19 ноября в Москве стартует конференция, в ходе который будет решаться — чем занять подростков в школьные каникулы. Ведь, как известно, многие беды молодежи происходят от безделья. Как часто приходилось вам от отпрысков выслушивать упреки вроде: «Отец, ты не в тренде!» За этими вроде бы безобидными фразами выстраивается калейдоскоп проблем, который называют разрывом поколений. В нашей традиционной рубрике «Портрет явления» мы постарались разобраться в вечном конфликте отцов и детей.
Сетевое вещание «Вечерней Москвы» регулярно приглашает в свою телестудию известных экспертов для обсуждения самых актуальных тем и проблем. Недавно гости сетевого вещания «ВМ» провели дискуссию на тему «Разрыв поколений».
В извечном конфликте отцов и детей попытались разобраться заслуженный учитель России Людмила Дидур, замначальника отдела Московской службы психологической помощи Валерий Исакбаев, врач Сергей Нурисламов, телеведущий Виктор Набутов и актриса Анастасия Макеева.
ДЕТИ И ВЗРОСЛЫЕ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РАЗНЫХ КУЛЬТУР
Впервые о разрыве поколений в 1960 году всерьез заговорила американский антрополог Маргарет Мид. В работе «Взросление на Самоа», опубликованной в 1928 году, американка пришла к выводу: конфликта поколений нет. Новаторское и смелое заявление последовательница Франца Боаса объяснила так: «Проблема разрыва поколений заключается в трудностях социализации подростков в традиционном обществе».
Сторонников теории Маргарет Мид становится больше. Внушает оптимизм и то, что за последние десятилетия общество более свободно и открыто стало обсуждать проблемы взаимоотношений между родителями и детьми.
Недавний социологический опрос от «Левада-центра» показал, что общественные трансформации в сознании происходят за счет изменений в социальных институтах, а не за счет смены поколений. Следовательно, приходят к выводу социологи, разрыва поколений не существует.
Виктор Набутов:
— У всех поколений ценности одинаковые! А вот восприятие жизни разное! Поймите, современное поколение живет в технологичном мире. У нас больше возможностей, больше соблазнов. Мы не торопимся заводить семью. А старшему поколению это непонятно, поэтому и происходит столкновение интересов. Более того, мой брат младше меня на 10 лет — и мы просто две разные планеты! Нынешние дети вместо того чтобы играть в футбол на поле, играют в футбол на компьютерах. А люди старшего поколения, напротив, практически во всем консервативны.
12 ДЕТЕЙ И 36 ВНУКОВ
Московский священник Александр Ильяшенко в вопросах семейного воспитания и преемственности поколений — знаток, каких поискать. По современным меркам, семья батюшки Александра не просто большая, а огромная.
— Если семья многодетная, то в первую очередь нужно научиться разрешать конфликты. Старшие дети должны помогать родителям, опекать младших братьев и сестер.
А в целом мы с матушкой стремились в каждом из чад прежде всего воспитать сильную нравственную личность.
— Часто родители не знакомы с элементарными приемами воспитания, — продолжает протоиерей. — Для себя я давно сложил несколько правил. Например, не следует повышать на детей голос.
Если не сдержался — считай проиграл. Уважительный и доброжелательный тон нужно стремиться сохранять в любом случае! Тем самым мы воспитываем в детях человеческое достоинство. Вообще нет нужды ничего выдумывать — нужно просто возвращаться к драгоценным семейным традициям, которыми в России люди жили веками.
Анастасия Макеева:
— Тратить драгоценное время на ссоры просто глупо. А вот моя мама стала мне другом. Это вызывает у меня желание позвонить ей и посоветоваться почти в любой ситуации. Так что учитесь дружить со своими родителями, ведь потом такой возможности может уже и не быть.
Сергей Нурисламов: В рамках круглого стола «Вечерки» конкретные шаги по пути воспитания подрастающего поколения предложил практикующий врач-психотерапевт Сергей Нурисламов.
— Сегодня в сто лице действуют 20 лицеев православной духовной культуры. Столько же лицеев мусульманской культуры. Для населения Москвы, насчитывающего более 15 миллионов человек, это не много. Но ответственному родителю и этого достаточно. Если мы не начнем контролировать воспитание и образование наших детей, то конфликт поколений неминуем.
