Эксперты агентства InterMedia представили масштабное исследование «Экономика культуры РФ 2018–2023». По каким направлениям виден рост, а где обороты снизились — в материале «Культуры».
Главный вывод работы — оптимистичный и состоит в том, что экономика сферы культуры практически восстановилась до доковидного уровня. По итогам 2022 года общий финансовый оборот сферы культуры в России составил 4424,6 млрд рублей. За пять лет с допандемийного 2018 года рост составил 33,9%. Эксперты InterMedia предполагают, что по итогам 2023 года оборот культурных индустрий составит 4723,7 млрд рублей, что на 6,8% выше, чем в 2022 году.
Заметно выросло бюджетное финансирование, возможно, именно оно и позволило отрасли восстановиться. Больше всего за этот срок выросли поступления из бюджетов всех уровней — на 47,1% (с 589,8 млрд до 867,8 млрд рублей). Доходы от коммерческой деятельности выросли не так значительно — на 31% (с 2714,5 млрд до 3556,8 млрд рублей). Это неудивительно, учитывая, что за прошедшие пять лет предпринимателей затронула и пандемия коронавируса, и специальная военная операция на Украине.
Глава ИА InterMedia Евгений Сафронов говорит в интервью с «Культурой», что испокон веков элиты общества, ставящие целью его развитие, вкладывались в культуру.
— В СССР уже с 1920-х возводилась беспрецедентная по масштабу система учреждений культуры, какой не знал мир. С 1950-х эта система оказалась в кризисе, а в 1980-х ее начали разрушать. Однако устойчивость системы оказалась феноменальной, и сейчас мы наблюдаем ее быстрое восстановление. Справедливости ради заметим, что бюджетное финансирование культуры заметно растет, но все же составляет лишь доли процента ВВП. Опыт развитых стран показывает, что для опережающего развития этого недостаточно. Кроме того, явно назрела необходимость выработки и осуществления единой культурной политики, что повысит эффективность этих вложений, — делится собеседник.
Философ Олег Долгицкий уверяет «Культуру», что поддержка этой сферы экономики со стороны крупных институциональных игроков существует во всех странах и в нее вкладываются не только государства, но и частные корпорации, которые на этом зарабатывают.
— Западная модель финансирования не предполагает прямые дотации из бюджета, как в России, однако у них точно так же существуют политически заинтересованные контракты и заказы с централизованным распределением средств — кинематограф США, например, представлен несколькими крупнейшими корпорациями, интересы которых неотделимы от государственных: Warner Brothers, Universal, DC Films и Netflix, — заключает он.
Возвращаясь к исследованию, отметим, что самым прибыльным стал сегмент «Техника и телекоммуникации», в который вошли продажи бытового электронного и музыкального оборудования, провайдерские услуги, работа облачных сервисов. Доходы этого блока в 2022 году составили 1340,2 млрд рублей, а рост за пять лет — 47,8%. В 2023 году ожидается также рост — до 1444,7 млрд рублей.
На втором месте по прибыльности оказался «Культурный досуг», куда вошли туризм, работа домов культуры, зоопарков и видеоигры. Доходы этого блока в 2022 году составили 1152,4 млрд рублей, а рост за пять лет — 34%. В 2023 году также планируется рост — до 1191 млрд рублей. Заметим, что только эти два блока смогли преодолеть отметку в триллион рублей.
Самый быстрый рост за пять лет показал блок «Телевидение и видеосервисы». Он вырос на рекордные 59,3% — с 321,2 млрд до 511,6 млрд рублей.
Единственным сегментом, показавшим за время исследования падение, оказались «Зрелищные мероприятия». С 2018 по 2022 год финансовый оборот в этом секторе, куда вошли концерты, спектакли, шоу, кинопоказы, сократился на 7,8% — с 284,5 млрд до 262,4 млрд рублей. Евгений Сафронов считает такой результат следствием запретов на проведение зрелищных мероприятий во время пандемии. Также, по его мнению, восстановлению помешали события, связанные с СВО, в первую очередь санкции и политика международных монополий.
