Год назад крушение малайзийского «Боинга» под Донецком унесло жизни 298 человек. Трагедия еще больше осложнила отношения России с Западом, вокруг расследования, кто сбил самолет, развернулась информационная война. Эти и другие последствия катастрофы — в подборке РБК.
Пассажирский Boeing 777 Malaysia Airlines, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, упал недалеко от Донецка 17 июля 2014 года. Первая реакция международных лидеров на крушение была достаточно сдержанной. Но по мере того как публиковались подробности катастрофы, главенствующей на Западе стала точка зрения, согласно которой лайнер был сбит ополченцами Донбасса из ЗРК «Бук», поставленного Россией.
В конце июля прошлого года Евросоюз и США ввели секторальные санкции против российской экономики. Госбанкам, включая ВТБ и Сбербанк, был ограничен доступ к долгосрочному финансированию, иностранцы заморозили совместные проекты с российскими нефтяными компаниями и т.д. В конце июня 2015-го ЕС продлил действие санкций до 31 января 2016 года, ограничения со стороны Штатов являются бессрочными.
Кадровые перестановки в ДНР и ЛНР
В течение нескольких недель после падения самолета лидеры ополченцев ушли в отставку. Глава правительства непризнанной Донецкой народной республики (ДНР) Александр Бородай оставил должность 7 августа.
Он объяснил свой шаг тем, что приходил как кризисный менеджер и его миссия завершена. «Теперь ДНР — настоящее государство. Она обладает правительством, вооруженными силами. Республика стала субъектом международного права», — заявил Бородай.
Вечером 17 июля в социальной сети «ВКонтакте» администраторы группы, публиковавшие военные сводки от имени Стрелкова, сообщили, что ополченцы «только что в районе Тореза сбили Ан-26». Впоследствии сообщение было удалено. Сам министр обороны подал в отставку 14 августа, через неделю после Бородая. Осенью он заявил, что его уход с должности был связан со ставкой на мирное урегулирование, в связи с чем его «пребывание было признано нецелесообразным».
Информационная война версий
В то время как западные СМИ придерживались версии о том, что Boeing был сбит ополченцами ракетой из зенитного комплекса, который им предоставила Россия, в российских медиа появлялись самые разные подробности на этот счет, вплоть до самых конспирологических.
Одной из официальных версий российского руководства (ее, в частности, придерживается Следственный комитет России) стало предположение о том, что Boeing был сбит самолетом Су-25 ВВС Украины с помощью ракеты класса «воздух-воздух». О возможной причастности украинских военных впервые сообщил телеканал RT (бывший Russia Today) со ссылкой на сообщение в Twitter некоего испанского диспетчера Карлоса, который якобы работал в киевском аэропорту Борисполь. «Военные самолеты пролетали рядом с 777 за три минуты перед тем, как он исчез с радаров, всего три минуты», — процитировал телеканал.
Впоследствии эту версию подхватили другие российские СМИ, однако в госкомпании «Украэрорух» опровергли существование такого сотрудника, более того, закон запрещает лицам, не имеющим украинского гражданства, работать в авиационных службах. Twitter-аккаунт «Карлоса» (@spainbuca) был вскоре заблокирован, и никому из журналистов не удалось с ним связаться. «Новая газета» отмечает, что впервые загадочный испанский диспетчер появился в информационном поле на сайте Russia Today 9 мая 2014‑го, где на фоне фотографии с закрытым лицом рассказывалось, как диспетчеру-иностранцу угрожают в Киеве за его антиукраинскую позицию.
Одна из самых невероятных версий, которую выдвинул тогдашний министр обороны ДНР Игорь Стрелков (его мнение опубликовал портал «Русская весна» и перепечатал сайт «Вести.ru»), состояла в том, что пассажиры самолета были мертвы еще до его падения. Он ссылался на очевидцев, которые отметили, что тела погибших были «несвежие» — как будто люди погибли за несколько дней до этого, а среди обломков было обнаружено большое количество медикаментов и «сыворотки крови».
