— Произошло немало разного. Например вышла картина «Отчим» Сергея Гинзбурга, премьеру этого фильма мы всей съемочной группой ждали с большим трепетом. Снимали в чудесной атмосфере любви и дружбы, работать с Сережей одно удовольствие, он большой мастер и очень подробно объясняет все артистам. Пока не будет доволен дублем на сто процентов, не отстанет, а это в современной гонке киноиндустрии дорогого стоит. И партнеры были чудесные! С Антоном Хабаровым мы служим в одном театре и играем почти все спектакли вместе, с Артемом Быстровым учились на одном курсе, с Ксюшей Тепловой — в одном институте. Нам не пришлось выстраивать отношения, а это всегда чувствуется в кадре!
Еще было огромным счастьем поработать с Василием Ивановичем Бочкаревым, он невероятно живой артист и удивительный человек — добрый, открытый. Между дублями мы бегали за ним и мучили вопросами, как снимали кино раньше. Могу рассказывать об этой картине часами, поскольку считаю ее своей актерской удачей и очень рада, что она вызвала живой отклик и интерес у зрителей. Ведь самая большая актерская радость, когда твоя работа попадает в сердца.
Еще удалось поработать с режиссером Александром Анатольевичем Прошкиным. Рабочее название картины «Сарматы». Это история о двух сестрах, современных девчонках, которым приходится стать сарматками — современными амазонками, взять в руки луки со стрелами и отстаивать право на свою землю, отвоевывать то, что хотят отнять мужчины.
— И обратно в матриархат. Чем вас лично зацепила история?
— Я много лет мечтала сняться у Александра Анатольевича. Когда-то в его картине «Искупление» сыграла небольшую роль, и хотелось поработать с ним еще. Зацепила и сама история, и героиня Анна. У нее достаточно сложный характер, она закрытый человек, не позволяющий себе никаких эмоций. В отличие от младшей сестры трудно принимает перемены в жизни и чужое мнение.
Она привыкла все контролировать, наверное, это давало ей ощущение безопасности, ведь Анне пришлось рано повзрослеть — в двенадцать лет она осталась с младшей сестрой на руках и отцом-алкоголиком... Для меня эта история в первую очередь о взрослении. О том, что иногда чтобы обрести, нужно отпустить и не сопротивляться. О том, что из-за категоричности мы, бывает, становимся разрушителями, а думаем, что боремся за правду...
Я поняла, что трагедия многих современных женщин в том, что мы выстраиваем жизнь через борьбу, гонку, равняясь на мужчин. Карьера, отношения в социуме, когда порой нет времени и возможности проявить уязвимость и слабость. Но всегда ли это хорошо?
— И какой вывод сделали?
— Я в принципе против категоричных выводов и правил. Все в нашей жизни каждую секунду течет и меняется, и те правила, которые работали еще вчера, сегодня не подходят. Природа человека сложнее, чем кажется. Не стоит навешивать ярлыки на людей и оценивать их. Я учусь принимать окружающих такими, какие они есть, с уважением относиться к другой точке зрения.
Каждый из нас борется со своими внутренними ветряными мельницами, и в каждом есть и положительные, и отрицательные качества, у каждого свой путь и предназначение. Главное не терять самоиронии, потому что многие проблемы от излишней серьезности. Если относиться к ним с юмором, снимается важность, любая проблема решается быстрее и легче.
У своих героинь я многому учусь. Роли — это подсказки, возможность лучше узнать саму себя, проработать в себе новые качества, обнаружить то, что пряталось внутри. Пока снималась в «Сарматах», многое в собственной жизни пересмотрела и обратила внимание на то, когда и где была слишком категорична, требовательна, пыталась навязать свою точку зрения и воспринимала хорошее отношение к себе как данность.