В справедливости выводов эксперта корреспондент «ВМ» убедилась лично, став очевидцем следующей сцены.
...Воскресная трапеза на приходе православного храма на улице N. Неспешную беседу прихожан нарушает падающая с треском на каменный пол тарелка овсяной каши.
Малыш Григорий, пяти лет от роду, радостно повизгивая, сползает вниз и принимается втирать в пол однородную массу. Матушка София, не нарушая благостную атмосферу воскресной трапезы, обращается к отпрыску:
— Гриня, ты — хороший, но поступок твой — плохой.
Ребенок на минуту задумывается, затем выдает:
— Маменька, вы только папеньке не говорите! Не огорчайте его!
«Маменька, а можно?.. Папенька, позвольте...» Непривычное на слух почтительное обращение к старшим сохранилось в семьях московских священнослужителей.
Валерий Исакбаев:
— Если ребенок вырос в неполной семье, у него нет представления о том, что такое семья. Придерживаюсь четкой позиции: в нашей дискуссии тема разрыва поколений преувеличена. Давайте разберемся, что такое разрыв! В первую очередь это непонимание между поколениями. В российском обществе этого непонимания, к счастью, не наблюдается.
— Но не стоит забывать, — продолжает Исакбаев, — дети берут с нас пример. Хотите уберечь своего ребенка от курения — не курите. Став старше, он сам сделает выбор в пользу книги или наркотиков.
С мнением эксперта нельзя не согласиться. Еще известный советский педагог Антон Семенович Макаренко, к опыту которого, наверное, обратится не одно поколение, в начале прошлого столетия писал: «Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение».
КАК ВЫХОДЯТ ЗАМУЖ ЕВРЕЙКИ
Прогуливаясь этим летом по курортному городу Нетании, что на севере Израиля, корреспондент «ВМ» забрела в район, где проживают евреи традиционного уклада.
Полдень. Столбик термометра давно перевалил за тридцать градусов. Но даже обжигающее июльское солнце журналистскому любопытству не помеха. На горизонте показалась школа. Во дворе резвились дети.
Под тенью старого дуба три девочки играли в детскую дворовую игру — резиночку, попеременно обращаясь друг к другу по именам: Гавриэла, Яффа, Эфрат... Несмотря на жару и зной, из-под длинных черных платьев выглядывали тоненькие ножки, обтянутые плотными колготками. Вопрос: «Почему еврейских детей в жару заставляют носить колготки?» — вернувшись в отель, корреспондент задала метрдотелю, 54-летнему Александру Шнапу. Уроженец Ростова-на-Дону, женился на еврейке и переехал жить в Израиль в начале 90-х. Будучи превосходным рассказчиком, получил от туристов прозвище Репортер Израиля. Так было и на этот раз. Коллега-журналист достал из шкатулки очередную историю.
— В традиционных еврейских семьях никогда так остро, как в России, не стояла проблема разрыва поколений, — начал свой рассказ метрдотель. — Приведу пример: на днях мне позвонила из Москвы чем-то очень обеспокоенная родная сестра. Оказалось, что ее 29-летний сын Борис, виолончелист Московской филармонии, надумал жениться. Но знакомить будущую невестку и свекровь напрочь отказался. «Это не твое дело. В советах не нуждаюсь», — отрезал мой племянничек. Вот так, значит: заявление в ЗАГС подал, а познакомить половинку с родителями ему невдомек... Вот он, ваш пресловутый разрыв поколений.
— Другое дело — традиции, — продолжает метрдотель. — Женитьбе евреев предшествует целая церемониальная история. Сначала в присутствии родителей молодые знакомятся друг с другом. Затем, если приглянулись, встречаются второй раз тет-а-тет. На третье свидание парень ведет девушку не в бар, а к раввину — брать благословение на свадьбу.
И наконец, апофеоз любовной истории — хупа. На все про все уходит меньше месяца. К слову, — многозначительно добавил метрдотель,— разводы среди евреев — большая редкость. Следующая участница круглого стола была настроена оптимистичнее других.
Людмила Дидур:
— Среди моих выпускников успешных состоявшихся людей хватает. Большинство ребят довольно рано обзавелись семьями, родили детей. Одному из моих учеников даже прочили карьеру президента России. Но у него родился сын — выбор он сделал в пользу жены и ребенка... Рецепт счастья прост: нужно искать друг в друге гармонию.
