Audi, BMW и Honda - самые перепродаваемые машины на российском рынке. Именно они в процессе своей жизни меняют наибольшее число владельцев, подсчитали аналитики "Авито". Lada оказалась на десятой строчке рейтинга, но опережает всех по общей доле на вторичном рынке. При этом средний срок владения новым автомобилем растёт - в этом году он увеличился с 73 до 75 месяцев. Эта тенденция в дальнейшем усилится на фоне медленного восстановления доходов населения и роста цен на новые машины, считают эксперты.
В стране чаще всего меняют владельцев автомобили марок Audi, BMW и Honda, следует из обзора "Авито Авто", с которым ознакомились "Известия". 39% Audi, проданных с начала года на вторичном рынке, судя по записям в ПТС, сменили как минимум четвёртого хозяина. У BMW четыре и более владельцев при продаже машины было указано в 38% случаев, у Honda - в 33%.
За ними следуют Mercedes-Benz, Mitsubishi, Mazda, Opel, Peugeot и Volkswagen. Lada оказалась на десятой позиции рейтинга. У 24% проданных с начала года на вторичном рынке автомобилей "АвтоВАЗа" в паспорте технического средства (ПТС) было указано более трёх владельцев и лишь в 19% случаев один.
Реже в процессе эксплуатации расстаются с марками Skoda, Renault и Kia. У этих производителей в 2019 году аналитики "Авито" зафиксировали меньше всего продаж, где в ПТС было свыше трёх владельцев.
В данном случае нужно принимать во внимание возраст автомобиля - машины, сменившие четырёх и более владельцев, вероятнее всего, уже достаточно старые, считает аналитик "Финама" Алексей Калачёв. Живучесть немецких марок он объясняет их надёжностью и высокой остаточной стоимостью в сравнении с моделями массового сегмента. Это позволяет просить хорошую цену даже за машину с приличным пробегом, возраст которой больше 5-7 лет.
- Что касается машин Волжского автозавода, то они, возможно, менее надёжны, чем "немцы". Но зато просты в эксплуатации и ремонте, а запчасти стоят копейки, - добавил эксперт.
Он также обратил внимание, что именно отечественные автомобили доминируют на российском рынке в целом - по количеству как новых машин, так и подержанных.
Lada - самая массовая марка среди б/у машин, подтверждают в аналитическом агентстве "Автостат". На её долю в октябре пришлась примерно четверть от общего количества сделок купли-продажи- 131,5 тыс. из 527 тыс.
Чаще всего автомобили меняют владельцев в Омске и Новосибирске, говорится в обзоре "Авито". В этих городах у 32 и 31% машин соответственно при продаже указано четыре владельца и более. За ними следуют Красноярск и Челябинск (по 25% рынка вторичных легковушек), Екатеринбург, Ульяновск,
Тюмень и Краснодар (по 23%). При этом свежие машины - с одним владельцем в ПТС - чаще всего в этом году продавали в Тольятти: 38% от общего количества сделок.
В целом по России у каждой пятой проданной с начала года подержанной машины в ПТС был указан всего один владелец - в основном это Lada Granta, Hyundai Solaris и Kia Rio. У 27% легковых автомобилей с пробегом - два владельца в ПТС, у 30%-три, у 22%-четыре и более.
ДОЛГИЙ ПУТЬ
В октябре продажи легковых автомобилей с пробегом выросли на 2% к аналогичному месяцу прошлого года -до 526,7 тыс. штук. За десять месяцев этого года они почти не изменились - 4,48 млн единиц, свидетельствуют данные "Автостата". При этом средний срок владения машиной в стране растёт: по состоянию на лето нынешнего года он равнялся 75 месяцам против 73 на конец 2018-го. То есть владельцы неохотно расстаются с новым автомобилем возрастом до шести лет.
- Тенденция по увеличению срока владения автомобилем в 2020-2021 годах продолжится прежде всего потому, что доходы населения не поспевают за ростом цен на машины, - сказал "Известиям" гендиректор "Автостата" Сергей Целиков. По его словам, с 2014-го средняя цена новой легковушки в России выросла на 75%.
Люди реже используют автомобили в мегаполисах на фоне развития общественного транспорта, услуг такси, каршеринга, сказал "Известиям" автоэксперт, партнёр E&Y Андрей Томышев. Такая тенденция связана с тем, что доходы населения растут очень медленно, а стоимость владения машиной продолжает расти, добавил он.
В России на ноябрь средняя цена подержанного автомобиля, у которого был один владелец, составляет около 575 тыс. рублей. А машина, сменившая более трёх владельцев, на 62% дешевле - 216 тыс. рублей, следует из данных "Авито".
Сегодня в стране большая часть сделок по продаже автомобилей с пробегом происходит между физлицами, через официальных дилеров продаётся всего около 15%, говорил ранее "Известиям" глава Российской ассоциации автодилеров Олег Мосеев. Но эта доля, по его словам, с каждым годом растёт. Перепродавать машины с пробегом выгодно, поскольку маржа на них выше, а спрос более стабильный, чем на новые.
В следующем году стоит ожидать падения продаж новых легковых автомобилей ещё на 5-10%, полагает Сергей Целиков. Рынок бэушных автомобилей, по его прогнозам, будет выглядеть чуть лучше -продажи сохранятся примерно на уровне 2019-го.