Ведь по большому счету никто никому ничего не должен, люди не обязаны нас любить! И если они выбирают нас, остаются с нами, прощают — это и есть чудо. Когда приходит это осознание, жить становится легче — отпадает необходимость обижаться, бороться. Уверена, что мир станет лучше, если каждый заглянет внутрь самого себя и простит себя. Тогда и других прощать не придется, даже если вас предали.
Я, к примеру, всегда сначала стараюсь откровенно поговорить, понять, почему человек совершил нехороший поступок, услышать его точку зрения, найти причину, чтобы сохранить отношения. Но если история повторяется, меня снова ранят, мы прощаемся.
— А сразу, без «ста одного китайского предупреждения» нельзя эту самую точку поставить, чтобы избежать дополнительной боли?
— «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Я из тех, кто дважды готов подставить другую щеку. Потому что считаю, что каждый из нас способен совершить ошибку и каждый имеет право быть услышанным, если он действительно этого хочет и раскаялся в содеянном.
— Современные амазонки зашли совсем далеко. Женщины пишут петиции с требованием наравне с отчествами давать детям матчества. Вы сами хотели бы, чтобы ваш будущий ребенок был Кариновичем?
— Романтику, живущему в моей душе, хочется традиционного разделения мира на мужское и женское. Чтобы можно было спрятаться за сильной спиной, повитать в облаках, занимаясь искусством, и вдохновлять мужчину на подвиги. Но статистика иная. Матчества вполне могут прижиться, хотя мне этого не хотелось бы.
— Карина, фильмография актрисы Андоленко поражает. В 2008-м, всего двенадцать лет назад, вы дебютировали в кино, а сегодня у вас уже полсотни ролей и все главные! В чем секрет?
— Понятия не имею! Наверное, в моем трудоголизме. От работы получаю колоссальное удовольствие. Чем ее больше, тем сильнее внутренняя энергия, которую снова трачу на профессию. Такой круговорот... А еще, наверное, я — везунчик! Вокруг меня ведь невероятное количество талантливых людей, но при этом кому-то везет меньше. Я сама иногда задаюсь вопросом: почему так?
Лично мне помогает вера в то, что если ты действительно стараешься, что-то делаешь в профессии, тебя обязательно заметят. Нельзя сидеть сложа руки! Стучите — и вам откроют, главное не сдаваться. Сейчас само время позволяет реализовываться: тот же «Инстаграм», разные соцсети. Многих талантливых людей заметили благодаря им.
Когда еще не было никаких соцсетей, я с третьего курса театрального вместе с другими нашими студентами ходила по «Мосфильму» и раздавала свои фотографии. Иногда закрывали дверь перед носом, иногда говорили: «Ладно, оставь, может, пригодится».
Мы обзванивали по рекомендациям агентов, просились к ним, многие отказывали. Мне повезло, в дипломном спектакле меня увидела Лена Брагина. До сих пор работаем вместе, мы — команда. Не знаем, где выстрелит, но я верю, что вложенные силы обязательно вернутся бонусом от Вселенной.
В год окончания Школы-студии сыграла первую большую роль у Егора Кончаловского в картине «Розы для Эльзы». За несколько лет до этого в студенческом капустнике меня увидел один кастинг-директор. Подошел, попросил номер телефона, а перезвонил спустя три года! С приглашением приехать на пробы к Егору.
Я тогда не знала, что вызов на пробы еще не означает, что актера утвердят. Приехала на «Мосфильм» в полной уверенности, что можно озвучить свои условия, и сказала: «Извините, Егор, но у меня последний курс, плотная занятость. Если вы лично не позвоните Константину Аркадьевичу и меня не отпросите, не смогу сниматься».
Наверное, со стороны это выглядело очень самоуверенно, но все же мы попробовали сцены и Егор утвердил меня на роль. Она стала одной из любимых.
— Вы и вправду везунчик! Многим кажется, что счастье выдается при рождении. А вы что думаете?
