В воскресенье в Белоруссии прошли президентские выборы — самые драматичные в истории страны. Действующему президенту Александру Лукашенко впервые противостояла объединенная оппозиция, а его главным оппонентом стала Светлана Тихановская — домохозяйка и супруга арестованного блогера Сергея Тихановского. В связи с резким ростом протестных настроений в день голосования на улицы Минска были стянуты армейские подразделения и спецтехника, интернет и мобильная связь работали с перебоями. В данные экзит-полов, свидетельствующих об убедительной победе Александра Лукашенко, оппозиция не верит и готовится к протестным акциям. «Будете нарушать — будете отвечать»,— предупредил президент Лукашенко, давая понять, что реакция власти будет жесткой.
Предельное напряжение, в котором белорусская столица жила последние дни перед президентскими выборами, ощущалось в Минске и в день голосования. К утру воскресенья список арестованных ранее белорусских оппозиционеров пополнился девятью новыми фамилиями ключевых фигур из штаба главного соперника Александра Лукашенко Светланы Тихановской.
Как сообщила ее пресс-секретарь Анна Красулина, среди задержанных уже непосредственно перед открытием избирательных участков оказались глава избирательного штаба госпожи Тихановской Мария Мороз и доверенные лица.
Из-за опасений за свою свободу в день голосования страну покинула одна из участниц объединенного штаба оппозиции, который также называют «женским трио»,— супруга не допущенного до выборов кандидата Валерия Цепкало Вероника. В воскресенье днем госпожу Цепкало заметили у посольства Белоруссии в Москве, куда она пришла проголосовать.
С нами связалась Вероника. С ее слов, она в Москве. Будет голосовать там. Мы уважаем решение Вероники, ситуация непростая. Мы считаем, каждый имеет право оценивать риски для себя самостоятельно»,— говорится в заявлении штаба не допущенного к участию в выборах и находящегося в СИЗО банкира Виктора Бабарико.
Однако и Светлана Тихановская, и глава штаба Виктора Бабарико Мария Колесникова, несмотря ни на что, остались в стране и пришли на избирательный участок вместе, обнимаясь перед камерами. Перед участком их встречали несколько десятков журналистов и толпа избирателей.
«А зачем? Я же у себя на родине!» — ответила госпожа Тихановская на вопрос “Ъ”, не собирается ли она последовать примеру Вероники Цепкало и выехать из страны после голосования. Толпа встретила ее слова аплодисментами и криками: «Молодец, Света!».
«Мы помогаем всем задержанным — из штаба (оппозиции.— “Ъ”) и не из штаба,— сообщила “Ъ” Светлана Тихановская.— Мы ищем адвокатов. Гражданское общество уже очень много для этого делает. Мы взяли ответственность за своих собственных граждан. Это, по-моему, самая главная победа нас как белорусов».
В качестве свежего примера она привела дело диджеев Кирилла Галанова и Владислава Соколовского, которые 6 августа, работая на Дне открытых дверей учреждений дополнительного образования, включили песню Виктора Цоя «Перемен требуют наши сердца…». Учитывая, что на это мероприятие пришли Светлана Тихановская, Мария Колесникова и Вероника Цепкало, после того как их митинг неожиданно отменили, в поведении диджеев правоохранительные органы усмотрели нарушение порядка, арестовав молодых людей на десять суток.
После голосования, отвечая на вопрос о том, чего она ждет от этих выборов, госпожа Тихановская ответила кратко: «Жду честного результата».
Между тем, историю про диджеев вспомнил в день голосования и Александр Лукашенко. Общаясь с журналистами на избирательном участке, он назвал их поступок «подлым».
Подробно высказался господин Лукашенко и о действиях оппозиции, а также о реакции на них правоохранительных органов и о своем личном отношении к политическим оппонентам.
Надо выполнять закон, и исчезнут всякие разговоры про репрессии. Будете нарушать — будете отвечать. И то мы еще мягко отвечали. И честно вам скажу: я всегда сдерживал правоохранителей. Они ничего не стоят, чтобы против них предпринимать какие-то репрессии»,— заявил о своих оппонентах Александр Лукашенко.
Весьма уничижительно он высказался и лично о Светлане Тихановской. «Я не считаю этого человека главным конкурентом. Это вы сделали ее главным конкурентом, и она искренне признается в том, что не понимает, куда попала и что делать»,— заявил господин Лукашенко, обращаясь к журналистам. «Что это за программа — проведем нечестные выборы, победим в нечестных выборах, потом выпустим политических, экономических преступников, наркоманов, уголовников… Выпустим, а потом проведем честные выборы. Объясните, что это такое?» — недоумевал он.
Высказывания Александра Лукашенко и прозвучавшие предупреждения о недопустимости новых выступлений подвели итоги первого раунда противостояния властей и оппозиции.
