Все регионы России переведены в состояние готовности к развитию эпидемии коронавируса, им рекомендовано действовать по модели Москвы. Итоги совещаний последних дней в правительстве: готовится реструктуризация долгов регионов, IT-систем контроля и оповещения населения, максимум госсервисов переходит в режим дистанционного доступа, обсуждается ограничение экспорта продовольствия и приоритизация расходов бюджета. Статуса чрезвычайной ситуации пока нет — силовые структуры получили лишь указание проверить готовность к ней и провести учения. Судя по всему, правительство беспокоит повышенная готовность компаний сокращать сотрудников, необоснованные и превентивные увольнения Минтруду и Минюсту поручено предотвращать внеплановыми проверками — прочие госструктуры их ограничили почти до нуля.
Работающие в нестандартном режиме структуры правительства, созданные для противодействия коронавирусной эпидемии, в Белом доме работают де-факто в ежедневном режиме. “Ъ” ознакомился с итогами работы 20–21 марта всех трех «профильных» структур — совещания по экономическим вопросам у премьер-министра Михаила Мишустина, Координационного совета при правительстве по противодействию эпидемии и рабочей группы при Госсовете во главе с мэром Москвы Сергеем Собяниным по тому же вопросу. Специализация всех структур во власти уже сложилась: правительство занято в основном общеэкономическими и смежными вопросами, координационный совет — вопросами коммуникации и согласования действий властных структур, а также коммуникациями с населением, рабочая группа — выработкой рекомендаций и мер для региональных штабов во главе с губернаторами.
Сейчас Белый дом исходит (в том числе на основании моделирования развития эпидемии в РАНХиГС) из того, что ситуация в России из-за превентивно принятых мер (ограничение въезда в страну, тестирование и трекинг контактов возвращающихся из-за рубежа, превентивное ограничение занятости в офисах и т. п.) отстает более чем на неделю от европейской, но принципиально от нее не отличается. В свою очередь, в регионах РФ она существенно отстает от московской.
То есть у власти есть определенная временная фора для принятия мер, ограничивающих распространение вируса по сценариям Японии, Южной Кореи и Сингапура,— и в Москве, и в регионах.
Все 85 регионов РФ приведены в состояние оперативной готовности к эпидемии, им рекомендовано применять модель Москвы в ограничении распространения заражения. Режим чрезвычайной ситуации не показан, хотя МЧС, МВД и другим силовым структурам правительством указано провести учения по готовности к ней, проверить коммуникации и отрабатывать межведомственное взаимодействие — прямо в планах правительства они, исходя из поручений координационного совета у премьер-министра 20 марта, не задействованы.
Белый дом сейчас выделяет три потенциальные проблемные зоны в сложившейся ситуации — это рынок труда, потребительский рынок, социальная сфера. В случае с рынком труда речь идет о защите населения от необоснованных и превентивных увольнений в связи с обвалом деловых настроений, а также от задержек зарплат: Минтруду и Минюсту указано проводить внеплановые проверки работодателей, общий мораторий на проверки на этот вопрос не распространяется. Губернаторам поручено создать региональные списки системообразующих предприятий для контроля занятости и социальной стабильности.
Краткосрочная защита потребительского рынка пока в основном строится на максимальном дерегулировании логистики (от отмены весового контроля до нераспространения карантинных ограничений на водителей автобусов и грузовиков), обсуждается вопрос об ограничении экспорта продовольствия и других товаров первой необходимости в случае угрожающей динамики. Наконец, в социальной сфере ставка сделана в том числе на IT — прорабатывается вопрос об онлайн-оформлении пособий по безработице и всех соцпособий (без закрытия возможности офлайн-работы) и шире — удаленной работы всех возможных госсервисов. По примеру Израиля Минцифра разрабатывает сервис оповещения населения (на основе сведений о геолокации сотовой связи) о контактах с инфицированными коронавирусом.
Белый дом, отметим, в постоянном режиме анализирует все меры, принимаемые властями других стран, в поисках приемлемого опыта — отсрочка по времени от Европы позволяет выявлять эффективные.
В здравоохранении продолжается мобилизация всех мощностей, регионам рекомендовано по необходимости временное перепрофилирование отдельных клиник под нужды эпидемии. ФМБА, ранее считавшееся «резервной» структурой, и его больничные мощности постепенно включаются в общий фонд здравоохранения, на базе его лабораторий в 14 регионах создаются центры тестирования на коронавирус в дополнение к действующим.
Наиболее долгосрочное решение 20–21 марта — поручение Минфину и министру Антону Силуанову изучить вопрос о текущих приоритетах бюджетного финансирования и о реструктуризации региональных долгов федеральному бюджету. Судя по всему, для регионов экономические последствия эпидемии могут быть едва ли не серьезнее, чем медицинские,— впрочем, все это имеет отношение уже к событиям после прохождения эпидемического пика. Все, что по этому поводу пока известно из планов Белого дома,— там ориентируются на то, что по крайней мере на много месяцев эпидемия не растянется. При этом, по данным источников “Ъ” в Белом доме, в ближайшее время может быть объявлен дополнительный комплекс мер — в правительстве прорабатываются сценарии развития ситуации вплоть до самых сложных: сейчас нет оснований исключать и их.