Больше всего материала о Партизанском крае и обозе собрано в музее петербургской школы # 104. Музей носит имя партизана 2-й Ленинградской бригады Героя Советского Союза Михаила Харченко. Кстати, его имя носит и улица, на которой расположена школа. Но прямой связи здесь нет: интерес к Партизанскому краю, по словам директора музея Нины Шиженской, заслуженного учителя РФ, возник у школьников, можно сказать, случайно.
В 1965 году директор школы попросила помочь в розыске места захоронения брата, погибшего в партизанских краях. Занимаясь этим, ребята постепенно узнавали историю Партизанского края. А пулеметчик Харченко оказался среди тех, кто организовывал и сопровождал обоз, который буквально с боями прорывался к линии фронта.
Музей небольшой – всего две комнаты, экспонатов не так много, но о каждом можно говорить долго. А самое главное – это документальные рассказы о партизанах, которые лежат в многочисленных папках.
– Я в этой школе – не поверите! – уже 53 года, – рассказывает Шиженская. – Здесь пошла в первый класс, здесь преподавала географию. Теперь занимаюсь музеем, который стал делом всей моей жизни. Моя семья пережила блокаду, и я навсегда запомнила рассказы мамы, как она увидела партизан на Невском и узнала, что они привезли продовольствие. Они не могли накормить весь город, но сам факт, что люди с оккупированной территории, рискуя жизнью, прорвались через линию фронта и привезли еду, окрылял ленинградцев. Мама запомнила даже Харченко, она была уверена, что узнала его – высокий, румяный, он шел впереди колонны. И для меня Миша Харченко как будто член семьи, я ведь столько о нем узнала. Он погиб, не дожив до своего 25-летия, и многие мои бывшие ученики теперь старше него...
На свои учительские и родительские деньги Нина Николаевна организует поездки школьников в те уголки Псковщины и Новгородчины, где действовали партизаны и шел знаменитый обоз. Ребята встречаются со сверстниками в новгородских поселках Поддорье и Белебелка – там партизаны вели настоящие бои с оккупантами, чтобы отвлечь их внимание от обоза. В тех краях Шиженская выполнила просьбу бывшего директора школы – на одном из скромных обелисков значилось имя ее погибшего брата. До этого учителя и дети осмотрели сотни братских могил.
Школа на бездорожье
Обязательно едут школьники в псковский райцентр Дедовичи, а потом дальше, до деревни Нивки. В Дедовичах Михаил Харченко родился, рядом и погиб.
В Дедовичах петербургских школьников встречают сверстники, а Шиженская передает в местный музей новые документы. Визиты петербуржцев всегда привлекают внимание районной власти, которая охотно позирует с детьми для местного дедовичского телевидения. Но дальше – в Чернецово, Железницу, Нивки, в деревни, где формировался партизанский обоз и откуда он отправился к линии фронта в марте 1942 года, чиновники с детьми не едут. А жаль. Иначе увидели бы, что большак до Нивок летом пыльный, а зимой снежный, весной и осенью вообще непроходим. Но именно там, на той дороге, все еще работает чернецовская школа.
Эта школа – уникум. Когда на Псковщине проводили так называемую оптимизацию – закрывали учебные и прочие ненужные учреждения в малонаселенных местностях, Чернецово удержалось. Держится до сих пор, хотя школу уже лишили самостоятельности и сделали филиалом одной из школ райцентра, потому что 21 ученик для самостоятельного учебного заведения – слишком мало.
До райцентра километров сорок, рейсовый автобус ходит не каждый день, свои машины далеко не у всех, и если срочное дело типа больного зуба или покупки лампочек, то придется выложить тысячу (!) рублей за поездку на такси туда и обратно.
В каждой деревне – памятник
Татьяна и Александр Петровские – сельские учителя. В самые голодные годы они не бросали своей профессии, не уезжали из деревни. В этой школе тоже есть музей, посвященный Партизанскому краю, а в соседней деревне Железница стоит могучий памятник партизанам. Памятники поменьше здесь чуть ли не в каждой деревне и чуть ли не на каждом кладбище – могилы тех, кто погиб или в бою с оккупантами, или умер от голода и болезней. Партизанскому краю недешево обходилась его непокорность – периодические бомбежки и попытки зачисток территории держали всех жителей этой земли в напряжении.
Александр Петровский когда-то закончил эту же школу и с детских лет помнит, как торжественно отмечали здесь военные даты.
– Обоз уходил 5 марта, у нас это еще зима, и мы всегда по снежку с ребятами собирались у партизанских памятников, венки самодельные возлагали, – вспоминает учитель. – И теперь мы возим своих учеников по этим местам. Дети гордятся своими предками, которые сумели в такое тяжелое время собрать продовольствие для блокадного города. Отдавали запасы добровольно, ни у кого насильно не отнимали – мы старожилов опрашивали. Они сами досыта не ели, но понимали, что там, в блокаде, людям еще хуже.
Многие годы ленинградцы приезжали к памятнику, заходили в школу, чтобы взглянуть на экспонаты скромного музея. А теперь ездить перестали. Все торжества проходят в райцентре. Даже когда представителей Партизанского края пригласили в Петербург, то из Чернецова не взяли никого. Поехали представители власти и школьники из райцентра. Для детей из чернецовской школы город на Неве так и остался картинкой на телеэкране...