Как стало известно "Ъ", политика государства по предоставлению преференций российским товарам и поставщикам при закупках госкомпаний столкнулась с неожиданной проблемой. Указания Белого дома закупать отечественное рассылались по госкомпаниям в виде директив, но такие документы ни Федеральная антимонопольная служба (ФАС), ни суды не признают официальными актами правительства. Это может приводить к отмене закупок из-за незаконной дискриминации иностранных поставщиков, и в такую ситуацию уже попала "Транснефть".
"Ъ" удалось ознакомиться с письмом, которое глава "Транснефти" Николай Токарев направил первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Топ-менеджер просит "разъяснить возможность исполнения директив" от 17 июля и 24 ноября 2014 года в соответствии с законом о закупках (223-ФЗ). Согласно этим директивам, подписанным господином Шуваловым, "Транснефть" закрепила в своем положении о закупках преимущественное право закупок товаров (металлопродукция, сельхоз- и автотехника и др.) у российских поставщиков, кроме случаев, когда такая продукция не производится в РФ. Но, следует из письма господина Токарева, ФАС и суды сочли, что такая трактовка противоречит закону.
В конце декабря 2015 года "Транснефть—Верхняя Волга" проводила тендер на 25 млн руб. на поставку фланцев (деталь для соединения труб), но итоги тендера были оспорены в УФАС по Нижегородской области ООО "ДМ-Консалтинг" (по данным базы СПАРК, занимается деятельностью в области права), которое само не участвовало в закупке. Рассмотрев жалобу, УФАС сочло, что структура "Транснефти" неправомерно предоставила преимущество российским товарам, что противоречит в том числе нормам ВТО. Также в УФАС указали, что по 223-ФЗ правительство вправе установить приоритет на товары российского производства, но соответствующий нормативный акт не был издан, директивы же таким актом не являются. "Транснефть" пыталась оспорить это решение в суде, но областной арбитраж встал на сторону ФАС. Представитель секретариата Игоря Шувалова сообщил "Ъ", что письмо "Транснефти" поступило в аппарат правительства и находится в проработке. В "Транснефти" отказались комментировать служебную переписку.
Правительство в последние годы на фоне санкций США и ЕС старается сократить зависимость от импорта, в том числе в ключевом нефтегазовом секторе. Пока что Белый дом согласовал перечень из 139 видов товаров, закупки которых не могут производиться за пределами РФ без согласования с комиссией по импортозамещению. Но речь идет только о существенных закупках в рамках крупных проектов — общая стоимость продукции одного вида в рамках проекта должна быть не ниже 150 млн руб. Сложность согласований подобных мер на уровне правительства приводит к тому, что Белый дом пытается давать директивы отдельным госкомпаниям, которые лучше подготовлены к закупкам отечественных товаров: так, Николай Токарев утверждал, что уже с 2014 года 90% закупок "Транснефти" — это отечественное оборудование, а в намерениях компании к 2019 году довести этот показатель до 97%. Как сообщил "Ъ" глава департамента развития секторов экономики Минэкономики Александр Масленников, перечня товаров, которые госкомпании обязаны закупать у российских поставщиков, нет (такой перечень правительство ранее утвердило лишь для госзакупок по закону 44-ФЗ). Но практика разработки по поручению правительства директивы с соответствующим перечнем не противоречит действующему законодательству, считает он.
В нефтегазовых госкомпаниях отказались комментировать, сталкивались ли они с теми же проблемами, что и "Транснефть". В "Россетях" заявили, что у компании "возникали ситуации, когда директивы не были подкреплены правительственными актами, но о нарушении закона компания не может говорить в данном случае".
Гендиректор юридической компании "НП-Эдвайс" Наталья Пантюхина говорит, что директивы первого вице-премьера являются лишь письмами должностного лица и норму права не могут содержать в принципе. "УФАС правильно посчитало, что конкуренция нарушается — и ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле, базовый документ ВТО.— "Ъ"), и закон "О защите конкуренции" устанавливают точно такие же требования к закупкам,— отмечает юрист.— В данном случае "Транснефти" необходимо работать по-другому: если они получат те же самые директивы, но уже в форме правительственного акта — например, распоряжения, тогда компания сможет предоставлять отечественным компаниям преференции". Пока же, по мнению госпожи Пантюхиной, исполнение директив остается "на совести "Транснефти"", а позиция компании в аналогичных спорах с антимонопольным органом невыигрышна. По мнению Виталия Крюкова из Small letters, хотя проблема "Транснефти" выглядит технической, она имеет существенное значение для других госкомпаний, от которых правительство также требует импортозамещения.