У пошлости много обличий. Одно из них – шутки юмористов и сатириков по поводу отечественного АвтоВАЗа. Несчастный АвтоВАЗ высмеивают уже лет сорок, если не пятьдесят. Более долговечна лишь тема тёщи.
– Это же надо так ненавидеть свой народ, чтобы производить «Жигули»?! – вопрошает, например, Ефим Смолин, считающийся в России писателем-сатириком.
«Это же надо так ненавидеть свой народ, чтобы показывать ему Ефима Смолина по государственному телеканалу», – подумал я.
Не знаю, соответствует ли моё ощущение реальной действительности, но, кажется, не было в последние годы ни одной команды КВН, которая не высмеяла бы отечественную автофирму. Скажу честно: я перестал смотреть КВН именно после триста…надцатой шутки про «Ладу». Жванецкий, Хазанов и масса «смехачей» тему «нашего» автопрома до того замусолили, что мне казалось, «Comedy club» до этого уже не докатится – там ребята молодые и талантливые. Увы, тот же Павел Воля поехал по наезженной колее. Неужели не чувствует, что шутить про АвтоВАЗ – пошлее, чем про тёщу?..
В советские времена хоть высмеивай «Жигули», хоть хвали – один чёрт, покупатель никуда не денется. Купит, и ещё и рад будет. Однако теперь времена другие. Деньги клиентов уходят не только в разные автофирмы, но и в разные страны. Какого же рожна кавээнщики своих соотечественников без зарплаты, а государство без налогов оставляют? Они что – состоят на содержании у иностранных конкурентов? Почему методично, десятилетиями наносят ущерб деловой репутации российского автопрома?
Это я не шучу. На полном серьёзе хочу поинтересоваться: почему бездействует юридическая служба АвтоВАЗа? Почему не подаются иски к «Кривому зеркалу» или «Comedy club»? К Ефиму Смолину и Павлу Воле? Ко всем кавээнщикам? На этом деле такие «бабки поднять» можно!
Опять же вопрос к правительству: почему по первому зову выделяете деньги АвтоВАЗу? Почему не требуете активизировать работу по защите имиджа своей продукции? Она что – действительно так плоха? Судя по отчётам, экспорт до конца 2013 года рос. Особенно в странах, где нет российского ТВ.
Как-то подвозил меня пожилой человек в дряхленькой «пятёрке». Чуть не со слезами на глазах говорил о наболевшем:
– Пробовал сложить денег на новую «семёрку». А её с производства сняли. Около 200 тысяч стоила. Я мог наскрести. Теперь всё, помру вместе с этой старушкой – «пятёркой». Мне ведь скоро 70 лет. Таким, как я, кредита не дадут…
То, что «Лада» – далеко не «Майбах», мы и без сатириков знаем. Но те «хохмы», которые проходили при советской власти, недопустимы сейчас. Опустив в сознании людей наши «тачки» ниже плинтуса – впустили на рынок китайцев. Кстати, их продукцию абсолютно никто из профессиональных юмористов не высмеивает. Прямо какой-то заговор молчания, как у Запада по поводу нацизма на Украине. Профессионалы-водители высмеивают, а Ефим Смолин, Павел Воля и армия кавээнщиков – словно в картельном сговоре. Каждый год китайцы прибавляют приблизительно 80 (!) процентов к предыдущему объёму. И все без рекламы, без хорошего промоушена. Пока существует КВН, «Comedy club», «Кривое зеркало» – автопром Поднебесной в рекламе не нуждается. Воистину, на протяжении десятков лет наши «мастера юмора» работают под лозунгом: «Бей своих, чтобы чужие смеялись!.. (а свои плакали)».
Представьте, что было бы, если б кавээнщики или камедиклабовцы в США «наехали» на «форд» или «Дженерал моторс» – так же, как «наезжают» на АвтоВАЗ? По судам бы ребят затаскали и без штанов оставили! А в России «за базар» отвечать не надо. Никто в суд не потащит.
Кстати, любопытно, что особенно активно полив грязью отечественного автопрома идёт по телеканалам с госучастием. И государство же – могучий акционер АвтоВАЗа. Это что? Сумасшедший дом?! Как назвать ребят, которые на огромной общей стоянке принародно своим друзьям и родным шины прокалывают? И при этом не трогают чужих. Это подлянка, выражаясь по-пацански.
Если кому-то моя логика непонятна, то вот ещё пример.
Представьте себе ситуацию: три или четыре русских (или российских) парня из Москвы приезжают в Ереван, регистрируют фирму и начинают концертную деятельность, выступают сначала в ресторанах, потом на телевидении. К ним подключаются местные ребята – армяне. И все они регулярно «мочат» (то есть высмеивают) какой-нибудь существенный для экономики страны продукт. Ну, скажем, коньяк. И дорогой, мол, он, и пойло, которое стыдно на стол поставить, – дескать, ослиная моча по сравнению с французскими коньяками, и так далее.
Причём подобные речи-шутки-спичи – не одноразово, а в течение нескольких лет! Не постоянно, не каждый день, конечно, но системно. Но главное (в этом «гвоздь»!) – гости этих шоу, то есть жители (они же граждане) солнечной Армении, на юмор ребят из России откликаются живо и доброжелательно – смеются, пересказывают друзьям, как в очередной раз россияне их коньяк заплевали… Ну и конечно, платят большие деньги за возможность услышать это вживую.