— Думаю, счастье не выдается, его нужно научиться «вырабатывать» самому. Если бы я могла, ввела бы в школах психологию и медитацию, как, например, это делает кинорежиссер Дэвид Линч в Америке. Наукой доказано, что глубокое дыхание — медитация — снижает уровень стресса в организме и повышает серотонин — гормон счастья, а психология дает возможность узнать себя и научиться здоровой коммуникации, без обид и претензий к окружающим. Мир устроен просто: получаешь ровно столько, сколько сам отдаешь.
Если жить в недовольстве и претензиях — к соседям, родным, государству, годы пройдут в пустом ожидании «счастья» и негатив будет множиться. Только от нас зависит, какими цветами разукрасить свою жизнь. Это и есть ответственность каждого из нас и работа над собой, только мы сами способны сделать себя счастливыми. Мир — это большое зеркало, в котором мы с вами отражаемся. Я заметила: когда нахожусь в хорошем настроении и полна сил, окружающие и даже прохожие на улице попадаются приветливые и открытые. Когда же захлестывают токсичные эмоции — то каблук сломается, то кто-нибудь нахамит. Просто притягивается негатив.
Когда мыслим позитивно, наши мечты легче и быстрее исполняются. И мой собственный жизненный опыт свидетельствует о том, что ничего невозможного в жизни нет. Если бы девчонке-школьнице Карине Андоленко, которая грезила о сцене, сказали: поступишь в Школу-студию МХАТ, будешь учиться у самого Константина Аркадьевича Райкина, работать в труппе Сергея Безрукова — не поверила бы! Моя биография — доказательство того, что мечты сбываются, просто надо действовать.
— Летом Райкину исполняется семьдесят. Если обойтись без эпитетов «гениальный» и все такое в подобном духе, что скажете о своем Мастере?
— Скажу, что, как многие его ученики, испытываю огромную благодарность. Он удивительный, все четыре года со вторым нашим педагогом Еленой Ивановной Бутенко (жена Райкина. — Прим. ред.) они были полностью погружены в наши дела. Словно родители. Горести, радости — мы все несли им. Мастер ходил даже на английский — посмотреть, кто как успевает. Меня перевел с платного отделения на бюджетное, хотя мне, имеющей гражданство другой страны, эта опция была в принципе недоступна. Но он нашел возможность, помог не только мне, но и еще нескольким ребятам с курса.
— Тем не менее поработав пару лет в театре под руководством Райкина, вы покинули труппу. С чего вдруг?
— Ребенка ведь следует выпускать из родительского гнезда, чтобы он познал мир и набрался опыта. Мне хотелось больше пробовать себя в кино, поработать с разными режиссерами. После того как ушла из труппы, пару лет существовала вообще без театра. Потом соскучилась по сцене и почти сразу получила предложение от Сергея Витальевича Безрукова играть в Московском Губернском театре в спектакле «Нашла коса на камень». Так понравилось, что я осталась в труппе и по сей день там работаю.
— Карина, вы знаете, кто такие «безрукавки»?
— Жилеты?
— Нет, так называют еще с девяностых поклонниц Безрукова.
— Не знала, странное название... Для нас поклонницы Сергея Витальевича и театра — родные люди! Они все невероятные умницы. Постоянно балуют нас, приходят не только на спектакли с его участием, но и на наши театральные праздники. Готовят сюрпризы, недавно заказали огромный торт с фотографиями актеров. Знают нас всех по именам, отслеживают роли в кино. Мы им все очень благодарны.
— В интервью вы не раз рассказывали, что курс ваш был невероятно сплоченным. Но помимо дружного он еще и удивительно плодовитый. Многие стали популярными: Аня Чиповская, Гела Месхи, Никита Ефремов... Скажите честно: звездная болезнь вас саму и ваших друзей не настигала?
— Нет, у всех от этого хорошая прививка была еще в институте, у нас на курсе — все трудоголики. Мы выпустили двенадцать дипломных спектаклей и привыкли к такому графику, поэтому сил не остается на звездную болезнь, когда ты действительно занят делом.
