Машины из КНР занимают на нашем рынке место европейских, продажи растут на глазах. Что представляют собой китайские авто - как уже представленные в России, так и только планирующие поход на север?
1. ОБОГРЕВА НЕТ, ЕСТЬ ЗАДНИЕ ПОДСТАКАННИКИ
Пожалуй, самый бюджетный из китайских автомобилей - это Besturn X40 компании FAW.
- Можно сказать, что это китайская Hyundai Creta. Только у нашего опций больше, а цена поменьше, - с гордостью говорит руководитель отдела продаж «FAW Авилон» Сергей Мельник, похлопав кроссовер по капоту, как доброго коня по загривку.
В комплектацию входят салон из экокожи, люк, цветной дисплей с возможностью подключения любых типов телефонов, камера заднего вида, парктроники спереди и сзади, шестиступенчатая коробка-автомат, музыка - аж восемь динамиков. Есть, к слову, и круиз-контроль - очень удобная функция. Рычажком на рулевой колонке выставляешь скорость, и не нужно постоянно посматривать на спидометр, не превысил ли. Экономишь не только на штрафах, но и на топливе - при езде с круиз-контролем расход меньше. Удивительно, но такого помощника нет даже на некоторых топовых моделях, например, у Audi Q3. А здесь, на машине в 2,5 раза дешевле - пожалуйста.
- А еще посмотрите на подлокотник с подстаканниками для пассажиров заднего сиденья, это большая редкость для автомобилей такого класса, - обратил внимание Сергей Мельник.
Есть у машины и непривычные решения - например, переключение радиостанций и другие кнопки мультируля расположены под левую руку. Задумывалось, видно, для того, чтобы освободить правую для переключения скоростей. Но насколько это удобно, особенно с коробкой-автоматом, - вопрос.
И при всем этом богатстве у навороченного бюджетника нет подогрева зеркал и стекол. Бороться с наледью придется по старинке: включить отопление салона и поработать скребком и щеткой. Кстати, зимнего пакета почему-то нет у многих «китайцев». Как и кнопок для открывания-закрывания багажника. Так что есть к чему стремиться.
2. ЭТИ САНИ ТОРМОЗЯТ САМИ
Посолиднее выглядит другая модель этой популярной в Китае марки - Bestune T77. Она и подороже. Названия практически совпадают, но это две большие китайские разницы.
- Эту машину можно сравнить уже с Toyota RAV-4 или с Hyundai Tucson, - говорит Мельник. - В салоне натуральная кожа, да и вообще отделка побогаче. Панорамная крыша с электроприводом. Хорошая шумоизоляция. Более тщательно решены вопросы безопасности - есть уже и боковые подушки, защита шейно-головного отдела. Результат по краш-тестам - 5 звезд из 5.
Есть у автомобиля и активный круиз-контроль. На массовых европейских или японских моделях этого не встретишь.
- Автомобиль метров за 25 «видит» препятствие - человека или машину - и сам «бьет по тормозам», - объясняет эксперт. - А наедет или нет - зависит от скорости. Мы тестировали на манекене. Разгонялись до 80 км/ч и два раза из 30 сбивали его. Так что расслабляться за рулем даже с таким помощником все-таки не стоит. Хотя удар, конечно, гораздо слабее, чем мог быть без активного круиз-контроля.
Сидеть в таком авто - одно удовольствие. Приборная панель играет огонечками, удобные кресла с боковой поддержкой, все управляется электроникой. А вот ехать...
В интернете в описании этой модели встретил историю о том, как отказала электроника, и машина встала посреди дороги.
- Вы не слишком доверяйте интернету, - говорит Сергей Мельник. - У нас были покупатели из Рязани, Тулы, приезжали домой, отзванивались, очень довольны.
А если что-то и случится, то у китайских машин небывалая гарантия - 5 лет или 100 (у некоторых 150) тысяч км - в зависимости от того, что наступит раньше.
3. CHANGAN ГРЯЗИ НЕ БОИТСЯ
Еще один китайский автомобиль из серии «Крета» по цене «Солариса» - Changan CS-35. У этой марки решетка радиатора не такая огромная, как у других «китайцев», и от этого они выглядят более европейскими.
