Российскому строительному сектору не хватает около трех миллионов человек. Но, несмотря на дефицит рабочей силы, московские власти решили отказаться от мигрантов на объектах. «Профиль» разбирался, почему регион поменял свою позицию по поводу строителей из-за рубежа и как их отсутствие повлияет на рынок и конечных потребителей.
Чуть больше года назад мэр Москвы Сергей Собянин жаловался на острую нехватку мигрантов на столичных объектах. «Проблема в том, что закрылись границы со странами ЕврАзЭС, откуда поступало достаточно много рабочей силы на наши стройки. И, к сожалению, они не возмещаются российскими рабочими, строителями», – рассказывал ТАСС градоначальник в октябре 2020-го. По его оценкам, тогда на стройках не хватало «несколько десятков тысяч людей». Это ощущалось в том числе в городском хозяйстве и капитальном ремонте.
Во время пандемии из страны уехали и не вернулись примерно полтора миллиона строителей из других стран, говорил вице-премьер Марат Хуснуллин. Так, в Москве количество трудовых мигрантов в прошлом году снизилось на 40%. В результате на некоторых столичных площадках не хватало до 30% рабочей силы. К ноябрю 2021-го дефицит, по оценкам московских властей, вырос до 40%.
Дефицит пытались компенсировать за счет работников из других регионов России. Но сделать это сложно, ведь стройки ведутся по всей стране, признавали в московском правительстве.
На нехватку рабочих сетовал в том числе глава Татарстана Рустам Минниханов. На одном из заседаний Госсовета он просил президента страны дать правительству поручение, чтобы кабмин проработал вопрос об организации «точечного въезда мигрантов на объекты».
Позже стало известно, что в конце декабря президент поручил подготовить упрощенный порядок привлечения иностранцев на стройки. Порядок подготовили и приняли довольно оперативно. Уже 9 февраля нынешнего года ведомства отчитались о том, что по упрощенной системе для работы на стройках в Россию въехали около 14 тыс. мигрантов.
Однако эти цифры несопоставимы с тем дефицитом работников, который сейчас наблюдается в отрасли. По оценкам Минстроя, летом 2021-го строительному сектору не хватало около 3 млн человек.
Вдобавок ко всему приезжающие на работу в Россию мигранты все чаще предпочитают стройке другие профессии – курьеров, таксистов или грузчиков на складах. «Это не связано с тем, что мигранты намеренно меняют свою «строительную профессию», какой-то специальной конкурентной борьбы между отраслями нет. Граждане Средней Азии просто приезжают на заработки и принимают те предложения, которые более выгодны и открыты на текущий момент», – рассказывает гендиректор строительной компании Keyfor Евгений Шевкун. Он также добавляет, что мигранты, как и граждане РФ, опасаются остаться без работы в случае очередного локдауна. Поэтому выбирают сферы, где такой риск меньше.
По его словам, сейчас границы постепенно открываются, принимаются меры по вакцинации мигрантов. «Однако пока этих усилий для заявленных новых строительных объемов не хватает. А неопределенность с пандемией сокращается», – констатирует он.
Как изменилась позиция
Пока строители и региональные власти били тревогу по поводу дефицита рабочих рук, в МВД разработали новую редакцию закона, регулирующего въезд и пребывание иностранцев в стране. Ведомство предложило изменить схему легализации мигрантов: ввести ID-карты и систему регистрации на портале госуслуг, собирать отпечатки пальцев и заносить все заключенные и расторгнутые контракты в специальный реестр.
Представляя концепцию нового закона, МВД подчеркивало, что документ разработали по поручению президента Владимира Путина. В 2018 году он говорил, что, учитывая сложную демографическую ситуацию, нужно пойти «по пути либерализации» законодательства. Предложенные изменения были призваны сделать наем более системным и организованным и дать мигрантам больше гарантий.
Но новая схема усложнит привлечение мигрантов на стройки, отмечали тогда в комитете по строительству «Опоры России». Нанимая иностранца, компаниям придется его «обелить».
С некоторыми корректировками законопроект МВД прошел процедуру общественного обсуждения. Сейчас документ находится на стадии оценки регулирующего воздействия.
Тем временем Москва, сильнее других пострадавшая от нехватки мигрантов, решила пойти на более решительные меры. Вице-мэр по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев сообщил, что столица готова отказаться от мигрантов на стройках. По его словам, в городе разработают план мероприятий, благодаря которому можно будет обойтись без иностранных рабочих на объектах.
В первую очередь это использование новых технологий и механизация, которые позволят сократить объем необходимых трудовых ресурсов. В качестве примера Бочкарев привел оштукатуривание стен. «Можно поставить четырех рабочих, а можно поставить одну станцию, которая наносит раствор на стену», – объяснял он в интервью РБК.
Почему Москва передумала
С одной стороны, понятно желание властей исключить на будущее риски, с которыми они столкнулись во время пандемии. С другой – некоторые эксперты считают такую внезапную перемену политическим маневром.
Заявление о планах отказаться от приезжих из-за рубежа было неожиданным, ведь еще недавно чиновники говорили о необходимости привлекать трудовых мигрантов, говорит руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов. По его мнению, проблема привлечения иностранной рабочей силы – это «пороховая бочка», готовая взорваться в любую минуту.