Однако в 2023 году произошло восстановление этого сектора в номинальных цифрах: доходы достигли, по предварительной оценке, 315,5 млрд рублей. Реальное же восстановление — с учетом инфляции — может произойти в 2024–2025 годах.
Конечно, «Культура» не могла не обратить внимания на сегмент «Издательская деятельность», который вырос за пять лет на 23,6%. Однако входящие в его состав секторы показали разнонаправленные тренды.
Так, книжная отрасль в 2022 году переломила отрицательную динамику и демонстрирует постепенный рост, который сохранился и по итогам 2023 года. По предварительным данным, в 2023 году продажи печатных, электронных и аудиокниг составили 100 млрд рублей против 99,8 млрд в 2022 году и 63,4 млрд в 2021 году.
— Печатная книга постоянно теряет позиции, а продажи электронных и аудиокниг также постоянно растут — технический прогресс не отменить. Похожим образом полтысячи лет назад красивая, но дорогая рукописная книга уступила место не такой выразительной, но доступной печатной книге. Продажи книг во всех видах ее бытования сегодня — абсолютный мировой тренд, — говорит Евгений Сафронов. Показало исследование и рост рынка нелегальных сервисов (стриминг аудио, видео и книг, торренты). За пять лет он вырос почти в два раза — с 5,2 млрд до 10 млрд рублей. При этом основной рост пришелся на последние пару лет. По прогнозам, оборот нелегальных сервисов в России по итогам 2023 года составит 12 млрд рублей, что на 71,4% выше, чем в 2021 году (7 млрд).
Экономист, социальный философ Лилия Варыгина говорит «Культуре», что вопрос о легальности и о праве собственности, в том числе интеллектуальной, в сфере последних событий может трактоваться весьма широко.
— Дело не только в изъятии наших государственных финансовых активов, хотя это вопиющее нарушение права частной собственности, но это и вымарывание русского следа в культуре в целом. Переименование «Русских танцовщиц» Дега в украинских, вывоз скифского золота из Крыма и передача прав на него киевскому режиму, вопрос о признании борща культурным наследием... Все это создает не просто почву для спекуляций, а превращает сферу цивилизованного культурного обмена в поле финансового противостояния. К тому же западные музыкальные лейблы и кинопрокатчики самостоятельно приняли решение покинуть российский рынок. То, что их место заняли теневые интересанты, только их вина, — считает она.
Философ Олег Долгицкий и вовсе считает, что в сложившейся ситуации пиратство в отношении западного контента становится «законным».
— Россия выходит из глобальной экономической модели. Если западные компании, производившие контент, заканчивают свою деятельность в стране в качестве политических акторов, то на них распространяется юрисдикция чрезвычайного положения. Это значит, что наше государство перестает финансово поддерживать эти компании, тем самым они лишаются прибыли и получают эффект контрсанкций. В рамках такой парадигмы пираты действуют в интересах России, так же как в свое время морские пираты могли выступать в интересах Великобритании, — говорит он «Культуре». Собеседник считает, что прежде чем выстраивать культурную экономику, нужно определиться с национальной идеей. Если мы четко сформулируем, что такое Россия и какова ее роль в мире, то это поможет определиться и с содержанием культуры. Сформируются этика и порядок, в рамках которых будет понятно, что такое хорошо, а что такое плохо для России. И вот уже на этом основании мы сможем выстраивать культурную экономику.
Лилия Варыгина обращает внимание на противоречие понятий культуры и экономики, поскольку результатом работы этих двух сфер являются разные по сути вещи. Финансовые рыночные показатели — с одной стороны, и предметы культуры — с другой. То, что становится предметом торга, становится и предметом спекуляции как в экономическом, так и в культурном смысле этого слова. А культура не приемлет спекуляций, она находится в поиске искренних вещей, которые бесценны.