- При небольших габаритах внутри достаточно просторно, много места и для багажника, - рассказывает менеджер отдела продаж Changan Михаил Смирнов. - Для гонок не пойдет, но для спокойной езды вполне годится, очень уютный.
Сажусь в салон - удобное кресло, приятная экокожа, огромные зеркала заднего вида, приборная панель светится, прямо как у «Боинга». Лишь одно не дает расслабиться - мощный химический запах. Вместе с Михаилом тщательно обнюхиваем обивку, пластик, коврики...
- Это коврики, - огорченно говорит Смирнов.
Что еще из минусов - тоже нет зимнего пакета: ни руль не обогревается, ни стекло, хорошо хоть передние сиденья можно потеплее сделать. Зато есть люк, автозапуск и бесключевой доступ в машину. Ну и уже обычные для китайцев электронные фенечки: можно, например, перенести изображение с любого телефона на большой монитор с тачскрином (управление с помощью пальцев). Очень удобно - хоть навигатор смотри на большом экране, хоть сериал в пробках.
Еще одна отличительная деталь модели - она едва ли не последняя, у которой сохранились традиционные спидометр и датчик оборотов: шкала и стрелка за стеклом. Современные китайские машины повально переводятся на электронные датчики, и механические стрелки - это уходящая натура. Кстати, электроника дешевле традиционных аналоговых приборов. Что наверняка останется по старинке - это кнопка аварийной сигнализации: так надежнее.
Помимо повальной цифровизации и внедрения панорамных крыш есть у китайских кроссоверов еще одна особенность. Все, кто ездит на таких машинах, знают: при выходе постоянно пачкаются о грязные пороги брюки или полы одежды. Китайцы придумали для этой проблемы простое и эффективное решение.
- Двери продлены чуть вниз. И теперь низ двери полностью закрывает порог. И какая бы ни была погода, машина будет вся в грязи, а порог останется чистым. И брюки тоже, - говорит менеджер.
4. МАЛ ДВИЖОК, ДА СИЛЕН
Флагман компании Chery на российском рынке - это среднеразмерный кроссовер Tiggo 7 Pro. Модель стала самой продаваемой по итогам прошлого года, да и сейчас постоянно в верхних строчках.
- Главный залог успеха - оптимальное соотношение цены и качества, - говорит руководитель отдела продаж «Chery Авилон» Павел Червяков. - По набору опций и качеству машину можно сравнить с Mazda СХ5, но если за японскую нужно будет заплатить 4,5 млн рублей, то за китайскую - 2,2 млн.
Турбированный 1,5-литровый двигатель вытягивает мощность, как хорошая «двушка», и позволяет разгоняться до 100 км/час за 9,8 секунды.
- Это характерно для китайцев: на малом литраже они умеют добиваться хороших тяговых характеристик, - говорит Червяков.
Внешний вид - более чем убедительный. Кожаный салон, хромированные вставки, все мигает, переливается снаружи и изнутри, панорамная крыша добавляет единения с небом. Все электронные прибамбасы, которые есть в китайских машинах, собраны в этой «прошке».
Ну и бинго - наконец-то встретился и зимний пакет: обогрев не только стекол и зеркал, но и форсунок омывателя стекла. Есть и самая полюбившаяся российским покупательницам опция - обогрев рулевого колеса.
Пожалуй, единственное, чего в этой машине нет, - это полного привода.
5. ГОВОРИМ GEELY - ПОДРАЗУМЕВАЕМ VOLVO
Очень популярен и самый компактный из китайских кроссоверов Geely Coolray.
- Компактный, мобильный, юркий, внешний вид восхищает, - нахваливает менеджер отдела продаж «Geely Авилон» Иван Гопотяк.
Ну, понятно - это китайский вызов популярному паркетнику Mersedes-Benz GLA. Правда, в отличие от «немца», эта модель поставляется только с передним приводом. Зато в остальном - передний край авторынка.
