Повстречав это растение на своём пути, непременно замедлишь шаг. Даже близко ещё не подошёл, а уже поёжишься и почешешься. Если невозможно обойти его заросли, то проходить сквозь них будешь с особой осторожностью, отклоняя стебли подобранной веткой и чуть поджавшись, чтобы не дотронуться до коварных листьев. А если всё-таки коснулся, то скорее отдёргиваешь руку или ногу, словно обжёгшись пламенем огня. С этим растением каждый знакомится в детстве и запоминает навсегда, без всяких повторов, учебников и объяснений. Речь идёт, конечно, о крапиве!
Род крапива (Urtica) входит в состав одноимённого семейства Крапивные (Urticaceae) и распространён практически по всему миру, кроме Антарктиды. Он включает около 50 видов многолетних и однолетних травянистых растений, произрастающих в основном в зоне умеренного климата.
Самым «ощутимым» отличием этого семейства является наличие жгучих волосков на поверхности листьев и стеблей. Даже его латинское название происходит от слова uro, что означает «жечь».
Жгучий волосок представляет собой крупную клетку, по форме напоминающую медицинскую ампулу. Верхняя часть «ампулы» сильно вытянута и выступает над поверхностью. На её конце имеется перемычка и маленький шарик. Стенки волоска пропитаны карбонатом кальция и диоксидом кремния, поэтому он очень ломкий. При соприкосновении с телом шарик отламывается, распечатывая «ампулу», края которой по остроте не уступают стеклу. Кончик волоска легко проникает под кожу, и через него выливается целый набор химических веществ — муравьиная кислота, гистамин, ацетилхолин и другие, чьё совместное воздействие проявляется ощущением резкого «ожога» в месте прикосновения.
В средней полосе России произрастают крапива двудомная и крапива жгучая.
Крапива двудомная (Urtica dioica) более известна, и когда говорят о крапиве, обычно подразумевают именно её, называя также жигалкой, жгучкой, стрекучкой, стрекалкой и другими похожими именами. Распространена повсюду в умеренной зоне Европы, Передней и Малой Азии, Сибири, Закавказья, Китая, Индии, Северной Африки. Занесена в Северную Америку и Австралию и натурализовалась там. Преобладает в лесной и лесостепной зонах, хотя в Гималаях взбирается на высоту 4500 метров.
В выборе места произрастания крапива неприхотлива и входит в состав многих растительных сообществ. Предпочитает влажные почвы, богатые азотистыми веществами. Особенно вольготно чувствует себя в долинах рек. Соседство с человеком переносит легко, поэтому встречается у жилищ и заборов, на пустырях и заброшенных вырубках, близ скотных дворов и вдоль дорог.
А теперь аккуратно приблизимся к нашей героине, чтобы рассмотреть её поподробнее. Ой-ой, жжётся! Но наш исследовательский порыв, безусловно, сильнее.
Крапива обладает мощной корневой системой, с быстро растущим корневищем. Благодаря этой особенности она способна захватывать обширные участки, образуя чистые заросли — крапивники. В садах и огородах крапива давно превратилась в трудно искореняемый сорняк. В высоту стебель может достигать двух метров! В поперечном сечении он четырёхгранный, по граням ребристый, а внутри полый, о чём мало кто знает, так как редко найдётся смельчак, готовый проверить это на практике. Листья супротивные, длинночерешковые, с оттянутой верхушкой. Край листа крупнозубчатый или крупнопильчатый.
Название крапивы двудомной точно отражает особенность её размножения. Это действительно двудомное растение, то есть на одних экземплярах образуются только женские цветки, на других — только мужские. Соцветия пазушные, длиннее листовых черешков, похожи на тонкие гирлянды. Цветки мелкие, зеленоватые. Мужские цветки раскрываются раньше женских. Опыление осуществляется преимущественно ветром. Женские соцветия после цветения поникают. Плоды сухие, выпуклые, односемянные. За сезон одно растение может произвести до 22 000 семян!
Описанную выше форму можно назвать типичной, от которой возможны некоторые отклонения. Крапива двудомная имеет большую видовую изменчивость, что позволяет учёным выделять от 3 до 5 подвидов и разновидностей.
Весной крапива трогается в рост очень рано. Уже при пяти-шести градусах тепла можно видеть, как из лесной подстилки пробиваются её сочные побеги. Ни похолодания, ни даже возвратные заморозки ей не страшны. Требовательной к теплу она становится только в фазе цветения, когда сухая жаркая погода способствует раскрытию пыльников. Да и перекрёстное опыление происходит быстрее, семена завязываются гуще. А вот на созревание семян погодные условия как будто не влияют. Во всяком случае, они хорошо дозревают даже при крепких осенних заморозках. К влаге крапива весьма требовательна, особенно в начальный период интенсивного роста.
Крапива жгучая (Urtica urens) очень похожа на предыдущий вид, но, присмотревшись, отличить её несложно. Она не бывает выше 50 см. Листья надрезано-пильчатые, на верхушке закруглённые. Соцветия короче или равны листовым черешкам. Эта крапива однодомная, то есть мужские и женские цветки можно обнаружить на одном экземпляре. К тому же обширных зарослей она не образует, формируя небольшие куртины.
Опознавание этих двух видов осложняется тем, что они могут образовывать гибриды, характеризующиеся промежуточными признаками. В таком случае для точности определения лучше обратиться к специалистам, конечно, предварительно собрав гербарий, если хватит смелости и сноровки.