НОСТАЛЬГИЯ ПО СССР В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ. НАЗАД В ПРОШЛОЕ
«А мы в детстве с горки на пакетах и линолеуме катались, и у нас были варежки на резинке. Мы ходили за хлебом, приносили обгрызанный батон и строили шалаши в комнатах из стульев и одеял. Наше детство было лучшее...»
«Кто-то верит в разрыв поколений? Лично я — нет! Подумаешь, писала от руки бабушка дедушке письма в армию, а мне стоит взять в руки мобильный телефон — и дело в шляпе. Ну и что, что папа слушал в молодости Земфиру, а я... Постойте-ка, я ведь тоже ее слушаю».
Гуляя по мировой паутине, нет-нет да и наткнешься на живые дискуссии на тему «как нам хорошо жилось в СССР», «наши дети утратили романтизм, присущий нам — советской молодежи...» Конфликт поколений волновал и продолжает волновать современное общество.
А значит, гости сетевого вещания «Вечерней Москвы» обсудить проблему отцов и детей приходят далеко не в последний раз. Подводя итог нашей многочасовой беседы, в первую очередь хочется отметить, что все без исключения участники дискуссии понятие «разрыв поколений» связывают с семейными ценностями. А значит, в сознании нашего, российского человека по-прежнему главенствуют ценности традиционные, которые передавались от отца к сыну на протяжении нескольких столетий. Нельзя не сказать и о том, что именно сегодня нас как никогда взволновала эта тема. Не потому ли, что такое явление, как «разрыв поколений», возможно только в динамично меняющейся стране, коей сегодня является Россия?
МЫ – ПОКОЛЕНИЕ КНИГИ, ОНИ – ГАДЖЕТОВ И ПОПСЫ
Евгений Жаринов, писатель:
- Когда люди говорят, что разрыва поколений нет, они выдают желаемое за действительное. Мы, рожденные в 50–60-е годы XX века, были поколением книги. Именно книга была единственным источником информации. Сейчас мы живем в эпоху гибели книжной цивилизации. Современные молодые люди, которые не расстаются с гаджетами, смотрят один фильм за другим, воспринимают информацию через картинку. Наше поколение воспитывалось на музыке «Пинк Флойд», «Битлз». Нынешняя молодежь — на попсе. Будет ошибкой не вспомнить о таком понятии, как «историческая память». Для семнадцатилетнего человека память о войне может быть живой? Конечно, нет. Великая Отечественная война от молодого поколения так же далека, как Куликовская битва. Историческая память со временем выветривается.
Михаил Черныш, вице-президент Российского общества социологов:
-Какой из конфликтов волнует наше общество? Результаты социологического исследования показали, что из возможных конфликтов определенное напряжение вызывает различие в уровне благополучия. Напротив, возрастной конфликт оказался наименее значимым. Есть различия в мировоззрении и ценностях. Молодежь смотрит на вещи прагматично, а старшее поколение на них обижается: «Молодежь пошла не та... Работать не любит... Ориентирована на деньги…»
Владимир Микушевич, философ:
- Поколения по смыслу связаны между собой. Но принципиальное различие между поколениями все же есть, иначе они не были бы таковыми. Молодое поколение старше старшего поколения. Об этом интересном парадоксе писал русский поэт Михаил Лермонтов: «Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом». Молодежь наследует генетически опыт предыдущих поколений. В этом смысле молодое поколение старше нас. Старшие часто жалуются, что молодежь не хочет придерживаться традиционных ценностей. Это неверно. Дело в том, что у молодежи функционально другой подход к ценностям.
Во-первых, старшие получали образование в эпоху, когда ценилось равенство. Сейчас, напротив, в почете индивидуальность. Сегодня наступило время для смены формации человека. Если традиционно человек принадлежал к гомо сапиенс, то теперь я бы определил современного человека как гомо информатус — человек информированный. Надо признать, у молодежи много проблем. Одна из главных — невостребованность молодежи. Этой проблеме не уделяется должное внимание — отсюда трудности. Нужно менять отношение к молодежи.
ЦИФРА
50 процентов молодежи (лиц до 30 лет) в России окончили высшие учебные заведения. Среди лиц старшего возраста дипломы об окончании вузов у 30%. 20 лет назад лишь 25% всего населения России составляли образованную элиту.