Предыдущие заявления о дефиците иностранной рабочей силы вызвали неприятие в обществе, утверждает Иванов. Дров в костер подкинули преступления с участием трудовых мигрантов: число таких инцидентов за восемь месяцев 2021-го увеличилось на 6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В подмосковном Бужаниново после убийства местной жительницы состоялся народный сход: люди требовали закрыть общежитие мигрантов и наказать убийц. После этого Следственный комитет (СК) сообщил о задержании подозреваемых, которыми оказались выходцы из Средней Азии.
Риторика силовиков в части миграционной политики была достаточно жесткой. К примеру, глава СК Александр Бастрыкин говорил о возрастающей агрессии трудовых мигрантов, их участии в массовых драках. В связи с этим он призвал ввести для них обязательную геномную регистрацию. В свою очередь, секретарь Совбеза Николай Патрушев указывал на активизацию исламских радикалов из-за неконтролируемого притока мигрантов и риски роста преступности.
«Полагаю, что именно в связи с этими заявлениями мэрия Москвы не просто перестала активно лоббировать привлечение иностранной рабочей силы, но тут же «переобулась в прыжке» и якобы начала разрабатывать некий план по отказу от использования труда мигрантов», – отмечает Олег Иванов.
Как отказ повлияет на рынок
По словам Андрея Бочкарева, на некоторых стройках в Москве работа уже началась в новом формате – с использованием решений по механизации процесса, сокращающих потребность в рабочей силе. «На ряде объектов, например, плановая численность была 450 человек, а подрядчик справляется со 170», – отмечал вице-мэр.
Однако не все участники рынка считают отказ от мигрантов реалистичным сценарием. Так, по мнению гендиректора ГК «Полис Групп» Игоря Белова, нужны финансовые стимулы для строительных организаций. «В противном случае возможны срывы сроков и более худшие варианты», – предостерегает он.
Российский строительный рынок сильно зависим от мигрантов, план полного отказа от них «выглядит идеалистичным», и в краткосрочной перспективе реализовать его невозможно, согласен основатель группы компаний «ЛУГ» Ян Лузин: «Снижать зависимость надо постепенно, на это потребуется не один год». Эксперт отмечает, что россияне пока не готовы заменять мигрантов и неохотно устраиваются простыми рабочими даже в условиях растущей безработицы.
Однако вице-президент ассоциации НОСТРОЙ Антон Мороз называет позицию московских властей вполне обоснованной. Сейчас отрасль достигает результатов за счет экстенсификации труда и большего количества работающих, указывает Мороз. Но производительность их труда невысока, и назрел переход к более эффективным решениям.
В начале 2021 года ассоциация совместно с Единым ресурсом застройщиков проводила исследование среди подрядных организаций, застройщиков жилья и технических заказчиков. Факт оттока иностранной рабочей силы подтвердили 46,5% компаний. На первом месте по оттоку оказалась специальность разнорабочего (34,9%). «То есть в значительной степени иностранными рабочими закрывается потребность в неквалифицированной рабочей силе», – отмечает Мороз. При этом, по его словам, 90% опрошенных компаний подтвердили возможность заменить иностранных рабочих российскими.
Что теперь будет с ценами
Пока главным инструментом для привлечения российских кадров остается рост зарплат. В конце прошлого года вице-премьер Хуснуллин сообщал, что зарплаты строителей во время пандемии выросли вдвое. Минстрой также фиксировал удорожание рабочей силы в ряде регионов. Замглавы ведомства Никита Стасишин рассказывал, что в некоторых случаях ее цена «увеличилась в пять раз». Строители требовали повышения зарплат, а в случае отказа переходили в те организации, где готовы предложить повышенные оклады.
Если мигранты покинут рынок, расходы компаний на кадры снова взлетят. Помимо того, что труд россиян оценивается дороже, работников придется обеспечивать страховкой и всеми гарантиями, на которых многие привыкли экономить, говорит Ян Лузин. «Это потребует от застройщиков дополнительных затрат и повысит себестоимость строительства. А в перспективе приведет к повышению цен на квартиры», – прогнозирует эксперт.
Заработная плата – одна из главных статей расходов, и ее повышение, разумеется, поднимет цены, подтверждает советник гендиректора «Стройком» Сергей Каримов. Впрочем, он видит здесь и положительные моменты, связанные с дисциплиной и качеством строительства.
По оценкам Антона Мороза, зарплата составляет примерно 50% в себестоимости строительства. Соответственно, рост заработных плат на 15% даст увеличение цены примерно на 7%. Но его компенсируют снижением числа работающих, поэтому в итоге «цифры должны выровняться», надеется он.
Эксперт рынка недвижимости Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский также считает, что отказ не приведет к резкому росту конечной стоимости квартир. «Нужно понимать, что цену формирует спрос, а с учетом падения спроса и предложение вынуждено корректироваться, – напоминает он. – Маржинальность объектов строительства по-прежнему остается достаточно большой, чтобы прикрыть возросшие расходы на рабочую силу и стройматериалы».
Несмотря на определенные трудности, в последние полтора года стройка обходилась и тем количеством рабочих рук, которые были в наличии, продолжает Кричевский. «Другой вопрос, что из-за этого несколько упала скорость строительства», – признает он.
На фоне пандемии застройщикам сделали поблажку. Власти ввели временный мораторий на штрафы и пени за задержки при вводе домов в эксплуатацию. Мера поддержки действовала с 3 апреля до 31 декабря 2020 года. Однако в начале нынешнего года мораторий решили не продлевать, опасаясь появления обманутых дольщиков. То есть теперь строителям придется либо укладываться в сроки, не полагаясь на мигрантов, либо платить покупателям штрафы и пени.