Сергей Галицкий, основатель розничной сети «Магнит», продал принадлежащие ему 29,1% акций компании банку ВТБ за 138 млрд рублей. Но, возможно, очень скоро мы увидим его в качестве активного участника грандиозного проекта нового собственника, нацеленного на создание торгового формата будущего
Рынок негативно отреагировал на сделку. Котировки «Магнита» сразу упали почти на 6%. Заговорили даже о «предательстве»: акционеров поставили перед свершившимся фактом, заявления, сделанные сразу после заключения сделки, были весьма расплывчатыми, так что ее стратегические последствия выглядели неопределенными. «Ведь еще в ноябре проходило SPO, где акции продавались с дисконтом и никто не намекал на уход. Наоборот, строили планы инвестиций в вертикальную интеграцию. И вот неожиданно акционер продал — подвел в каком-то смысле инвесторов. Надо было раньше сказать об уходе и не проводить SPO и допэмиссию», — рассуждает Элвис Марламов, частный инвестор и автор проекта Alёnka Capital.
Более того, размер приобретенного ВТБ пакета освободил его от необходимости выставлять миноритарным акционерам оферту о выкупе акций, что он обязан был бы сделать, купи он 30% «Магнита». Из-за этого директор инвестфонда Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко сравнил сделку с плевком в лицо акционерам.
Да и поведение самого Сергея Галицкого при объявлении о сделке свидетельствовало, казалось бы, о спонтанности этого шага: никогда еще мы не видели по телевизору почти плачущего российского миллиардера. Хотя, как выяснилось, переговоры шли почти полгода. Правда, в реальную фазу, когда стороны начинают договариваться о конкретной цене, они вошли лишь в декабре, но для такой масштабной сделки это не срок. «Было видно, что Сергею Галицкому сделали предложение, от которого он не мог отказаться, и что продавать долю он не собирался, и что у него были большие планы развития компании. Зачем это нужно ВТБ? Да просто сейчас мало в России осталось прибыльных направлений, в которые можно удачно инвестировать. А здесь мы видим готовый бизнес, который потерял едва ли не половину капитализации за последние два года», — такой увидел ситуацию Андрей Карпов, президент Ассоциации экспертов рынка ритейла.
Инвесторы против предпринимателя
Часть наблюдателей увидела в решении Сергея Галицкого эмоциональную реакцию на многолетний конфликт с инвесторами. Так, по данным СМИ, еще в 2014 году 36 из 49 инвестфондов — держателей акций «Магнита» голосовали против его пребывания в совете директоров. Недовольны инвесторы были и тем, что он занимает пост генерального директора. И это еще на фоне благополучных финансовых показателей компании. Инвесторы, скупавшие популярные тогда акции успешно развивавшегося «Магнита», прекрасно осознавали, что успех — следствие прежде всего личных усилий Сергея Галицкого и его предпринимательского таланта. Однако устоявшиеся правила корпоративного управления требуют ограничить участие в руководстве акционерного общества таких лично вовлеченных людей: они склонны принимать решения, исходя из собственного представления о стратегии развития бизнеса, у истоков которого стояли, без оглядки на интересы миноритарных акционеров.
Поводом увидеть в продаже Сергеем Галицким практически всей своей доли в «Магните» эмоциональную основу стало и его собственное объяснение этого шага журналистам: «Это было непростое решение. Я основал эту компанию. Но ничто не вечно. Толчком послужило то, что инвесторы не совсем так видят будущее, как основатель. Я не должен стоять поперек процесса; если инвесторы хотят изменений, они должны их получить». А напоследок он заявил, что сейчас вплотную займется развитием детско-юношеского футбола.
Впрочем, скептически настроенные наблюдатели заметили в поведении Сергея Галицкого лишь прагматические мотивы: они считают, что он очень вовремя вышел из бизнеса. «Магнит», по их мнению, находится в таком положении, что, подожди Галицкий еще немного, и выручил бы за свой пакет гораздо меньше.