Возникновение частных расследовательских групп
Поиски истинной причины катастрофы Boeing увлекли блогеров во всем мире — любительские расследования стали настоящим бумом. Выделяется группа «детективов-любителей» Bellingcat, проводящая наиболее полную и дотошную работу по выяснению всех обстоятельств гибели самолета.
В начале июня Bellingcat обвинил Министерство обороны РФ в использовании поддельных снимков. По мнению исследователей, снимки российских военных, датированные 14 и 17 июля 2014 года, на которых виден украинский «Бук», были сделаны как минимум на месяц раньше. Концерн «Алмаз-Антей» использовал фото в своей презентации, доказывающей, что Boeing мог быть сбитым ракетой лишь устаревшей модицификации «Бука», которая есть на вооружении украинских военных. «Алмаз-Антей» опроверг это обвинение, отметив, что были использованы только материалы, предоставленные голландской стороной по итогам предварительного расследования катастрофы.
Крах и реструктуризация Malaysia Airlines
Для малайзийской авиакомпании Malaysia Airlines, которой принадлежал упавший под Донецком Boeing 777, катастрофа стала последней каплей. Национальный перевозчик Малайзии в течение нескольких лет был убыточен, а исчезновение в марте 2014‑го самолета над Южно-Китайским морем и затем крушение на Украине привели компанию на грань финансовой катастрофы.
В своем последнем финансовом отчете перед делистингом на бирже — по итогам третьего квартала 2014‑го — Malaysia Airlines зафиксировала убыток в размере 576 млн ринггит (около $157 млн) — самый большой квартальный минус с 2011 года.
На реорганизацию авиакомпании суверенный фонд Малайзии Khazanah Nasional Bhd, национализировавший ее в декабре 2014‑го, планирует потратить $1,66 млрд. В качестве кризис-менеджеров пригласили иностранцев: немец Кристоф Мюллер, имеющий опыт «возвращения к жизни» ирландской авиакомпании Aer Lingus, стал исполнительным директором, а Питер Белью из ирландского лоукостера Ryanair — операционным директором.
Попытки реформы системы оповещения о рисках для полетов
Одним из главных остается вопрос, почему самолет малайзийских авиалиний выполнял рейс над зоной боевых действий. Формально Boeing летел выше отметки 9,8 тыс. м, ниже которой украинское воздушное пространство было закрыто накануне катастрофы, но это не помогло избежать крушения. Полностью закрыть небо может только страна, если этого не произошло, авиакомпании принимают решение — лететь над возможно опасной территорией или нет — самостоятельно, часто выбирая риск вместо дополнительных расходов на топливо для облета.
Спустя неделю после падения самолета Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) и Международная организация гражданской авиации при ООН (ICAO) объявили о создании рабочей группы, которая должна была разработать новые правила по координации и обмену информацией о рискованности полетов над конфликтными зонами. Результатом нескольких встреч группы стало создание в апреле 2015 года базы данных на сайте ICAO, куда представители авиационных властей могут вносить информацию о рискованных для полетов зон.
Так, по Украине сейчас доступен украинский NOTAM (notice to airmen — уведомление для авиаторов) о закрытии неба над восточной частью страны и Крымом. Также в базе содержится запрет США на полеты американских авиакомпаний (национальный авиарегулятор также может запретить компаниям летать над определенными зонами) над этими территориями до конца 2016 года и запрет Франции на полеты над всей украинской территорией до 17 июля 2016‑го.
Активизация международного правосудия
Необходимость расследования причин катастрофы и наказания виновных оживила дискуссии о формах осуществления международного правосудия. Малайзия, Австралия, Нидерланды, Бельгия и Украина 14 июля обратились в Совет Безопасности ООН с просьбой о создании международного уголовного трибунала. Как говорится в сообщении Министерства иностранных дел Австралии, он должен «стать лучшим способом осуществления правосудия».
Помешать созданию международного трибунала может Россия, обладающая правом вето в Совбезе ООН. Москва уже заявила, что считает трибунал «неадекватным механизмом» для определения и наказания виновных в катастрофе.
В случае отказа Совбеза ООН удовлетворить прошение Малайзия и другие страны могут обратиться в Генассамблею ООН, которая является высшим органом в этой международной организации, с повторной просьбой.