Правда, однажды был случай, после которого я пересмотрела свое поведение и взглянула на себя со стороны. Пришли с подругой в кафе, у меня выдался не очень удачный день, и я, не особо подбирая слова, в красках рассказывала ей, как несправедливо со мной поступили. Уже не помню саму ситуацию, но знаю, что была очень зла, возмущалась и говорила на повышенных тонах.
Когда с подругой собрались уходить, ко мне обратилась женщина, сидевшая за соседним столиком: «Карина, вы мне очень нравитесь как актриса. Не ругайтесь больше, пожалуйста, вам это не идет, да и не поможет, мы же все вас любим». В ее словах было столько доброты и мудрости... Мне стало очень стыдно, я поняла, что популярность — это большая ответственность, нужно беречь доверие людей и не позволять себе многих вещей.
— Двадцатилетние, представители поколения Z, активно выступают за отказ от материального. Насколько вам близка их позиция?
— Материальное для меня не главное. Да, я люблю хорошие вещи, ценю возможности, которые есть. Но для меня важнее люди и отношения с ними. Потому что действительно ценные вещи на земле невозможно купить, такие как искренность, уважение, любовь, дружба — у них нет цены, которую можно втиснуть в эквивалент.
— А поколение Х, родители этих самых миллениалов, наоборот, стремятся к материальным благам и часто страдают от того, что их меньше, чем хочется...
— Интересная тема! По моему убеждению, если человеку не хватает средств, он попросту не нашел в жизни баланс. Занимается не тем, работает без удовольствия, стремится к чужим целям, и Вселенная таким образом его учит. Я заметила: тот, кто увлечен любимым делом — неважно каким именно, живет в достатке. Если не привязываться к результату, а с интересом и желанием заниматься своим делом, непременно попадаешь в поток позитивных энергетических вибраций. А деньги — это именно энергия. Поэтому я стараюсь не соглашаться на роли, если они не нравятся и не созвучны со мной.
— Вы сказали, что отказываетесь от неинтересных ролей. Так было всегда? Обычно молодые актеры жадны до всего, что предлагают.
— В прошлом году у меня произошел переломный момент. Привычные, проверенные схемы перестали работать. Ничего не вдохновляло вообще. Сказались накопившиеся за несколько лет усталость и переутомление. Ведь случалось, что я снималась одновременно в четырех картинах. Не от жадности, а от большой любви к профессии и моего неугасающего к ней интереса. Когда оценила свое состояние, впервые позволила себе приостановиться на семь месяцев и задать вопросы: а куда я так мчусь? Действительно ли этого хочу? От чего бегу? Так началось знакомство с самой собой — с Кариной, на которую у меня не хватало времени.
Я пересматривала многое в своей жизни, отделяя истинные желания от тех, которые навязаны социумом: не подвести, не разочаровать, доказать. Иначе взглянула на отношения с некоторыми людьми, на свои ценности и пришла к простому выводу: во всем нужен баланс. Работа не должна занимать девяносто процентов нашей жизни. Решила не браться параллельно больше чем за два проекта. Сознательные паузы необходимы для аккумулирования энергии.
Те семь месяцев я провела в полнейшем единении и гармонии с собой. Посещала театры, кино, разные мастер-классы, женские практики, плавала в бассейне, ходила на танцы, йогу, прошла курс медитаций и получила индивидуальную мантру. Курсы вождения окончила, купила ролики, правда кататься еще не научилась, планирую сделать это летом. Ролики — это же моя детская мечта, о которой забыла... Начала рисовать, а это отдельное удовольствие, которое очень наполняет и вдохновляет.
— Неужели все эти месяцы провели дома?
— Сначала выбрались с подругой на море, потом я отправилась в Берлин. Одна. Это был мой первый опыт путешествия в полном одиночестве, обычно мы отдыхаем вместе с мамой. Посетила десятки музеев, прошла пешком, наверное, сотню километров. Принципиально отказалась от транспорта, чтобы лучше узнать город.