Напомним, что 20 октября прошлого года «Магнит» пережил «черную пятницу»: котировки акций компании обвалились почти на 11%. Источником такого нервного поведения инвесторов в отношении ценных бумаг, включенных в топ-10 российских «голубых фишек» индекса MSCI (Morgan Stanley Capital International), стала опубликованная отчетность «Магнита» за третий квартал. Компания показала худшие за несколько лет финансовые результаты. Чистая прибыль упала на 53,3%, до 6,9 млрд рублей по сравнению с 14 млрд в 2016 году. Выручка выросла всего на 6,5% — до 286 млрд рублей вместо ожидавшихся с учетом прошлогоднего 13-процентного роста 292,5 млрд рублей. EBITDA уменьшилась на 27,9%, до 20,66 млрд рублей, а год назад этот показатель составлял 29 млрд. Рентабельность упала с 10,67 до 7,23%. И, как итог, «Магнит» снизил прогноз роста выручки за 2017 год — до 8–10% против прежних 9–11%. А также сообщил, что впервые за много лет не выплатит в 2018 году акционерам дивиденды по итогам 2017 года. Эксперты заявили, что «Магнит» явно превратился в финансовый пузырь, готовый вот-вот лопнуть.
В конце января 2018 года акции компании показали падение на 5% на фоне публикации неаудированных результатов ее деятельности за 2017 год по МСФО: из отчета следовало, что чистая прибыль сети снизилась на треть и составила 35,53 млрд рублей против 54,41 млрд годом ранее. Выручка выросла на 6,4%, что ниже прогноза, в то время как еще в 2015 году она составляла почти 25%. В конечном счете «Магнит» уступил лидерство по объему выручки своему многолетнему сопернику в конкурентной гонке — X5 Retail Group: 1,14 трлн рублей против 1,29 трлн.
Причин такого положения две: во-первых, «Магнит» осуществлял несколько проектов, требующих существенных инвестиций, а во-вторых, он допустил очевидные просчеты в управлении.
Инвестиции были направлены в первую очередь на создание производственной базы развития сети. Еще в 2010 году Сергей Галицкий взялся за устройство теплиц для выращивания помидоров и огурцов для своих магазинов. В интервью «Эксперту» в 2012 году он довольно раздраженно заявил, что теплицы — абсолютно непрофильная деятельность для ритейлера, но это вынужденный для него шаг: на рынке нет производителей, способных регулярно обеспечивать разрастающуюся сеть нужным количеством овощей по оптимальной цене. В октябре прошлого года в компании объясняли ухудшение финансовых показателей запуском комплекса по выращиванию грибов. А практически в день заключения исторической сделки «Магнит» объявил о введении в строй производства полуфабрикатов в Самаре. В целом компания планировала до конца 2020 года вложить в строительство сорока производственных площадок, а также в сделки M&A с производителями продовольствия до 80 млрд рублей.
Одновременно средства отвлекались на редизайн и ребрендинг магазинов, что должно было повысить их привлекательность для покупателей. Однако в этом «Магнит» оказался слабее своего конкурента X5 Retail. «Х5 провела масштабные, я бы даже сказал глубинные изменения всей своей корпоративной структуры, отразившиеся не только на внешнем виде магазинов или розничной стратегии сети, но также на всей структуре управления компании, которая стала более децентрализованной с более формализованной и местами даже автоматизированной системой управления. Это стало оптимальным подходом для повышения эффективности развития сети на общефедеральном уровне в условиях быстро меняющихся запросов потребителей. “Магнит” же был сильно сфокусирован на снижении издержек и поддержании прибыли. При этом ритейлер оказался слаб в формировании конкурентного предложения для покупателей (CVP — Customer Value Proposition), что в условиях возросшей конкуренции на рынке и быстро меняющегося покупательского спроса негативно отразилось сначала на операционной, а затем и на финансовой динамике ритейлера», — говорит Марат Ибрагимов, старший аналитик BGS Global Market.
