Удивительно, но у любого бескорыстного и доброго дела в России сразу же появляется армия противников. Тем, кто пытается что-то делать правильно, честно и по уму, тут же начинают вставлять палки в колеса. Вначале, когда школа только появилась, дело даже доходило до звонков с угрозами со стороны конкурентов. Мы писали об этом в "СЭ". К счастью, со временем ситуация успокоилась. Вот только зря мы верили, что сейчас у школы Слуцкого все хорошо. Проблемы и искусственно создаваемые преграды остались – просто на место старых пришли новые. Честно говоря, трудно понять, как у Слуцкого до сих пор не опустились руки и он еще не бросил все дело к чертям.
Этот рабочий вроде бы вопрос, заданный в ходе трехчасового интервью в редакции "СЭ" на прошлой неделе, повлек за собой фактически монолог, который с одной стороны вроде конкретно про Волгоград (город-Герой, город ЧМ-2018 с великолепным стадионом), а с другой, это частный случай общего положения дел в стране. Слушаешь, читаешь – и становится понятно, почему пока другие государства выигрывают юношеские турниры, воплощают в жизнь программы и качественно развивают детский футбол, у нас эта отрасль находится на дне (причем все это знают). И стоит заглянуть в тот или иной регион – непременно встретишь копии тех же законов и тех же чиновников-"гребцов", о которых рассказывает Слуцкий в своей трагикомической истории мытарств.
Редакция "СЭ" надеется, что на эту публикацию обратят внимание власти города Волгограда, Российский футбольный союз и Министерство спорта РФ. Если человек готов делать доброе дело, ему надо помогать, а не мешать.
"Федеральные стандарты"
– Год назад по инициативе губернатора произошло объединение моей школы со спортивной школой "Ротор", – начал объяснять Слуцкий. – По требованиям РФС каждый клуб должен иметь свою школу, поэтому команды некоторых возрастов школы Слуцкого вошли в школу "Ротора". Она работает по федеральным стандартам. Однако федеральные стандарты и современная подготовка футболистов так же далеки друг от друга, как Северный и Южный полюсы. В современной системе школ, которые находятся под министерством спорта, невозможно подготовить футболистов. Хоть умри, что угодно сделай – невозможно. С тем количеством тренировок, которые есть, и с тем количеством соревнований, которые по федеральным стандартам должны быть.
– Это по сути физкультура?
– Да даже не физкультура. Например, та физкультура, которой в Голландии занимаются дети, проходит чаще, регулярнее и в других условиях.
Ни для кого не секрет, что сегодня четырехлетние дети уже занимаются футболом. Но по федеральным стандартам в государственную школу вы не можете взять детей младше девяти лет, поэтому все младшие возраста остались у меня в школе, а все старшие перешли туда, работают по федеральным стандартам. Все мои идеи по количеству тренировочной работы, по методикам, по турнирам, в которых они участвуют, просто перестают работать.
Рассказываю историю. В конце прошлого года я решил отправить ребят в Голландию. 75 детей – семь команд разных возрастов. Но по федеральным стандартам руководство школы не может отправить их за рубеж даже за мой счет! В декабре они должны сидеть и заниматься в старом волгоградском зале 20 на 40 метров и ни в коем случае не ехать в Голландию.
Тогда тренеры написали заявление по собственному желанию и все-таки поехали в Голландию. Все местные новостные каналы и FoxSport две недели об этом рассказывали. Потому что их это впечатлило: человек сам вывез 75 детей, они играли, ходили на футбол, в зоопарк. Но по нашим правилам этого делать нельзя, я их нарушил, я нарушитель!!!
Бедные тренеры не получили зарплату за то время, что провели в Голландии. И так во всем. Я хочу, чтобы они тренировались больше – а по федеральным стандартам можно только три раза в неделю. Я хочу, чтобы работало два тренера – а по федеральным стандартам один. Я хочу, чтобы дети участвовали в большом количестве соревнований – в федеральный стандарт это не входит.
Гребля
– Получается, что когда объединение с "Ротором" произошло, школа очень сильно потеряла в методическом качестве, – продолжил Слуцкий. – Я не обвиняю людей, которые работают в этой школе – они поставлены на страже, чтобы соблюдать федеральные стандарты. Там, допустим, работает женщина, она заслуженный тренер по гребле (как она мне говорила), поэтому прекрасно разбирается в футболе и не идет на маленький компромисс. Почему я не работаю в гребле, но гребцы работают в футболе?
