Если театр начинается с вешалки, то спектакль – определенно здесь, в художественных мастерских, где изготавливают декорации. Другое дело, что гардероб – место публичное, а сюда посторонних не пускают. В Малом театре сделали исключение – пригласили журналистов, чтобы показать работу слесарей, сварщиков, столяров, художников и других служителей сцены, которые после спектакля никогда не выходят к зрителям на поклон.
В апреле в Государственном академическом Малом театре состоится премьера спектакля «Женитьба Бальзаминова». Режиссер – Алексей Дубровский. Когда-то он дважды становился лауреатом национальной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль». Наград удостоились «Дама с собачкой» и «Скрипка Ротшильда», которые поставил Кама Гинкас.
«Женитьба Бальзаминова» для Алексея Дубровского четвертая постановка на сцене Малого театра. До этого были «Метель», «Физики» и бессмертные гоголевские «Мертвые души». В апрельской премьере заняты народные и заслуженные артисты России – Ирина Муравьева, Людмила Полякова, Светлана Аманова, Людмила Титова, Владимир Носик, Виктор Низовой.
Очевидно, что успех любого спектакля определяют не только режиссер и звездный актерский состав, но и художник-постановщик. Его талант создает на сцене место действия, переносит зрителя в пространстве и времени. Декорации и костюмы для «Женитьбы Бальзаминова» рисовала Мария Утробина. Как художник-сценограф сегодня она востребована на рынке. В ее активе несколько десятков спектаклей, поставленных на сценах разных театров. К возможности работать с Малым театром у Марии отношение особое, почти трепетное. «Сейчас очень многое при создании декораций переводится на цифру – 3D-печать, печать на ткани… Это ускоряет и удешевляет процесс. А мне не хватает именно ручной работы. В Малом театре, к счастью, не утратили мастерства делать декорации руками. Поэтому я его обожаю», – говорит она.
За спиной Марии рабочие монтируют декорацию – фасад купеческого дома. Легко угадывается характерный для Москвы 1860-х архитектурный стиль. Точность в передаче мелочей важна и для актеров, и для зрителей. Драматург Александр Островский, как известно, местом действия своей пьесы выбрал Китай-город. По тем же улочкам при желании хоть сейчас можно прогуляться и даже найти старинные дома, которые когда-то видел автор «Женитьбы Бальзаминова».
Вопрос художнику-постановщику: как она решает задачу, переносит на театральную сцену здания и целые городские улицы? Читаю пьесу, набрасываю на бумаге рисунки – свои первые впечатления, ощущения и ассоциации, объясняет Мария. Следующий этап – обмен мнениями с режиссером. После чего возвращение к тексту, прочтение его, исходя из замысла спектакля. В итоге перечитывать пьесу приходится по 6–7 раз, прежде чем могут возникнуть собственные идеи, признается собеседница «Профиля». Впрочем, этим подготовительная работа художника-постановщика над эскизами декораций не ограничивается.
Мария взяла за правило просматривать живописные альбомы, относящиеся к той эпохе, а также знакомиться с творчеством коллег, которые в разные годы создавали декорации и костюмы для того или иного спектакля. Опыт и находки предшественников очень важны. Они обогащают. Все это нужно не для заимствований или подражания, все равно не повторюсь, объясняет она.
Разговор с прекрасного и вечного переходит на материальное. Мария подтверждает догадку о том, где прерывают полет многие смелые идеи художника-сценографа. Это место – бухгалтерия. Тут все понятно. Бюджет любого спектакля на костюмы и декорации по определению небезграничен, и далеко не все творческие замыслы в реальности можно воплотить.
Впрочем, примерно на те же проблемы наверняка готовы посетовать и режиссеры-постановщики. Так что аппетиты при работе над спектаклем всем приходится умерять, иногда финансирование секвестируют чуть ли не на треть. Альтернатива для художника и мастеров-декораторов стандартная – более дешевые аналоги дорогих материалов. Или технологии, как поступили с задником (фоновым занавесом с нанесенным перспективным изображением) спектакля «Женитьба Бальзаминова». Огромную картину нарисовали не вручную, а методом печати. Это облегчило производственный процесс, и изготовили быстрее.
Буквально все статьи экономии и в каких случаях компромиссами не обойтись, знает художник-технолог Людмила Марьянова. Она взяла на себя роль экскурсовода, познакомившего журналистов с работой декораторов художественных мастерских Малого театра. В них пять цехов – столярный, слесарный, бутафорский, живописи и мягких декораций. Численность сотрудников – около 40 человек. «Люди у нас опытные, многие работают поколениями. Так что династии бывают не только актерские. Пример – столяр высшей категории Алексей Кошелев. В мастерских когда-то трудились его дед и отец», – рассказывает Людмила Марьянова.
Создание декораций для спектакля, после того как готовы эскизы, начинается с макета. Дом, интерьер комнаты, лес, сад, отдельные деревья и т. д. предварительно изготавливают в миниатюре. С цехами обсуждают, что из чего будет сделано, потом заказы разбирают в работу узкие специалисты.
Прежде чем декорации отправить в театр, их обязательно собирают и проверяют на монтировочной площадке. Для тестов все предусмотрено. Например, штанкетное оборудование сцены, предназначенное для того, чтобы поднимать и опускать кулисы, задник и т. п., здесь такое же, как в Малом театре. Однако размеры помещения не позволяют в полной мере оценить большие декорации. Взять задник «Женитьбы Бальзаминова». Вблизи картина леса одна, вроде бы и не впечатляет, но из зрительного зала она будет выглядеть по-другому, объясняет Людмила Марьянова.
Некоторые спектакли остаются в репертуаре Малого театра десятилетиями. Когда их перестают играть, то декорации и костюмы отправляют на хранение. Через какое-то время все подлежит списанию. Крупные декорации разбирают, а вот у задников, тем более рукописных, все-таки есть шанс остаться для истории.
И где-то в укромных местах театральных подвалов по всех стране, возможно, складированы дворянские гнезда, вишневые сады и бальные залы вековой давности. Использовать их в других спектаклях не позволяет авторское право. По закону декорации для спектакля – интеллектуальная собственность художника-постановщика.