Минэкономразвития предлагает устанавливать планку по выплате дивидендов индивидуально для каждой госкомпании. Об этом говорится в макропрогнозе ведомства на 2018–2020 годы, который был внесен в Госдуму. Сейчас все госкомпании платят фиксированно 50% от чистой прибыли и именно эта норма заложена в новый трехлетний бюджет, также внесенный в парламент. По мнению Минэкономразвития, возможно компромиссное решение для бюджета и интересов компаний, если размер дивидендных выплат будет определяться после аудита инвестпрограмм. Таким образом, их объем можно сократить, а платеж в бюджет — соответственно увеличить. Эксперты тоже считают, что это предложение может стать долгожданным компромиссом между интересами федерального бюджета и бизнеса, хотя объем изменений и не будет слишком большим.
Минфин, Минэк и Минэнерго до сих пор имели три разные точки зрения на дивидендную политику госкомпаний. Первое ведомство считает, что госкомпании должны платить 50% от прибыли, второе выступает за индивидуальный подход к каждой компании, третье — предлагало таргетировать объем поступлений не в процентах от прибыли, а в рублях. Минэкономразвития и Минэнерго настаивали, что жесткая планка по половине прибыли мешает компаниям развиваться.
Раньше госкомпании отправляли на дивиденды 25% от своей прибыли, однако в прошлом году правительство выпустило распоряжение, которое обязывало компании с госучастием заплатить дивиденды в размере 50% чистой прибыли по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) или по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) — в зависимости от того, какая из сумм больше. Однако на практике ряд компаний добились того, чтобы заплатить в бюджет меньше из-за инвестиционных программ. Например, «Роснефть» направила на дивиденды 35%.
Минэкономразвития предлагает ввести дифференцированный подход к уплате компаниями дивидендов, говорится в прогнозе социально-экономического развития России на 2018–2020 годы, который был внесен в Госдуму.
«В рамках совершенствования дивидендной политики компаний с государственным участием Минэкономразвития предлагается применение дифференцированного подхода по порядку определения размера дивидендов», — указано в документе.
В частности, государственным компаниям, имеющим инфраструктурные проекты, ведомство предлагает провести аудит инвестпрограмм с целью их сокращения, чтобы сэкономленные средства направить на выплату дивидендов. В инфраструктурных госкомпаниях сокращение инвестпрограммы и увеличение планки выплаты дивидендов должно происходить без увеличения тарифов, считают в Минэкономразвития.
Госбанкам при определении размера дивидендов Минэк предлагает учитывать норматив достаточности капитала. Это процентное соотношение размера нормативного капитала банка и рисков, принимаемых им на себя.
«Всю прибыль, полученную сверх данного норматива, предлагается направлять на выплату дивидендов. Вопрос о применении такого подхода в настоящее время прорабатывается с Банком России», — говорится в макропрогнозе.
В пресс-службе ЦБ не ответили на запрос «Известий».
Если для госбанков – ВТБ и Россельхозбанка — правила выплаты дивидендов будут установлены в той конфигурации, которую предлагает Минэкономразвития, то кредитные организации рискуют остаться без «подушки безопасности», предупреждает аналитик по рынку облигаций Райффайзенбанка Денис Порывай.
— Банк получил некоторую прибыль. Эта прибыль учитывается в капитале в расчете его достаточности. Та часть прибыли, при распределении которой не происходит снижение достаточности капитала ниже норматива, может быть направлена на дивиденды. Но тогда, если в ходе деятельности возникнут какие-то проблемы и будет нужен буфер, а все деньги сверх этого норматива направлены на дивиденды, непонятно, что делать банку, — пояснил Денис Порывай.
По его словам, для банков обязательно должна быть «подушка безопасности» сверх той, которая предусмотрена буферами за системную значимость.
Доцент Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Теймураз Вашакмадзе не исключил, что предложенное Минэкономразвития решение может «наладить мосты между бюджетными и корпоративными интересами». Вместе с тем он сомневается, что при аудите инвестпрограмм госкомпаний удастся много сэкономить.
— Раз средства выделены, значит, они будут освоены. Но если сэкономить всё же получится, то эта экономия составит всего лишь десятки миллиардов рублей, не сотни. По многим инвестпроектам заявленных средств может не хватить на их реализацию, — предупреждает он.
В пресс-службе Минэкономразвития «Известиям» сообщили, что на данный момент предложения министерства прорабатываются профильными ведомствами и окончательное решение будет принимать правительство.
Сейчас в проекте бюджета 2018 года предусмотрено поступление дивидендов госкомпаний в размере 406,9 млрд рублей, или 50% от прибыли.
В секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова «Известиям» не смогли предоставить оперативный комментарий. Минфин не ответил на запрос редакции.