Неизбежное случилось. «Спартак» и Кононов попрощались, хотя, на мой взгляд, должны были сделать это раньше. Получился немного странный формат расставания — и Кононов не подавал в отставку, и «Спартак» его не увольнял. Вышло нечто среднее и неопределенное. Как игра команды. У руководства лопнуло терпение, после финального свистка об этом сказали тренеру. Он не возражал. Обычно это называют «по соглашению сторон».
Олег Георгиевич, вы могли спасти репутацию, но не сделали этого. Остались стоять под падающей железобетонной плитой. С каким расчетом? Никакая страховка не покрыла бы то, что в итоге с вами случилось — ведь плита рухнула и раздавила остатки репутации.
Впрочем, хватит писем — я уже обращался к Кононову неделю назад.
Призыв уйти самому остался не услышанным.
В каком-то смысле одного из слабейших тренеров в современной истории «Спартака» смыло народным гневом. Не только Федун его уволил и не только Цорн. И не сам он подал в отставку, вдруг решив, что ничего не выходит. Чудовищная сила под названием спартаковские болельщики оказалась сильнее всего — и прагматичности тренера Кононова, цеплявшегося за главный контракт в жизни, и нежелания владельца платить неустойку, и объективных трудностей, с которыми столкнется менеджмент в поисках преемника. Хоровые проклятия стадиона, десятки пиджаков как всеобщая насмешка, колоссальная, почти звериная ненависть, жесткие слова в глаза игрокам после финального свистка — все это, уверен, сыграло немалую роль. Копилось, копилось, копилось — и дальше не слышать глас народа было невозможно.
Я против коллективной травли в любом виде, но надо понимать, откуда она берется. В данном случае это не спланированная акция каких-то кардиналов, не флеш-моб хулиганов, и не желание толпы разорвать слабое звено. Это коллективное понимание того, что «Спартак» ошибся. Самое правильное и простое в этой ситуации было признать ошибку в начале или хотя бы в середине, когда Кононов провалил задачи на предыдущий сезон, но легкие пути не для «Спартака».
Ведь главная ошибка даже не в назначении. А в том, что после нескольких осечек, после вылета из Кубка и непопадания в Лигу чемпионов, после того, как Кононов окончательно поплыл и потерял все нити управления, клуб продолжил в него верить. Или — закрыл глаза, положившись на случай.
Жаль, но даже из этой тяжелой ситуации можно было выйти с достоинством, но этого не сделали. Кононов мог собрать хотя бы немного респектов, выйдя на пресс-конференцию и сказав пару простых слов. «Извините, не справился», «спасибо болельщикам», «удачи «Спартаку», «старался как мог, но ошибся». Я не пиарщик, но со стороны кажется, что это элементарно! Любая из этих фраз вызвала бы немного уважения. И вместо того, чтобы хоть как-то раскрасить свое будущее, хоть капельку поправить имидж, Кононов просто не пришел на пресс-конференцию. За него все сказала пресс-служба в социальных сетях и на сайте. Катастрофа.
Можно понять по-человечески тренера, которого в последнее время атаковали так, как никогда раньше. Хочется закрыться и послать всех подальше. Но ведь и «Спартак» — шанс, какого может не быть за всю карьеру. И Кононов говорил, что готов. А оказалось — не готов. Не только к работе. К банальному прощанию тоже.
Люди на стадионе «Спартака» сидели в зале для пресс-конференции и ждали выхода тренера. Ждали его слов и болельщики, которые смотрели трансляцию на сайте. Но в тот момент, когда появилась новость об отставке, трансляция зависла и выскочило окошко — «Ошибка 404. Страница не найдена».
Очень символично. Тренер 404 ушел так же, как и работал. Никак.