- Это самый динамичный из китайских кроссоверов - до «сотки» разгоняется за 8,4 секунды, - говорит Иван. - На нем стоит по сути такой же мотор, как и на Volvo ХС-40. В блоках управления, электронике - тоже много общих компонентов. На машине удобно парковаться - никаких лишних выступов, хороший дорожный просвет, не проблема заехать на бордюр.
Автомобиль, по его словам, максимально приближен к европейским стандартам по удобству, качеству исполнения, комфорту, аккуратности отделки, безопасности. Стоит вспомнить, что еще с 2010 года китайская компания поглотила славящийся своей надежностью шведский концерн. И теперь мы говорим Geely - подразумеваем Volvo.
По комплектации - весь «джентльменский набор» китайского автопрома. Круговые камеры, выводящие на экран все мертвые зоны; круговые парктроники, автопарковка, панорамная крыша, дистанционный запуск, складывание зеркал, климат-контроль, простой и адаптивный круиз-контроль - причем все это в базовой комплектации, не нужно отдельно доплачивать.
Но китайцы не китайцы, если не оставят в этом букете передовых технологий хоть что-то из эпохи «Жигулей» - вот и здесь даже у самой топовой комплектации багажник открывается вручную. Кнопку установить, конечно, можно - но за дополнительную плату.
ДЛЯ МИЛЫХ ДАМ
Восточная красотка
По данным компании «Автостат» за прошлый год, на долю женщин приходится почти треть (32%) всех покупок новых автомобилей в России. Причем если говорить о маленьких машинках, сегменте класса «А» (это Daewoo Matiz, Kia Picanto и т. п.), то здесь доля женщин составляет почти три четверти (73%). Китайцы таких малышек на наш рынок не выпускают, но и среди авто из Поднебесной у наших дам есть свои предпочтения (см. графику).
- Я бы рекомендовала присмотреться к модели S4 концерна JAC, я ее видела летом в Сочи на фестивале популярной радиостанции, - рассказала «КП» Сурана Раднаева, гендиректор компании Sinoruss (сопровождение китайского бизнеса в России). - Стильный и экономичный кроссовер, как раз для города. Да и дизайн смотрится достаточно свежим. Думаю, из модельного ряда он самый «дамский». Впечатлила комплектация - даже базовый вариант не будет «деревянным». Продажи, насколько мне известно, еще не начались, стоит подождать. Кстати, производитель провел в Китае и в некоторых других странах мощную рекламную кампанию этого автомобиля, поэтому, думаю, и в России концерн сделает все, чтобы машина хорошо продавалась и к ней не было претензий. А если ждать не хочется, то в продаже уже есть JAC S3, тоже неплохой вариант. У российских женщин требования к автомобилям достаточно высокие, но обе эти модели им вполне соответствуют с точки зрения комфорта, удобства вождения и парковки.
JAC S3
Двигатель - 1,6 л
Мощность - 109 л. с.
Расход топлива - 6 л/100 км
Транспортный налог - 2725 руб. в год
Цена - от 1,6 млн руб.
Главные модели из Поднебесной
FAW Besturn X40
Двигатель - 1,6 л (от Volkswagen)
Мощность - 108 л. с.
Расход топлива - 7,2 л/100 км
Транспортный налог - 2700 руб. в год
Цена - от 1,6 млн руб.
FAW Bestune T77
Двигатель - 1,5 л
Мощность - 160 л. с.
Расход топлива - 6,8 л/100 км
Транспортный налог - 7200 руб. в год
Цена - от 1,9 млн руб.
Changan CS-35 Plus
Двигатель - 1,6 л
Мощность - 128 л. с.
Расход топлива - 6,6 л/100 км
Транспортный налог - 2925 руб. в год
Цена - от 2 млн руб.
Geely Coolray
Двигатель - 1,5 л
Мощность - 150 л. с.
Расход топлива - 7,5 л/100 км
Транспортный налог - 5250 руб. в год
Цена - от 2,6 млн руб.
Chery Tiggo 7 Pro
Двигатель - 1,5 л
Мощность - 147 л. с.
