РАЗРЫВ России с Западом, для неискушенного наблюдателя занявший период всего в несколько месяцев (формально точкой отсчета можно считать выдвинутые в конце прошлого года требования о гарантиях безопасности), многим кажется каким-то политическим самодурством, совершенным вопреки всей логике последних десятилетий. Подобной реакцией на украинские события отличается не только обывательский класс, утративший поездки в свежебагетную Европу, но и серьезные научные мужи, сокрушающиеся по поводу «утраченного исторического шанса».
К сожалению, рефлексия на этот счет зачастую ограничивается вышеупомянутым туристическим, «багетным» опытом или прочитанными/услышанными когда-то рассуждениями неких весьма недалеких или же заинтересованных деятелей, в большинстве признанных сегодня иноагентами. Между тем даже поверхностное изучение истории вопроса даст массу фактуры для размышлений насчет того, насколько вообще «совместимы» Россия и Европа, и были ли оправданны ожидания условных западников последних десятилетий.
«История», по нашему мнению, здесь вообще является ключевым словом. Исторические прецеденты, если хотите, статистика по определенным вопросам весьма показательна. Тысячелетие отношений условной России и условного Запада — это во многом летопись взаимного недоверия, ненависти, конфликтов, нашествий. Русофобия, прорвавшаяся вдруг в Европе наружу вопреки пресловутой толерантности и политкорректности (заметьте, в США на низовом уровне этого гораздо меньше), попытки «запретить все русское», включая культуру, явились не на пустом месте. Россия традиционно занимала в европейском (западном) сознании нишу «врага». Западные литературные источники о России последние 500 лет, несмотря на смену режимов и технологических укладов, рисовали одну и ту же картину о русских — неумелые, агрессивные, пьющие варвары, не способные «жить красиво и удобно» и готовые «захватить мир». Более того, мы отчетливо видим в истории несколько масштабных, инициированных центральной властью попыток сближения России с Западом, всегда с нашей стороны, которые тем не менее заканчивались одним и тем же. Новым разрывом. Закономерность прослеживается настолько четко, что возникает вопрос: не следствие ли это неких непреодолимых обстоятельств? Своего рода цивилизационных законов, которые прочерчивают свои границы между народами? Да, нации в отличие от людей живут столетиями и даже более, но они во многом подобны им. У каждой нации свое мироощущение, свои способы взаимодействия с миром, собственные ценности и приоритеты. И когда на бракоразводном процессе в графе «причина» пишут не сошлись характерами, при всем канцеляризме данной формулировки это вполне себе объяснение. Насколько в реальности мы «сходимся характерами» с Западом? Есть ли вообще смысл в этих непрерывных попытках интегрироваться с ним? Сторонники теории «упущенных возможностей» зачастую забывают задаться главным вопросом: а на каких условиях сам Запад видел подобную интеграцию? Сделать о том вывод может любой здравомыслящий гражданин России, лично наблюдавший за перипетиями исторического развития страны в последние полвека. Очевидно, что наиболее «благожелательным» Запад в отношении России (СССР) выглядел тогда, когда мы ослаблялись, «сливали» свои позиции. Россия девяностых, когда сюда возили в качестве гуманитарной помощи просроченные натовские пайки, очень нравилась Западу (как и нефть по 10–15 долларов за баррель). Однако едва страна стала крепнуть, показывать свой «исторический характер», как начались проблемы, обвинения, давление и санкции. Запахло новой войной. Другими словами, Запад был не против интеграции, но если Россия идеалистически мечтала о Европе «от Лиссабона до Владивостока» (был и такой безумный проект, если кто помнит), о равноправном партнерстве, то Запад всегда выстраивал модель с позиции силы и рассматривал нас исключительно как экономическую периферию, источник дешевых ресурсов и рынок для сбыта собственной продукции (все, честно говоря, точно по Марксу). В этой теме номера мы попробовали объяснить, почему Запад на уровне элит на протяжении столетий воспринимал Россию именно таким образом и никак иначе. Важную роль в том играли кажущиеся многим второстепенными или даже вообще не существующими особенности мировосприятия западного человека. Они не просто отличаются от наших, но зачастую находятся на «встречных курсах». Что, в общем-то, ставит под сомнение любые «равноправные» интеграционные проекты.