Несмотря на жгучий нрав, крапива является кормовым растением для гусениц почти 50 видов бабочек! Самая известная из них — крапивница (Aglais urticae). Удивительно, но, похоже, у насекомых в процессе эволюции выработалась хитрая стратегия — при питании обходить жгучие волоски или подъедать их снизу. В таком случае кончик волоска не разрушается и обжигающие вещества не оказывают воздействия гусеницу. Однако это не означает, что крапива не защищена от таких агрессоров. На её стебле и листьях имеется ещё два типа более коротких волосков, которые вполне могут колоть, но жгучих веществ не содержат. Предполагают, что они направлены именно против мелких насекомых.
Человек нашёл обоим видам крапивы множественное применение, так что от изобретательного разума обжигающие волоски растение не спасли. Крапива используется в пищу, на корм скоту, как лекарство, а также для получения волокна. Оказывается, эффект от волосков совсем не помеха. Его легко нейтрализовать запариванием, варкой, мелкой нарезкой, прокаткой скалкой или сушкой. Правда, в хорошие годы о крапиве мало кто вспоминает, а вот во времена кризисов она вновь быстро набирает популярность.
Зелень крапивы используют для приготовления салатов, супов, соусов, начинки для пирогов. Молодые нежные листочки и соцветия, хорошо высушенные, заваривают как чай. В некоторых местностях раньше собирали семена крапивы и после обжарки сразу употребляли или перерабатывали для получения масла. В России крапиву всегда ценили особо, главным образом весной, приготовляя из неё зелёные щи, восполнявшие в организме витамины, потраченные за месяцы долгой зимы.
Крапиву в обилии давали домашней скотине и птице. Её добавка к рациону увеличивала удой молока у коров и повышала яйценоскость у кур.
Пищевая ценность крапивы тесно соседствовала с лекарственной. В Древнем мире о ней писали Гиппократ, Педаний Диоскорид, Плиний Старший. В Средние века её восхвалял Парацельс и Альберт Великий. В эпоху Возрождения немецкий ботаник Иеронимус Бок причислял её к наиболее важным растениям. В XIX веке о крапиве подзабыли, считая её пищей бедняков, что неудивительно на фоне масштабов промышленной революции. Однако в конце XX века, в связи с новыми медико-биологическими исследованиями, а также растущим спросом на натуральные продукты, крапива снова стала востребована.
Крапиву применяют при уходе за волосами и кожей, как ранозаживляющее средство, для лечения радикулитов и болезней суставов. Листья входят в состав многих желудочных и почечных сборов, их применяют как поливитаминное средство, улучшающее обмен веществ.
В качестве растения для получения волокна крапива известна уже с бронзового века, то есть более 3000 лет. Например, ткань из захоронения бронзового века, хранящаяся в Национальном музее Дании, была исследована и идентифицирована именно как сотканная из крапивы. Волокно практически любого вида крапивы обладает превосходными качествами, что позволяет этому роду растений конкурировать с льном и хлопком. Ткань из крапивы имеет слегка блестящую текстуру, она мягче льняной и прочнее хлопчатобумажной. Её использование последовательно увеличивалось до XVII века и затем практически прекратилось с победой шёлка и хлопка.
Однако там, где грубые волокна оставались востребованными, о крапиве не забыли. И в Европе, и в России из неё плели верёвки и канаты, ткани для парусов, мешков, палаток. Редкое плетение давало сита для процеживания мёда и просеивания муки. Поскольку волокна крапивы не набухают и не гниют, они использовались при производстве рыболовных снастей.
С большим уважением и вниманием к крапиве относились в Азии, конечно, к видам, произраставшим именно в этом регионе. На протяжении всей истории их активно использовали в Китае, Индонезии, Корее, Японии. Отдельные части корейского национального костюма шьются только из крапивной ткани. В Японии крапивный жгут в сочетании с шёлком был главным материалом в изготовлении дорогих самурайских доспехов, а из крепкого волокна, кручёного и натёртого воском, делали тетивы для луков.
Известная и активно используемая, крапива из быта и производства легко перекочевала в фольклор, верования, традиции. Причём характерно, что в большинстве случаев как положительная героиня, защитница от тёмных сил. В этом видится творческое переосмысление её обжигающего «темперамента».
В скандинавском мире крапива выступала как трава грозного бога Тора. Позднее в Европе сформировался целый арсенал обычаев и суеверий, связанных с крапивой. Если первого января отведаешь пирог с крапивой, то обеспечишь себе хороший год. Если в Великий четверг съешь крапивный салат, то избежишь финансовых трудностей. Если в День святого Иоанна напечёшь крапивных блинов — защитишь родных от всякого рода заклинаний. Ну а венок из крапивы над входной дверью убережёт дом от штормов и ударов молний. И прочее, и прочее…
Крапива дала знать о себе и в литературе. Виктор Гюго поклонялся ей в стихах и восхвалял как природную ценность в романе «Отверженные». Ганс Христиан Андерсен в сказке «Дикие лебеди» заставил принцессу плести рубашки из крапивы, чтобы спасти своих братьев…
Да, были и есть поклонники у крапивы по всему свету, но, пожалуй, нигде её так не почитают как в селе Крапивна Щёкинского района Тульской области. И на гербе она красуется, и праздник в её честь устраивают — фестиваль крапивы!
Большинство людей на крапиву смотрит недружелюбно, хотя стоит взглянуть как минимум с интересом, а как максимум — с благодарностью!
Ожоги большинства видов семейства Крапивных хоть и неприятны, но сравнительно безвредны. Однако встречаются и настоящие монстры! Онгаонга, или свирепая крапива (Urtica ferox), произрастает в Новой Зеландии. Это крупное древовидное растение, с большими колючками. Малейшее прикосновение к ним вызывает такую сильную боль, которую выдержать спокойно не получится.