— Не заскучали с Кариной наедине?
— Нет, она девчонка ничего!
— В каждом своем интервью вы с большой любовью говорите о маме. Любить маму — нормально, удивления не вызывает. Но вот то, что отдыхаете вдвоем, это поразительно!
— Многие знакомые удивляются: на море с мамой?! А мы — подружки. Нам интересно вместе. Она молодая и энергичная, рано меня родила, поэтому разница в возрасте не ощущается, нам всегда есть о чем поговорить, над чем посмеяться.
— Тем не менее вы примеру мамы не последовали...
— У каждого человека свой путь, все приходит в свое время. У всех есть предназначение и уроки, которые даются свыше. Я верю в карму, она для меня — то, чем мы наполнены, что отдаем миру и что видим в других. Еще раз повторю: мир — это большое увеличительное зеркало нас самих. Но есть вещи, которые обозначены уже при рождении.
Моя мама серьезно занялась китайской астрологией. Астрология — это наука, математика. В моей натальной карте заложено актерство, несмотря на то, что я не из актерской династии. Но жизнь вывела в эту профессию. Астрология дает очень точную характеристику тех качеств, которые мешают, уводят с истинного пути или, наоборот, помогают раскрыть потенциал.
Можно просмотреть, в какой профессии молодого человека ждет успех или чем ему не стоит заниматься. Например, у кого-то ничего не получается, за что бы ни брался, а ему, оказывается, непременно надо помогать другим или заняться рисованием, хотя бы в качестве хобби. Таким способом отрабатывается плохая сторона карты и жизнь налаживается! Это все, конечно, инструменты, дающие ответы. Меняться все равно необходимо самому... Я точно знаю: с нами происходит лишь то, что выбрали сами. Жизнь всегда и всем дает шансы. А как ими распорядиться — выбор самого человека.
— Это касается и личной жизни? Как насчет того, чтобы попробовать визуализировать мужчину мечты?
— Мне кажется, визуализировать никого не нужно, к нам приходят неслучайные люди, я доверяю жизни и знаю, что любой человек послан мне с какой-то целью.
— Но вы хотя бы за традиционную семью — с мамой, папой и детьми под одной крышей?
— Я — за полноценную семью, где у детей есть любящие их и друг друга родители. Для меня семья — это тыл, а не фронт. А тыл возможен лишь в безопасности, там, где есть уважение, принятие, честность и любовь. Там, где можно быть самой собой без опасения оголять болевые точки и знать, что по ним не ударят. Важно встретить того, кто видит и ощущает мир так же, как и ты, кто готов к такой же чистоте правды.
Для меня честность очень важна, без нее нет прочного каркаса и возможности построить что-то крепкое. Без нее сплошные манипуляции, вранье, ревность, контроль, зависимость, боль. Ведь любовь — это свобода и доверие. Недавно вычитала интересную мысль: «Чем меньше мы хотим отдавать любви, тем больше требуем ее от других».
— Карина, вы многого достигли, прочно стоите на ногах. Вам уже не подойдет — условно — роль жены младшего лейтенанта, чтобы вместе с мужем дослужиться до генерала. На ваших погонах звездочки покрупнее. Как быть?
— Никак, просто жить, а генерал, если надо, сам меня найдет! Хотя военный вряд ли выдержит мой график, поэтому просто доверюсь Вселенной! А если говорить серьезно, неважно, чем занимается человек. Если он твой, ты его обязательно узнаешь. Жизнь устроит вам встречу, когда оба не ждете, но окажетесь готовы.
И неважно, лейтенант или генерал, главное — совпасть в главных ценностях. Для меня желательно, чтобы не артист, потому что в нашей профессии много женского, и если оба будут витать в облаках, семью построить сложно. Один в паре должен быть земным, реальным и прочно стоять на ногах, чтобы второй мог его вдохновлять и мечтать.