По мнению Элвиса Марламова, «Магнит» поплатился за то, что все делал «по старинке»: «Они не учли, что прежняя модель в условиях насыщения рынка не работает. У них не было даже программы лояльности. Да и открывали магазины как попало, так что некоторые буквально оказались друг напротив друга, ради числа, и потом хвастались этим перед инвесторами — а толку что?»
«О том, почему “Магнит” уступил X5 Retail Group, задним числом можно спорить до хрипоты, но очевидно, что с ребрендингом они сильно затянули. Нужно было делать это гораздо раньше, — замечает Алексей Кривошапко. — Да и в развитии гипермаркетов они допустили явные просчеты: это же надо было умудриться, чтобы продажи в этом формате просели на 30 процентов. Гипермаркеты, по идее, должны давать самые низкие цены на базовые товары. А они объясняли, что у них не получается устанавливать конкурентные цены, например, на мясо, тем, что вокруг открылось слишком много рынков. Зачем вам тогда самая большая закупка в стране? Это не выдерживает никакой критики. Ведь потребитель может лишь по одному продукту решить, что магазин дорогой, даже при том, что рядом другие категории дешевле рынка».
И тем не менее тот же Алексей Кривошапко констатирует: у Сергея Галицкого были в жизни ситуации и посложнее, и он не понимает, почему тот решился продать свои акции сейчас по довольно низкой цене. По мнению аналитика, за несколько лет Галицкий при его хватке мог бы выстроить адекватную систему управления, которая позволила бы вновь генерировать большие объемы прибыли. Марат Ибрагимов подтверждает, что не все инвесторы были разочарованы в Сергее Галицком: «Хоть при нем “Магнит” в последнее время совершил много ошибок, что отразилось как на динамике розничной выручки, так и на рентабельности сети, у многих была уверенность, что он как человек, лучше других знающий компанию и имеющий огромный опыт в индустрии, а также обладающий всеми необходимыми лидерскими качествами и сильно заряженный на успех, сможет добиться перелома негативных тенденций и восстановления операционных показателей».
Куда государство «примагнитит» логистику
Наиболее пессимистически настроенные наблюдатели увидели в сделке один из эпизодов общей тенденции на огосударствление экономики. Вхождение государства через ВТБ в частную сетевую компанию в качестве крупнейшего акционера заставило публику подозревать, что правительство попытается использовать самую крупную в Европе логистическую систему «Магнита» — 37 оптово-распределительных центров (ОРЦ) и шесть тысяч фур — в рамках государственной программы создания баз для нужд мелких сельхозпроизводителей. В пользу этой версии говорит то, что затея Минсельхоза со строительством по всей стране 60 межрегиональных и региональных ОРЦ мощностью не менее 30 тыс. тонн единовременного хранения в 48 регионах России близка к провалу из-за недофинансирования.
Первоначально, в 2015 году, на программу выделялось почти 80 млрд рублей до 2020 года, что должно было компенсировать инвесторам-застройщикам кредитные ставки и капитальные затраты. Но пока построен лишь один объект — ОРЦ «Прохладное» в Кабардино-Балкарской Республике мощностью 75 тыс. тонн единовременного хранения сельхозпродукции, по которому государство компенсировало 20% капитальных затрат на 426 млн рублей. В прошлом году Минсельхоз одобрил возмещение капзатрат только для двух ОРЦ, которые начинают возводить в Московской области ООО «Ямато» и ЗАО «Славтранс-Сервис» (общий объем компенсаций немногим больше 600 млн рублей). Между тем ОРЦ необходимы в первую очередь фермерам в удаленных от столицы регионах. Для них и предполагалось создать федеральную сеть, где фермерская продукция дорабатывалась бы: замораживалась, хранилась, фасовалась, а затем большими партиями отправлялась бы без лишних посредников во все регионы страны и на экспорт. Предполагалось оснастить ОРЦ по последнему слову техники, включая онлайн-платформу для удаленного заключения сделок и даже единый маркетплейс.
