Автоинспекция добавила в карточки учета аварий сведения о том, каким образом перевозился ребенок в автомобиле.
Новый блок включает в себя вопросы о наличии удерживающего устройства и полученных ребенком травмах.
Своим появлением нововведение обязано исследованию детского дорожно-транспортного травматизма, которое подмосковная инспекция уже второй год проводит совместно с экспертным центром "Движение без опасности".
В рамках исследования инспекторы на месте аварии заполняют специальные анкеты, в которых указывается, был ли ребенок пристегнут ремнем безопасности, или перевозился в детском кресле, или применялась накладка на ремень. Или ребенок сидел на бустере, подушке, паре томов советской энциклопедии - и такие способы фиксации ребенка на сиденье автомобиля встречаются.
Таким образом собирается информация о том, какие именно травмы маленькие пассажиры получают в том или ином случае.
Сбор данных занимает довольно длительное время. Потому что в конечном итоге по каждому случаю в базе появляются не только данные ГИБДД, о том, каким образом был закреплен малолетний пассажир и какой марки кресло при этом использовалось, но и диагноз, поставленный врачами после доставления ребенка в больницу.
Результаты этого глобального исследования должны показать, какой способ фиксации ребенка в машине наиболее безопасен.
Напомним, что довольно длительное время считалось, что фиксация ребенка обычными ремнями, с помощью адаптеров или подложенная под него подушка - опасный способ перевозки дитя.
Сейчас в Правилах дорожного движения прописано, что перевозка детей до 12 лет должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией автомобиля.
Однако этот пункт с 15 декабря будет исправлен. По итогам заседания президиума, прошедшего в марте этого года, было принято решение исключить "иные устройства" из статьи 22.9 Правил дорожного движения.
Таким образом у водителей останется только два варианта перевозки детей в автомобиле - в автокресле или пристегнутыми штатным ремнем безопасности.
Примечательно, что решение было принято еще до того, как были подведены итоги масштабного исследования.
Согласно данным этого исследования, большинство родителей активно используют детские автокресла и иные устройства.
В столице предпочтение отдают производителям из Германии и Италии, а в регионах тем, что дешевле - отечественным, французским и китайским. Но приспособления, предназначенные для защиты ребенка, не всегда справляются со своей задачей.
По результатам прошлого года выяснилось, что при использовании автокресла в аварии погибал каждый 16-й ребенок. При пристегивании ремнем безопасности - каждый десятый, без использования ремня и других ДУУ - каждый одиннадцатый.
Необычным оказалось то, что те "иные устройства", которые убираются из Правил дорожного движения, а именно бустеры и накладки, оказались не столь опасными, как их представляли раньше.
При их применении детских смертей не зарегистрировано. Однако эти устройства в некоторых случаях травмировали голову, грудную клетку или конечности. При этом без угрозы для жизни маленького человека.
По словам президента экспертного центра "Движение без опасности" Натальи Агре, "иные устройства" пользуются наибольшей популярности у родителей. Согласно исследованию аварий, если дети удерживались с помощью накладок или сидели на бустерах, то травматические последствия при ЧП были меньшими, чем при использовании дешевых автокресел. Заметим, во всех случаях машины сталкивались лоб в лоб.
При ударе в бок автомобиля дети, удерживаемые "иными устройствами", пострадают намного серьезней. Ребенок может разбиться о корпус автомобиля - детей чаще всего сажают у окна - или его задушит ремень безопасности.
По счастью, боковые удары на дороге не так часты, как удар в заднюю часть автомобиля или даже лобовое столкновение.
Надо также учитывать и выборочность самой статистики. В ней указываются только те аварии, в которых были пострадавшие. Те ДТП, в которых пострадало только железо, в статистику не входят.
Таким образом автокресла были и остаются наиболее верным решением проблемы детской безопасности в автомобиле. Качественные кресла плотно удерживают пассажира и тем самым предотвращают смертельно опасные травмы головы, шеи и грудной клетки.
Однако по-настоящему качественное устройство стоит дорого, а дешевые пластиковые лопаются при ударе и наносят еще больший вред.
При этом исследование, проведенное на подмосковных дорогах, показывает, что наиболее опасно для детей не "иное устройство", если ребенок пристегнут штатным ремнем безопасности, а некачественное автокресло. Именно в таких дешевых, но неликвидных устройствах дети получают большее количество травм. Кресло может лопнуть в месте крепления, в итоге маленький пассажир улетит вперед вместе с этим креслом. А вес его подчас сравним с весом ребенка. Какие травмы в этом случае оно нанесет, не сложно представить.
В результате столкновения может оторвать спинку такого кресла, которая накроет ребенка.
- Именно высокая стоимость хороших кресел заставляет людей покупать "иные устройства", - рассказывает Наталья Агре, - и здесь перед общественностью встает вопрос, как же быть? С 15 декабря другие приспособления будут вне закона, а обезопасить ребенка прибором в десятки тысяч могут далеко не все.
Многие пытаются решить этот вопрос. Так, например, в Перми существует несколько пунктов аренды, где за небольшую сумму люди могут получить автокресло на определенный срок.
Что-то подобное мы пытаемся создать и в Москве. Однако и это далеко не выход из сложившейся ситуации.
Одним из решений могло бы послужить разрешение на отведение части материнского капитала для покупки удерживающего устройства. Само собой, как потратить эти деньги, каждая семья решает сама. Но все-таки не стоит забывать о том, что именно для детей и их благополучия предназначены государственные дотации.