Их часто можно увидеть в странах Азии и Африки, и они ведут себя, как хозяева. Я вижу, как служащий отеля в столице Шри-Ланки Коломбо распахивает дверь лимузина: вышедший оттуда человек в дорогом костюме небрежно суёт ему купюру. «Спасибо, господин», — подобострастно кланяется швейцар и смотрит иностранцу в спину тяжёлым взглядом. Ресторан с иероглифами на вывеске переполнен, внутри музыка и смех. Охранник на входе загораживает вход паре туристов: «Извините, сегодня частная вечеринка». Люки канализации в Коломбо тоже с иероглифами, на каждом шагу магазины, предлагающие одежду и электронику из Поднебесной. «Я испытываю тревогу, когда вижу их, — признаётся владелец лавочки Махеш Курэй. — Они грязные люди». «В смысле? Не моются?» — уточняю я. «Нет. Жёстко ведут дела. Моему другу китайцы одолжили деньги под процент ниже, чем в банке, а потом забрали его кафе», — продолжает собеседник. Сейчас Шри-Ланка должна Китаю $7 миллиардов — с одной стороны, это всего лишь 10% внешнего долга страны, а с другой — острову пришлось отдать КНР в аренду на 99 лет морской порт Хамбантота: китайцы также готовы забрать чайные плантации и рудники с золотом. Каким образом Китаю удаётся складывать к себе в карман целые страны, извлекая огромную выгоду, и могла ли бы так действовать Россия? В этом попытался разобраться обозреватель aif.ru.
«Отдайте заводы и фабрики»
«Китай достаточно давно придумал изощрённый метод, — объясняет мне профессор экономики Фернандо Сирисена. — Он любезно предлагает дешёвые кредиты, даже откровенно навязывает их. Но с серьёзными условиями — китайцы никогда не списывают их, как, скажем, вы — Белоруссии. Спустя какое-то время случается закономерность — страна не может выплачивать набежавшую сумму процентов. Ей с добрым лицом предлагают взять новые деньги на покрытие старых задолженностей, и в результате она оказывается в полной яме. Долг становится неподъёмным. КНР мягко ставит условие — тогда отдавайте инфраструктуру (тот же морской порт, сеть электростанций, крупные заводы и фабрики) или полезные ископаемые. Метод отработан хорошо — он отлично зарекомендовал себя и в государствах Африки, и в постсоветских республиках Средней Азии — например, в Киргизии. Народу, конечно, такие действия не нравятся, но выражусь цинично: кто вообще, где и когда спрашивал народ?»
«Попробуйте эту свинину»
Я встречаюсь на обеде в Коломбо с китайским бизнесменом, попросившим называть его коротко и скромно — «Товарищ Ли». Условие интервью — устный разговор, без аудиозаписи. «Товарищ Ли» — энергичный человек лет 35, в очках, со значком члена Компартии КНР на лацкане пиджака. «Я не вижу здесь никаких проблем, — фальшиво удивляется он. — Не хочешь сложностей? Не бери деньги». Я задаю вопрос: «Верно ли, что в условиях китайских кредитов содержится следующее — взяв заём под строительство шоссе, ты обязан нанять только китайские фирмы и китайских рабочих?» «Товарищ» и не думает это скрывать. «Конечно, — подтверждает он. — Такое правило не норма, но и не является редкостью. И аэропорты, и дороги должны строить компании из КНР — это “отбивает” наши расходы ещё в самом начале». «То есть, по итогу, вы заработали уйму средств, получили заказы для своих бизнесменов, обеспечили зарплату сотням тысяч китайских рабочих, а страна при этом ещё и остаётся вам должна?» — уточняю я. «Товарищ Ли» широко улыбается. «Господин Зотов, попробуйте, пожалуйста, эту свинину в кисло-сладком соусе. Удивительно... готовят не хуже, чем в Шанхае».
Взял — и по уши в долгах
Система Китая «влезу везде без мыла» вызывает искреннее восхищение. КНР опутала Шри-Ланку долгами, несмотря на предубеждение местного населения относительно самих китайцев. Их откровенно не любят и даже боятся. Это идёт исторически, инстинктивно — с тех пор, как китайский мореплаватель Чжэн Хэ, высадив в 1411 году на Цейлоне десант из трёх тысяч солдат, сжёг столицу, разгромив войска царя Вира Алакешвары, а его самого взял в плен и увёз в Пекин. Но какой бедняк удержится, если ему протягивают пачку денег, небрежно машут рукой и с улыбкой говорят: «Ну, ты не мучайся. Возьми себе новый телевизор, купи машину, сделай дома ремонт. А за долги не беспокойся — заработаешь как-нибудь, отдашь». Фактически КНР в развивающихся странах — это система «быстрокредитов», как у нас в России. Человек берёт пять тысяч рублей, подписывает бумагу. Идёт покупать еду. Но через год оказывается, что он должен уже полмиллиона. В аэропорт Коломбо я добираюсь на китайском автомобиле. Водитель разговаривает по китайскому телефону. Проезжаем по закоулкам через уличные рынки, где прямо на асфальте, без подстилок, разложено дешёвое, самое низкокачественное барахло производства опять же Китая — нечто вроде начала 90-х в России, когда наши «челноки» закупали в Поднебесной трусы, которые продавали... на килограмм.
«Вы — слишком добрые»
«Тут остаётся поразиться, насколько грамотно действует Китай, — считает финансист Варанаге Раджап. — Вы — слишком добрые. В случае России мы наблюдали инциденты, когда вам не возвращали кредит. Украина не вернула 3 миллиарда долларов, а Белоруссия и Киргизия постоянно просят смягчить их долг, перенести выплату процентов, или отменить вовсе. С Китаем такое невозможно. Это заложено в первоначальные условия кредита — сменится правительство Шри-Ланки, останется ли то же самое, но деньги придётся вернуть. Как правило, кредиты идут на закупку только китайских товаров, они предоставляются лишь на таких условиях. Поэтому города Шри Ланки до краёв завалены одеждой и электроникой из КНР, хотя мы легко закупали бы всё это дешевле в соседней Индии. Индийские автомобили постепенно вытесняются китайскими. Так могла бы делать и Россия — выдавать кредиты при договоре, что на эти средства купят российские товары — продукты, сталь, древесину. Китай планирует свои действия на будущее и не скупится — я не удивлюсь, если к 2050 году почти все страны Азии и Африки превратятся в провинции КНР. Китайцы не милые и мягкие кредиторы, как Россия. Если женщина не сможет отдать долг, они заберут её лифчик».
В центре Коломбо уличные торговцы уговаривают меня купить китайские игрушки. В супермаркет стоит очередь за рисом из Поднебесной. В темноте светится «новодел», построенный на кредиты КНР — длинная башня в форме лотоса. Разумеется, Россия — не Шри-Ланка и не Киргизия, и особой опасности для нас пока от Китая нет. Сейчас с ним особенно важно дружить и торговать. Но в то же время и расслабляться не следует: тем более, в китайском языке вообще нет слова «друг». А вот чего точно следует взять на вооружение — так это политику «привязывания» кредитами. У нас слишком часто бывает, что мы раздаём деньги впустую или по доброте душевной прощаем всем долги. Китайцы показывают, как конкретно следует делать. Не отдал вовремя? Передавай рудники, фабрики, энергосети. Жёстко? Не спорю. Но так Китай и зарабатывает свои деньги. А мы — почему-то нет.