Торговые сети при необходимости начнут формировать сверхзапасы продуктов. Кабмин уже начал разрабатывать специальные меры поддержки ритейлеров, в том числе льготные условия кредитования. В частности, правительство готово субсидировать процентные ставки по займам торговых сетей, которые будут привлекать средства именно на такие нужды. Об этом сказано в плане поддержки экономики в условиях коронавируса, он был утверждён премьер-министром Михаилом Мишустиным. С документом ознакомились "Известия". Сверхзапасы помогут рознице справиться с ситуацией ажиотажного спроса, а также решат проблему пустых полок, уверены эксперты.
АНТИВИРУСНЫЙ ПЛАН
Правительство подготовило план первоочередных мероприятий, которые призваны обеспечить устойчивое развитие экономики в условиях ухудшения ситуации из-за распространения новой коронавирусной инфекции. "Известия" ознакомились с документом. В нём перечислены меры поддержки отраслей экономики, которые попали под удар из-за COVID-19. Речь в том числе идёт и о розничной торговле.
Механизмы поддержки ритейлеров должны к 20 марта создать Минпромторг, Минфин и Минэкономразвития, предусмотрел кабмин. Необходимая нормативная база правительства будет актуализироваться ежемесячно. Будут разработаны меры поддержания достаточных запасов социально значимой продукции в рознице. Это перечень базовых товаров: мясо, птица, хлеб, молоко, крупа и так далее.
В том числе речь идёт и о субсидировании процентных ставок по кредитам, которые привлечены "для формирования сверхнормативных запасов (при необходимости)".
РЕСУРС НА ДЕСЯТЬ НЕДЕЛЬ
Ранее ритейлеры и Минпромторг уже сообщали: сейчас у компаний есть запасы на ближайшие восемь недель, при этом поставки продукции идут в обычном режиме. Сверхнормативные запасы - это ресурс, которого может хватить на десять и более недель, пояснил "Известиям" член совета ТПП по развитию потребительского рынка Илья Ломакин-Румянцев. Он подчеркнул, что в последние пять лет торговля таких запасов не создавала.
- Сейчас мы наблюдаем в магазинах ажиотажный спрос на продукцию, который обусловлен двумя серьёзными причинами - распространением коронавируса и валютными колебаниями. Эти факторы спровоцировали панику в столице, и потребители начали активно закупаться впрок, - сказал эксперт. - При этом пустые полки, которые мы наблюдаем теперь в некоторых магазинах, людям не нравятся, их вид настораживает и пугает. Сверхзапасы как раз и решают эту проблему: в магазинах появляется достаточно товара даже при авральном сбыте продукции.
Пока же торговля не может оперативно решить вопрос с пустыми полками - для этого нужен не только дополнительный персонал, который будет заполнять их новыми товарами, сказал эксперт. Необходимо проработать и вопрос логистики: компаниям требуется больше машин, которые доставят продукцию в магазины из распределительных центров.
В сети "Магнит" сообщили "Известиям" о своей заинтересованности в инструменте субсидирования для обеспечения доступности товаров на полках в условиях повышенного спроса.
ЗАПАС ПРОЧНОСТИ
Замруководителя информационно-аналитического центра "Альпари" Наталья Мильчакова сказала "Известиям", что крупные торговые сети могут получать долгосрочные кредитные линии под достаточно выгодный процент - 7,9-8,9% годовых. Для малого и среднего бизнеса условия могут сильно различаться - от 6 до 16% годовых, а в среднем ставка по банковским кредитам для несетевой торговли составляет примерно 9-10% годовых.
- Для государства наиболее рационально субсидировать не кредит предприятию, а процентную ставку банку, чтобы у того было больше возможностей кредитовать торговлю под 6-7% годовых, - сказала она.
По её мнению, ритейлу не надо делать избыточных запасов для покупателей, так как, скорее всего, ажиотаж спадёт в течение пары недель. А у торговых сетей со временем может возникнуть не только затоваривание, но и проблема со сроками хранения, если, конечно, речь идёт не о туалетной бумаге, а о продуктах питания. Однако ритейлерам не помешало бы совершенствовать логистику, для того чтобы в будущем не допускать возникновения дефицита некоторых товаров, отметила Наталья Мильчакова. Ведь уже сегодня потребители сталкиваются с нехваткой, например, гречки только в отдельных сетях или несетевых магазинах, тогда как в других всё есть.
Исполнительный директор ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков сообщил "Известиям": складские и производственные мощности поставщиков позволяют полностью покрыть возросший спрос на продукты первой необходимости. Все изготовители базовых товаров, основная часть которых входит в союз, сформировали сверхнормативные объёмы товарных остатков и несут расходы на их дополнительное производство и хранение.
Сейчас для создания дополнительных резервов большинство российских заводов и производственно-складских комплексов, занимающихся фасовкой, уже перешло на круглосуточный режим работы. Естественно, отечественные компании рассчитывают на меры государственной поддержки, в том числе для компенсации убытков, вызванных ростом себестоимости продукции в связи со снижением курса рубля, отметили в "Руспродсоюзе".
СТАБИЛЬНО ВЫСОКИЙ
В пресс-службе правительства, Минфине и Минэкономразвития на запросы "Известий" на момент публикации не ответили. В Х5 Retail Group, "Ленте" и "Ашане" комментариев также не предоставили.
Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов сказал "Известиям", что ситуация на потребительском рынке стабильная, все торговые сети и их распределительные центры уже переведены на усиленный режим работы. По оперативным данным, дефицита продукции нет: информация ритейлеров и сообщения властей субъектов свидетельствуют о том, что товарных запасов достаточно. В столичном регионе есть повышенный спрос на некоторые продукты длительного хранения. Речь идёт о крупе (гречка, рис, овсянка, пшено), муке, макаронных изделиях, мясных и рыбных консервах, сгущённом молоке, соли и сахаре. Также активно продаются мыло, моющие средства и питьевая вода.
- Это традиционный для российского покупателя "кризисный набор", не изменившийся за десятилетия, с добавлением в него дезинфицирующих средств в связи с эпидемией, - отметил Виктор Евтухов. - Основной удар покупателей пришёлся на крупные гипермаркеты - прежде всего "Ашан", Metro Cash & Carry, "Глобус", "Ленту" и "Карусель". В сегменте магазинов "у дома" ситуация некритичная.
Минпромторг направил в Минсельхоз список наиболее востребованных продуктов для организации работы с производителями, чтобы они увеличили поставки в торговлю, заметил Виктор Евтухов. Он сказал: Министерство сельского хозяйства уже подтвердило, что такая работа будет усилена. Более того, органы власти всех регионов готовятся к ажиотажному спросу, создают необходимые условия для малых и крупных магазинов, чтобы те имели возможность работать непрерывно.
В пресс-службе Ассоциации компаний розничной торговли "Известиям" рассказали, что по инициативе Минпромторга АКОРТ совместно с другими участниками рынка разработала целый список мер, которые могли бы ускорить оборот продукции в ритейле и обеспечить компании дополнительными оборотными средствами. Эти предложения уже направлены в министерство. Меры уже частично реализованы, например в части облегчения режима пропуска и контроля для грузового транспорта.