Приходят на шоу и сотрудники коньячных заводов, труженики виноградных хозяйств и прочие творцы армянских коньяков. И вместе со всей публикой хохочут до слёз, аплодируют – так сильно им нравится, что их коньяк называют… допустим, жидкой коричневой брендятиной. Да, чуть не забыл! Телеканал, который эти «шутки юмора» демонстрирует на всю Армению, зарабатывает бешеные деньги на рекламе. Ведь рейтинги зашкаливают. Всё население солнечной республики обожает русских, которые регулярно высмеивают их бренд…
«Фэнтези какое-то», – скажет всякий здравомыслящий человек. И будет прав.
А теперь давайте заменим в вышеупомянутой схеме всего несколько компонентов. Вместо Еревана и русских гостей представим Москву и гостей-армян, а вместо армянского коньяка – русский автомобиль «Лада». Заменили? Что получилось? Получилось не фэнтези, а реальный «Comedy club» (продюсеры Артур Джанибекян, Гарик Мартиросян, Девид Сурмалян) со своей автомобильной антироссийской темой. Словесными помоями поливают уже не только «Ладу», но и «Рено-Логан». Дескать, «приличная» девушка в такую машину не сядет. Ну, естественно (думаю я), – авто ведь недорогое и делается в России.
Ни в Армении, ни в Польше, ни в Японии, ни даже в Нигерии приезжим гостям не дадут телеэфир и большие гонорары за то, что они станут регулярно говорить гадости о национальном продукте, который составляет немалую часть местной экономики. Более того, продукт является экспортным товаром и жёстко (даже жестоко) конкурирует с подобными товарами иностранных производителей. То есть дело не только в патриотизме, но и в наполняемости собственного кармана, то есть бюджета. Бизнес – ничего личного. А наши юмористы вместе с пришлыми гостями из соседних республик ведут себя так, словно за окном идёт 1974 год. И ни слова «конкурент», ни самого субъекта рынка не существует.
Чтобы окунуть всех в реальность, обращаю внимание публики на репортажи телеканалов, освещающих ралли «Париж–Дакар». Там уже много лет в состязании грузовиков побеждают наши «Камазы». Семь лет подряд (!) они ходят в лидерах гонки. Это широкая публика должна знать, как Отче наш! И гордиться, а не подобно паршивой птице гадить в своё гнездо. Есть на стороне масса охотников это сделать. Например, как только по ходу гонки выясняется, что русские «КамАЗы» опять победят – в репортажах ВВС, CNN гонки грузовиков показывать прекращают – переходят на легковые авто, где нас среди конкурентов нет. Поняли? – представители КВН и других якобы смешных телепрограмм?!
И, наконец, о существующем до сих пор национальном позоре России как страны, занимающей четвёртое место в мире (!) и второе в Европе (!) по производству автомобилей – почти 3 млн. в год. То есть об отсутствии отечественного «членовоза» (как говорили при советской власти) – машины представительского класса для высшего руководства страны. Стыдно нашим президенту, премьеру и министрам ездить на немецком «Мерсе» (кстати, изделии той страны, которую мы победили в 1945 г. не только благодаря героизму народа, но и превосходству в технике).
Судя по сообщениям в интернете, конкурс на главный в стране концепт-кар завершён. Эскизы я видел. Жаль, что модели-победители смутно напоминают то ли «Бентли», то ли пресловутый «Мерседес»… Будь моя воля, я бы взял за основу аэростиль – стиль любимой в народе по сей день 21-й «Волги» с оленем на носу. В своё время в Бельгии даже построили совместный бельгийско-советский завод по её производству. Полторы тысячи машин продали. Потом чего-то не поделили…
Немцы в своё время сделали самый мощный и, казалось, непобедимый танк «тигр», а наши летающие маневренные Т-34 на Курской дуге (особенно в ближнем бою) порвали их, как тузик грелку. Знай наших! Увы, мало кто теперь знает. Забыли. Спасибо иностранцам, они периодически напоминают нам, дуракам, о славных страницах отечественного автопрома. К примеру, приехал осенью прошлого года в Запорожье к моему старому приятелю (мы вместе в Туркестане служили) швейцарец – представитель гостиничного холдинга Redisson. Они в Киеве открывали очередной отель.
– Помогите купить внедорожник УАЗ – попросил швейцарец. – Я слышал, что Запорожье – автомобильная столица Украины.
– Наверное, – ответил приятель, – на Украине их уже не продают. А зачем тебе?
– Моя родня в деревушке живёт, в Альпах. И у меня там дом. Но так высоко в горы может подняться только русский УАЗ. Особенно осенью и зимой.
«Умыли-таки русские немецкий автопром!» – подумал тогда мой приятель.
Лично мне довелось нечто подобное слышать во Вьетнаме. Кто был, знает: Вьетнам – страна мотобайков. В основном – японских или сделанных по японским лицензиям.
– Это на равнине, – пояснил нам гид Май, учившийся в Орловском пединституте. – В горах все ездят на русских мотобайках: «Минск», «Вятка»… «Хонда» в горах не тянет.
У меня аж плечи расправились. Вот вам, самураи, Халхин-гол!
Слышите, ребята из КВН, «Кривого зеркала» и «Сomedy club»?! Россия – автомобильная держава с давними и хорошими традициями. Теперь, к сожалению, вы создали новую традицию – по дискредитации и оплёвыванию «своих» и рекламной помощи забугорным конкурентам. Тьфу на вас!
Четыре процента русского автопрома уже у Китая. А ведь лет пять назад был ноль...