Впрочем, я обвиняю не ее, а обвиняю нашу систему, обвиняю тех людей, которые придумали эти стандарты. И когда вижу, условно, в миллионном Волгограде, что на набор в бесплатную школу приходит 500 детей по всем возрастам, а в Голландии в 100-тысячном Арнеме на просмотр только одного возраста приходит 450 детей, мне становится безумно обидно.
Я не говорю про инфраструктуру. Но на самом деле, если выйти из совместного проекта, в Волгограде сейчас даже не найти места для занятий. Весь бюджет, который я сейчас трачу, уйдет на аренду какого-нибудь стадиона. В любом бы регионе нашей страны, я уж не говорю про Европу, если бы человек – а я себя считаю не последним человеком в волгоградском футболе – вкладывал свои деньги, он не вкладывал бы их все только в аренду. Ему, скорее всего, дали бы стадион, предоставили бы условия, и деньги шли бы только на зарплату тренеров, методики, турниры, форму. То есть тратились бы эффективно.
10 миллионов в год
– Сколько вы тратите на школу?
– В год я трачу около десяти миллионов рублей. Уже три года. Но есть специальные проекты вне этой суммы: к примеру, за поездку в Голландию заплатил 35 тысяч евро.
– Это сверх суммы?
– Да. Мне настолько понравилось, как мальчишки играют, взаимодействуют – фантастика! Поразило отношение в Голландии. Допустим, в Арнеме была создана группа волонтеров, которые полностью занимались детьми. Было 11 микроавтобусов, местные пенсионеры абсолютно бесплатно отвозили и встречали детей. Они настолько влюбились друг в друга, что продолжают дальше общаться – с помощью e-mail.
Мне очень обидно. В моем родном городе я хочу что-то сделать. И понимаю, как мне кажется, что нужно для функционирования школы. Но сам не могу сделать – нет места для проведения занятий, и я не готов просто отдать все деньги за аренду.
А когда попытался сделать совместный проект со школой, работающей по федеральным стандартам, это обернулось фиаско.
Я так понял, что сейчас у нас утверждена система соревнований для 12 лучших школ. Среди них нет ни одной федеральной. Это школы ЦСКА, "Спартака", "Краснодара", "Чертаново", академии Коноплева, "Строгино", "Рубин", "Зенит" – школы при футбольных клубах, которые работают по своим уникальным методикам и не смотрят на федеральные стандарты.
Вы же понимаете, что если завтра я заберу всех этих детей и уведу обратно в школу Слуцкого, если вдруг мне губернатор или кто-то чудом выделит стадион, в который я тоже готов вложиться, реконструировать и так далее, то эта же школа "Ротор" наберет обычных пацанов, станет их тренировать, но эффективность будет равна нулю. Эффективность школ, которые работают по всей стране по федеральным стандартам, если мы говорим о воспитании футболистов, а не просто ЗОЖ, равна нулю целых и нулю десятых. Поэтому со всех школ нашей страны все более-менее талантливые дети уезжают в те 10-12 академий и только там имеют возможность развиваться.
– Есть предел вашему терпению?
– У меня есть обязательства перед людьми, которых я взял, перед тренерами, перед родителями и их детьми, потому что я им это обещал. Но делать хорошо и делать самому, без федеральных стандартов, я не могу. Не могу купить стадион – был бы нереально благодарен, если бы выделили стадион, и я занимался бы этим проектом сам.
– А что же Рохус Шох, который радеет за волгоградский футбол и является членом исполкома?
– Он является еще президентом федерации футбола Волгоградской области и президентом Союза федераций футбола "Центр". У Рохуса Шоха есть своя академия, где тоже есть частные инвесторы – он их нашел. Он тоже делает хорошее дело. Его академия, которая не входит в базу федеральных стандартов, тоже хорошо работает.
– Но он мог бы и вам помочь.
– Каким образом? Они так же арендуют – у Шоха нет стадионов. Федерация футбола Волгоградской области – общественная организация. Он ничего не может сделать, даже если захочет. Мне могут помочь только волгоградские власти, если каким-то решением выделят какой-то стадион или предоставят на каком-то стадионе время, необходимое для полноценных занятий школы. Но бесплатно, потому что я по понятным причинам не хочу платить деньги городским властям за аренду стадиона.
Второе дело моей жизни
– Как долго вы готовы заниматься благотворительностью?
– Если вопрос решится, будет какой-то мой собственный проект, готов заниматься этим всю жизнь. Сделать это вторым делом своей жизни. Вложить те средства, что я заработал. Потому что это реальная помощь. Все кричат про детей, первый лозунг – "поднимем детско-юношеский футбол!". Всегда и у всех, да только никто ничего не делает. А у нас реально школа с нуля за три года стала одной из ведущих в зоне "Черноземье". Мальчишки и в Москве играют, и в Голландию приезжают. Нет задачи стать лучшей в стране, есть задача внутри школы создать такие условия, чтобы большее количество детей уехало в ведущие школы. Я не собираюсь подменять собой условный "Краснодар", ЦСКА, "Спартак", "Зенит" и так далее, моя задача – подготовить кадры в том числе для них.
