Ракетный комплекс «Калибр» разработан на основе комплекса С-10 «Гранат» и производится ОКБ «Новатор» (Екатеринбург). Впервые был представлен в 1993 году. На базе «Калибра» созданы комплексы наземного, воздушного, надводного и подводного базирования, экспортные варианты. В 2012 году командующий Каспийской флотилией вице-адмирал Сергей Алекминский сообщил, что тактический вариант крылатой ракеты комплекса «Калибр» (3М14) может поражать береговые цели на расстоянии до 2600 км. Максимальная масса боевой части стоящих на вооружении «Калибров», по некоторым данным, достигает 500 кг. В январе 2008 года сообщалось о разработке новейшей высокоточной крылатой ракеты «Калибр-М» корабельного базирования с максимальной дальностью стрельбы более 4500 км. Первое боевое применение «Калибра» произошло в октябре 2015 года, когда корабли ВМФ РФ из акватории Каспийского моря произвели 26 пусков ракет «Калибр-НК» по 11 объектам боевиков в Сирии.
Гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета «Циркон»разработана в НПО машиностроения (Московская область). В ноябре 2018 года источник ТАСС сообщал, что в 2019 году планируется начать государственные испытания «Циркона» с морских носителей — как с надводных кораблей, так и с подводных лодок. В декабре телеканал CNBC со ссылкой на данные разведки США сообщал, что с 2015 года Россия провела пять полномасштабных испытаний «Циркона». Дальность ракеты «Циркон», согласно открытым данным, составляет около 400 км, скорость полета указывается в районе 4–6 Махов. Вес боевой части — 300–400 кг. По данным источников ТАСС, «Цирконами» должны вооружить российские атомные ракетные крейсеры «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов».
Кладбище послевоенных соглашений
Выступая 1 февраля в Вашингтоне с объявлением о выходе США из ДРСМД, госсекретарь США Майкл Помпео заявил, что режим контроля над вооружениями можно реанимировать. «Мы готовы начать новые переговоры со всеми заинтересованными странами по этим сложным вопросам, а также о продлении существующих договоров,— сообщил он.— Но учтите, что Дональд Трамп готов подписывать только те соглашения, которые отвечают потребностям США и их союзников и факт соблюдения которых можно будет проверить».
По мнению председателя президиума Совета по внешней и оборонной политике Федора Лукьянова, этот призыв услышан не будет. «В идеальном мире, конечно же, надо было бы всем сесть за стол переговоров и выработать новый, устраивающий всех режим контроля над вооружениями,— рассказал он “Ъ”.— Но в нашем реальном мире никто этих переговоров вести не будет. С Россией у США сейчас напряженные отношения, Китай вообще отказывается даже обсуждать подобную возможность, ссылаясь на несопоставимость его арсенала с американским или российским». На брифинге 2 февраля в МИД КНР его пресс-секретарь Гэн Шуан это подтвердил. «Китай выступает против многостороннего договора (о РСМД.— “Ъ”),— заявил он.— Мы считаем, что необходимо соблюдать старые договоры, а не изобретать новые».
Причину нынешнего развития событий аналитик видит в том, что «сложившийся в 1960–1980-х международный порядок умер» и за ним неизбежно последуют все сформированные в тот период институты, включая режим контроля над вооружениями. Действительно, ДНЯО, вступивший в силу в 1970 году, не подписали Индия, Пакистан, КНДР и Израиль, обладающие ядерным оружием. ДВЗЯИ так и не вступил в силу (хотя и соблюдается всеми сторонами). Исполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе 1990 года Москва окончательно приостановила в 2015 году. Из Договора по ПРО в одностороннем порядке вышли США.
Из ключевых договоров времен холодной войны относительно не скомпрометированы лишь соглашения о запрете производства и использования биологического и химического оружия. Впрочем, к выполнению Россией и ее союзниками последнего у США и ЕС есть вопросы после «дела Сергея Скрипаля» и химических атак в Сирии, в которых страны НАТО обвиняют Дамаск, а Москва и Тегеран — сирийскую оппозицию.
Помимо объективных причин гибели ДРСМД есть и субъективные. В частности, это отношение к договорам подобного рода советника по национальной безопасности США Джона Болтона. Господин Болтон — последовательный сторонник силовой дипломатии и систематический противник наложения на США каких-либо ограничений в сфере вооружений или международных отношений. Он принимал участие в выработке решения о выходе США из Договора по ПРО, разрушении рамочного соглашения США и КНДР 1994 года (прекратило действие в 2003 году), был главным сторонником выхода из Совместного всеобъемлющего плана действий по Ирану 2015 года (Вашингтон покинул его в 2018 году) и теперь добился выхода из ДРСМД. В 2014 году на страницах The Wall Street Journal он писал: «Нарушение Россией договора дает нам уникальную возможность избавиться от устаревших лимитов на ядерное оружие времен холодной войны».
Ни желания, ни денег
После подписания ДРСМД в 1987 году СССР ликвидировал 1846 ракетных комплекса, США — 846 комплексов, подавляющее большинство которых находилось в Европе. Вопрос о том, начнется ли после его денонсации новая гонка вооружений в Европе, остается ключевым для безопасности не только России и США, но и ЕС.
Европейские политики уже сделали ряд заявлений, позволяющих предположить, что возврата к ситуации времен холодной войны не будет. «Даже если мы не сможем спасти ДРСМД, это не означает, что мы должны допустить новую гонку вооружений,— заявлял 11 января глава МИД Германии Хайко Маас.— Безопасность Европы не повысится, если у нас будет размещено еще больше ядерных боеголовок». В похожем ключе высказались глава европейской дипломатии Федерика Могерини и ряд европейских официальных лиц.
Единственным, кто открыто выразил готовность разместить на своей территории ракеты, оказался президент Польши Анджей Дуда. Выступая еще 25 октября прошлого года, он заявил, что «Польша готова разместить на своей земле ракеты средней дальности». Впрочем, ранее источник “Ъ” среди депутатов Европарламента замечал, что большинство стран ЕС и НАТО выступают резко против милитаризации Европы и по линии многосторонних институтов заблокируют попытки Варшавы разместить у себя американские ракеты.
В перспективах резкого роста производства запрещенного ДРСМД оружия по истечении шестимесячного переходного периода сомневается и эксперт ПИР-Центра Андрей Баклицкий. «Во-первых, американские военные программы довольно прозрачны — ни в бюджете, ни в других официальных документах нет никаких указаний на разработку баллистических ракет средней дальности,— сообщил он “Ъ”.— США могут адаптировать к размещению на суше свои крылатые ракеты морского базирования типа Tomahawk, но я сомневаюсь, что они будут спешить. Скорее всего, нас ждет разработка новой крылатой ракеты с выходом на стадию испытаний в районе 2020 года».
Эксперт также напомнил, что нижняя палата Конгресса сейчас контролируется демократами (они перехватили контроль у республиканцев по итогам промежуточных выборов в ноябре прошлого года), которые не только не намерены давать деньги на новые военные разработки, но и планируют сократить старые. В январе бюджетное управление Конгресса США напомнило, что в следующие десять лет на модернизацию ядерных арсеналов президентом запрошено $494 млрд, а в ближайшие 30 лет — $1,2 трлн. «Я не думаю, что нам нужно потратить на это столько денег,— заявил 25 января новый глава комитета нижней палаты по вооруженным силам Адам Смит.— Я не думаю, что мы можем себе это позволить, и я не думаю, что нам это действительно необходимо».