Расход топлива - 8,2 л/100 км
Транспортный налог - 5145 руб. в год
Цена - от 2,2 млн руб.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Надеть браслет и плавать
На фоне разговоров о доступности китайских автомобилей все кинулись искать, что бы новенького прикупить, уложившись в миллион. Увы!
- Нет на нашем рынке бюджетных авто из Китая, - говорит партнер компании «Автостат» автоэксперт Игорь Моржаретто. - Китайские компании выбрали для России сегмент от 1,5 до 5 млн рублей - здесь можно лучше всего заработать. По этой же причине к нам поступают практически одни только кроссоверы - они наиболее популярны. А седаны и лифтбеки, которыми так богат внутренний рынок Китая, можно пересчитать по пальцам.
Но при этом китайские машины - стоящий товар, признает эксперт. Благодаря им владение машиной переходит на новый уровень.
- Очень много милых фишечек. Например, я видел кроссовер Cherry Tiggo 4, у которого вместо ключа зажигания чип в резиновом браслете. На пляж приехал - не болит голова, куда ключ положить, чтобы не угнали, пока будешь купаться. Браслет на запястье надел, как в бассейне, и спокойно плавай. Или модель Haval Jolion - там переключатель режимов на коробке-автомате сделан не в форме рычага, а такая шайбочка - как звук на приемнике прибавить-убавить. Я такое раньше только на премиальных моделях «Ягуара» видел.
Сейчас доля кроссоверов в общей массе продаваемых автомобилей снижается - это говорит о том, что рынок насытился. И уже представители нескольких компаний сказали «КП», что в будущем году в Россию будут поставляться новые седаны и лифтбеки (похож на седан, но с пологим задним стеклом).
- Мне понравился один из седанов компании JAC. Есть там одна штука - бессмысленная, но симпатичная, - продолжает Моржаретто. - В приборную панель и накладки на водительской и передней пассажирской вмонтированы светящиеся элементы. Вроде светильника. Очень интересно такие тонкие световые вермишелины сплетаются, расплетаются. Можно выбрать цвет - мне понравился зеленый. Очень атмосферно.
Компания JAC одна из немногих, которые и сейчас продают лифтбеки. Мне, например, приглянулась своими стремительными линиями модель J7. Но снова незадача - без зимнего пакета. А цена - 2,2 млн руб. За эти деньги можно без торга пятилетний Jaguar купить в отличном состоянии. Ожидается, что фирма начнет активно раскручиваться в следующем году.
На будущий год свой седан представит и компания FAW.
- В декабре или уже после нового года придет модель В70, - сказали «КП» в компании «Авилон». - Это крупный седан с выезжающими ручками, панорамным остеклением, очень красивая машина - аналог Toyota Camry или Audi A6.
Есть у китайцев и свежие модели внедорожников - мощные, брутальные.
- Вот новый Haval Dargo - шикарный дизайн, отличные ходовые качества, можно вовсю порезвиться по грязи, по бездорожью, броды отлично форсирует. Полный привод, конечно. Подвеска неубиваемая. Всем хороша модель, если бы не цена: 3,5 - 4 млн рублей, - сокрушается Игорь Моржаретто.
Ожидается до конца года и пополнение в классе «китайский премиум» - в этом сегменте работает компания Exeed, один из лидеров российского авторынка.
- Это достаточно дорогие машины с серьезной претензией на премиум, хотя им есть еще над чем поработать, - говорит Моржаретто. -
Они со всего мира собрали самых суперских дизайнеров и инженеров. Общий дизайн делает бывший главный дизайнер Cadillac. Салон - бывший главный дизайнер Mazda. По ходовой части - бывший главный инженер Land Rover и Jaguar. В результате Exeed неплохо продается, и многие пересаживаются на них, продав дорогие немецкие и другие внедорожники. По качеству и сервисам машина не уступает «немцам». Но главнее другое: если у тебя завтра сломается Range Rover, как ты его будешь ремонтировать с учетом проблем с запчастями. А Exeed дает гарантию 7 лет или 200 тыс. км!