления. И теперь пришло время, когда это пророчество сбылось! Распятого вами Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак, это Он, Иисус Христос, вознесенный Богом на небеса, излил на нас то, что вы сейчас видите и слышите, и чему не можете найти объяснение. Если же кто-то думал, что царь Давид говорил все это о себе, то посмотрите на эту могилу и вспомните: Давид не поднялся на небеса, но умер, как и все прочие люди. Не о себе, но об Иисусе он говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Итак, твердо знайте, мужи иудейские, что Бог сделал Господом и Христом того самого Иисуса, которого вы распяли.
Тяжело было слышать собравшимся иудеям эти слова обличения. Тяжело сознавать, что это именно они убили пришедшего к ним Христа. Но признать свою ошибку все же лучше, чем упорствовать в своем заблуждении. Собравшиеся на площади были люди искренние и честные. Поверив словам Петра, они смягчили свои сердца и спросили:
— Что же нам делать теперь, скажи?
Петр ответил им:
— Покайтесь в том, что совершили. А после этого пусть крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов. И тогда вы тоже полу́чите дар Святого Духа. Потому что это ведь вам принадлежит обетование, данное от Бога через пророка Иоиля, и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
И еще долго говорил с ними Петр, рассказывая об Иисусе и объясняя древние пророчества, в которых говорилось о Нем.
Семья, которой две тысячи лет
После этой проповеди Петра, все, поверившие его слову, крестились и присоединились к ученикам Иисуса. Таких людей оказалось в тот день около трех тысяч. И с этого момента они решили жить как одна большая дружная семья. Новые ученики Христа продавали свои имения и всякую собственность, после чего разделяли деньги и вещи друг с другом, смотря по тому, кому и что было нужно. Каждый день они единодушно пребывали в храме на молитве. А потом, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и радости, хваля Бога и находясь в любви у всех жителей Иерусалима. Господь же ежедневно приводил все новых и новых людей в Церковь.
Да-да, именно так появилась на свет Церковь Христова! Ведь слово «церковь» в переводе на русский язык означает «собрание верующих». А днем ее рождения считается тот самый праздник Пятидесятницы, во время которого на учеников Иисуса в Сионской горнице сошел Дух Святой.
И сегодня мы точно так же, как в самые первые дни истории Церкви, собираемся вместе для общей молитвы, так же призваны заботиться друг о друге и нести свидетельство о Христе всем людям, еще не знающим Его. Потому что, принимая крещение, мы становимся частью той самой семьи, которая родилась две тысячи лет назад в Сионской горнице на последнем этаже одного из домов Иерусалима.