Но пока что ОРЦ строят в основном ритейлеры: «Магнит» расширяет ОРЦ в Ленинградской области, X5 строит мощности в Краснодарском крае — под свои нужды и безо всякой господдержки. «Исключать ничего нельзя, может, государство и попытается использовать логистику “Магнита” для мелких сельхозпроизводителей, — полагает директор Союза независимых сетей России Сергей Кузнецов. — Но зачем “Магниту” загружать свои ОРЦ продукцией, которая не нужна в его торговых сетях, а будет продана конкурентам? Это же угробит их бизнес». То, что логистика «Магнита» не ориентирована на работу с мелким бизнесом, подтверждает и председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Александр Ломакин-Румянцев: «ОРЦ, по замыслу Минсельхоза, должны консолидировать продукцию мелких хозяйств, объединяя маленькие ручейки в полноводную реку. У “Магнита” же есть только компетенция работы со средними “реками” и вливания их в свои магазины. Так что никто пока не ждет переформатирования “Магнита” в госпродторг», — считает эксперт.
Заметим, что директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Retail Group Станислав Наумовтоже не считает сделку огосударствлением отрасли. «Это хороший пример участия системообразующего банка в работе системообразующей компании. Наверняка это не последний шаг во всей этой истории. Думаю, ВТБ еще что-то сделает интересное. По крайней мере, их контракт с “Почтой России” по строительству логистических центров — знаковый для рынка. Он означает, что развитие идtт в сторону крупных инфраструктурных проектов», — сказал он, комментируя сделку для журнала «Эксперт Юг».
Оно будет очень большим
Вряд ли можно рассматривать как большой инфраструктурный проект вариант объединения «Магнита» и сети гипермаркетов «Лента». В свое время консорциум инвестфондов «ВТБ-капитал» и TPG купил более 35% «Ленты» у ее основателя. И до сих пор дочерняя структура ВТБ владеет в ней небольшим пакетом. Хотя некоторые эксперты не исключают и такого поворота. «В ВТБ есть менеджмент, понимающий, что такое ритейл, как с ним работать, он способен помочь вернуть “Магниту” капитализацию. В то же время “ВТБ-капитал” входил в состав акционеров “Ленты” с TPG, и здесь они вполне могут объединиться. С точки зрения возврата инвестиций и получения максимальной прибыли задача выглядит решаемо. Речь идет об объединении активов и о создании нового игрока. Триста с лишним миллиардов рублей оборота “Ленты” и триллион двести миллиардов выручки “Магнита” — и мы получим актив в виде полутора триллионов рублей. Тогда их трудно будет кому-либо обогнать. “Лента” планирует строить новые гипермаркеты, “Магнит” тоже имел при Галицком такие планы», — рассуждает Андрей Карпов.
Трудно поверить и в то, что? привлекая третьей стороной альянса «Почту России», ВТБ думает о том, что почтальоны будут доставлять товары из «Магнита» в самые отдаленные деревни, где есть почтовые отделения, но нет сетевых магазинов. «Мне трудно представить, как можно организовать взаимовыгодную поставку продуктов питания, тем более штучно и в удаленные районы, — говорит Андрей Карпов. —Отправить почтой кусок мяса, который придет через двадцать дней, да и куда — в деревню? Это утопия. А в городах еды и без того полно».