– Вы ничего с этого не получите.
– Зато я дам 250 мальчишкам шанс стать профессиональными футболистами.
В Волгограде говорят, что Слуцкий "хочет заработать на наших детях". Люди не понимают, что на детях юридически невозможно заработать. Чтобы я мог заработать на ребенке, мне нужно иметь собственный клуб второй лиги. И когда мальчишке исполнится 15 лет, он должен заключить контракт с клубом второй лиги. А затраты на такой клуб – миллионов 40 в год.
И потом ребят еще нужно куда-то продать. Люди не понимают, что на детях заработать нереально.
Но Волгоград дал мне многое. И когда я отдаю что-то ему, причем отдаю детям и тренерам, то другие говорят: "ага, значит, ты можешь отдать и нам, мы тоже хотим как-то поучаствовать в процессе, давай плати за аренду".
Но я не мультимиллиардер. Если все заплачу за аренду, детям ничего не достанется.
Причем когда общался с людьми из других регионов, они говорили: "Вот если бы у нас появился такой человек, который готов давать деньги, мы дали бы и стадион, и землю, и что угодно, организовали бы гранды, финансирование". И только один город на планете Земля говорит: "Ни фига. Мы особенные".
Тупик
– Вы смотрели фильм "Дурак"? Без обид – у вас нет аналогий?
– Очень трудно считаться дураком, когда ты живешь в стране Бенилюкса, дышишь прекрасным свежим воздухом, имеешь счета в европейских банках, куда приходит твоя зарплата. В "Дураке" же герой – человек, который жил именно там, был одним из них и пытался что-то изменить внутри. Я понимаю, что в глазах людей я тот, кто "выделяет 10 миллионов, а значит, может и больше".
В общем, я себя так не чувствую точно, я вижу плоды своей работы. Мне просто жалко, что трачу свое время на то, на что не должен тратить.
Я несколько раз разговаривал с Рекечинским, генеральным директором "Ротора", он тоже сказал, что "по федеральным стандартам мы не можем отпустить детей в Голландию". Он отпустил бы, пришла бы проверка и его посадили бы. Поэтому тренерам пришлось уволиться по собственному желанию.
– То есть они уволились, съездили в Голландию, вернулись и опять трудоустроились?
– Да, но после мне сообщили, что это была разовая вещь, потому что я звонил министру спорта. В будущем знаете как будет? Я должен прислать положение, что в Голландии проводится такой-то турнир. Они поедут под названием "Футбольный клуб "Ротор". Все средства на поездку я должен перечислить на его счет, при этом заплатив шесть процентов за дополнительные расходы. "Ротор" позволит (!) мне перечислить ему деньги, чтобы они оплатили эту поездку, да еще, напомню, надо подготовить положение, регламенты. Федеральные стандарты в их идеальном воплощении выглядят именно таким образом.
Сам же "Ротор" финансирует только два (!) соревнования в году. Это турнир зоны "Черноземья", который играется в Волгограде (и финансирования практически не требует), и финал турнира "Черноземья" в Волгограде, Воронеже или где-то еще. Все! Больше в календаре федеральных стандартов соревнований нет. Ах да, еще есть первенство города Волгограда, в котором играют три команды.
А мы и ездили на Кубок Колыванова, и в Голландию, и играли серию матчей с ведущими академиями в Москве, и ребята 2008 года рождения вышли в финал турнира "Локобол"… Все это финансируется мной.
Ко мне никто никогда из руководителей волгоградского спорта не обращался. Даже когда открыл школу, я не мог найти их контакты. Произошла случайная встреча с губернатором на финале Кубка России в Волгограде в прошлом году. Хотел попросить, чтобы предоставили какое-то поле для занятий. Он меня принял, обратился с просьбой, сказал, что нужна школа в "Роторе", потому что по регламенту необходимо ее иметь. Свел меня с министром спорта, с генеральным директором "Ротора". Один раз мы встретились, организовали, как мне казалось, совместный проект. Но получилось, что не совместный, потому что так и не упомянули меня и что я отвечаю хоть за что-то. Бог с ним, ладно. Все пошло по федеральным стандартам, которые….
– Не устраивают.
– Они просто-напросто рушат всю работу, которая была проведена, поэтому надо находить иные пути. Но у меня пока нет выхода из данной ситуации…