Сам ВТБ сообщил «Эксперту» следующее: «По условиям соглашения стороны намерены разработать концепцию нового розничного формата для комбинированного оказания офлайновых торговых, почтовых, логистических и банковских услуг своим клиентам. Дополнительно на базе анализа клиентских предпочтений предполагается разработать и внедрить оптимальные онлайн-механизмы продажи товаров и услуг, а также совместные программы лояльности в целях повышения качества и удовлетворенности клиентов. Кроме того, “Почта России” и “Магнит” планируют приступить к созданию совместного сервиса по доставке товаров населению через курьерскую службу “Почты России”, а также скоординированно использовать сети распределительных и сортировочных центров обеих компаний, транспорт по широкой сети маршрутов в России. Данное стратегическое партнерство — важный шаг на пути к созданию современной высокотехнологичной партнерской платформы, способной объединить лидеров рынка различных отраслей для максимального удовлетворения потребностей клиентов по принципу “одного окна”. Привлечение “Почты России” в качестве стратегического партнера позволит дополнительно охватить 30–40% населения страны и получить синергию от использования логистической инфраструктуры компаний-партнеров. В качестве следующего шага видим партнерство с международными онлайн-игроками, что позволит вывести “Магнит” на принципиально новый этап развития, реализовать онлайн-потенциал компании, значительно увеличить трафик и получить дополнительные синергии от расширения ассортимента». Отдает канцеляритом, но в общем понятно, что речь идет о грандиозном проекте: российском Amazon или Ali-Baba.
Алексей Кривошапко подтверждает, что у «Магнита» есть все возможности стать крупнейшим в России онлайн-игроком: «Если кто-то сомневается, я с ним готов подискутировать. Во-первых, у него есть распределенная сеть складов. Во-вторых, опыт работы с большим объемом товаров. Понятно, что там сейчас процентов восемьдесят товара — продукты. Но на эти склады не очень сложно и другой товар привезти, там и сейчас лежит то, что в гиперах продается. Можно ли забить их чем-то еще? Конечно можно. Можно ли из этих складов довезти до магазинов? Уже ездят. Можно ли оттуда довезти до конечного покупателя? В принципе, да».
И вполне возможно, что за этим проектом стоит Сергей Галицкий. Обладая даром предпринимателя, масштабным мышлением и глубоко изучив тенденции, развивающиеся в его отрасли, он не может не понимать, как будет выглядеть торговля будущего. Недаром еще при нем «Магнит» начал создавать свой маркетплейс для мелкооптовой торговли пищевыми продуктами и косметикой. Но вряд ли, учитывая ситуацию в «Магните», он может самостоятельно привлечь финансовые ресурсы, необходимые для взаимной интеграции активов и обеспечения слаженной работы своей бывшей компании и «Почты России», у которой есть свои склады и почтовые отделения, но нет транспорта: самый крупный доставщик товаров клиентам интернет-магазинов (67% всех товарных отправлений страны) использует в основном услуги сторонних перевозчиков. А вот ВТБ такие ресурсы может предоставить. При этом вспомним, что Сергей Галицкий является членом наблюдательного совета ВТБ, и наверняка банк рассчитывает, осуществляя свой проект, опираться на полученные им за двадцать пять лет руководства «Магнитом» компетенции и видение торгового дела, превратившие региональную сеть в федеральную. Он в свое время смело взялся развивать сетевой формат в краснодарской глубинке, в то время как остальные родоначальники этого жанра в отечественной торговле предпочитали наращивать жирок на тучном столичном рынке. «Даже в том случае, если он на какое-то время уйдет только в футбол, он может вернуться и как инвестор. И мы пока даже не можем сказать, в какой стартап он вложит свои деньги, где сыграет роль “черного лебедя”. Знаете, уже есть примеры такого возвращения», — сказал один из наших собеседников. Думается, он имел в виду еще одну легендарную фигуру российского ритейла — основателя сети «Пятерочка» Андрея Рогачева. Последний, продав более десяти лет назад свой бизнес «Альфа-групп», недавно засветился на рынке с крупным инновационным онлайн-проектом — платформой для оптовой купли-продажи пищевой и аграрной продукцией «Агро24». («Эксперт» написал о нем в прошлом номере).
Очевидно, что в современном мире выход в интернет становится непременным условием успеха любого бизнеса, в том числе в торговле. Выиграет тот, кто сумеет сформировать оптимальную цепочку перетока товаров от производителя к потребителю через онлайн-платформы.
В подготовке материала принимала участие Вера Краснова