Вечером в субботу, накануне голосования, центральные улицы Минска — Немига, Якуба Коласа и проспект Независимости — утонули в гуле автомобильных клаксонов. Из окон машин высовывались руки в белых браслетах, которые призвала носить оппозиция, чтобы сделать число противников власти наглядным. Милиция пыталась задерживать водителей за сигналы без веской причины, но те особенно не переживали по этому поводу.
Корреспондент “Ъ” стала свидетелем того, как одна женщина, пока ей выписывали протокол, продолжала демонстрировать всем знак победы V и сочувствующие прохожие тут же скинулись ей на штраф.
Однако уже утром в воскресенье в самом Минске и вокруг него автомобили сторонников оппозиции сменили армейские джипы, в которых сидели люди в балаклавах.
При этом интернет, через который оппозиционеры могли координировать свои действия, внезапно стал работать с перебоями и его скорость резко упала. По официальной версии властей, причиной стала кибератака из-за рубежа.
Белорусское государственное агентство БелТА со ссылкой на генерального директора «Белтелекома» Юрия Петрученю сообщило о том, что на сайты белорусских государственных органов ведутся атаки с некоего внешнего ресурса. «Они очень активно идут с внешнего шлюза, по внешним каналам на сайты госорганов, ресурсы "Белтелекома". Такого никогда не было. Привлечены наши лучшие специалисты, чтобы все максимально устойчиво работало»,— заявил господин Петрученя, высказав предположение, что активность кибератак будет увеличиваться.
При этом работа журналистов в день выборов была максимально осложнена не только возникшими проблемами со связью.
Получить аккредитацию было крайне сложно, а без нее работа в стране запрещена. На этом основании люди в штатском жестко задержали съемочную группу российского телеканала «Дождь» — корреспондентов Владимира Роменского и Василия Полонского, а также оператора Николая Антипова. Российских журналистов уложили лицом в асфальт, а затем, судя по геолокации, доставили в Главное управление по борьбе с организованной преступностью.
Как заявил главный редактор телеканала «Дождь» Тихон Дзядко, группа запрашивала аккредитацию у белорусского МИДа, но так и не получила ответа. Тогда журналисты решили работать «в ожидании получения подтверждения аккредитации», однако их призвали покинуть страну.
В связи с опасениями, что результаты выборов будут сфальсифицированы, в штабе оппозиции рассчитывали использовать онлайн-платформу «Голос», специально разработанную для независимой оценки результатов выборов. Однако около 16:00, еще до закрытия избирательных участков, оппозиционеры объявили, что сайт взломан, и призвали больше им не пользоваться, чтобы данные не попали в руки силовиков.
Впрочем, избирательные комиссии в любом случае могли делать все, что угодно.
Хотя формально стать наблюдателем было просто — достаточно собрать прямо на месте десять подписей, их работе открыто препятствовали.
Как рассказал “Ъ” житель Минска Александр, дежуривший на одном из участков в центре города, только в первый день досрочного голосования председатель комиссии разрешал ему находиться на участке, а уже на второй он заявил, что теперь наблюдателям можно находиться только снаружи. Другой независимый наблюдатель, Илья Добротвор, рассказал “Ъ”, что его не только не пустили на участок, но и пытались вырвать из рук телефон, когда он давал интервью по видеосвязи. По данным правозащитного центра «Весна», только за пять дней предварительного голосования под разными предлогами было задержано 86 независимых наблюдателей. В последний день это число увеличилось еще на 30 человек.
В свою очередь, власти в лице главы ЦИКа Людмилы Ермошиной активно обвиняли своих оппонентов в злоупотреблениях. «Чему обучали этот протестный электорат? Придите и займите кабину на полчаса. И так происходит. Из-за этого пропускная способность избирательных участков очень невелика»,— заявила она, объясняя очереди на многих участках. В результате многие избиратели в Белоруссии и за рубежом попросту не успели проголосовать, и некоторые участки были вынуждены продлить работу после 20:00.
Также госпожа Ермошина сравнила оппозиционеров с тоталитарной сектой — из-за того что они не допускают «никакого инакомыслия».
«На улицах подходят к людям, к избирателям пристают при входе на участок, вербуют своих адептов,— описала противников власти госпожа Ермошина.— Сразу могу сказать гражданам, что это отнюдь не борцы за демократию, как они думают. Это люди, которые наняты штабом криминального банкира» (имеется в виду не допущенный к выборам экс-глава Белгазпромбанка Виктор Бабарико).
Обнародованные в воскресенье вечером данные официального экзит-пола мало кого удивили: действующий глава государства Александр Лукашенко набрал 79,7% голосов, на втором месте Светлана Тихановская с 6,8%.
Три других кандидата — Анна Канопацкая, Андрей Дмитриев и Сергей Черечень — в сумме получили чуть более 4% голосов. При этом против всех проголосовали 9,2% избирателей.
«Президент сумел консолидировать не только своих сторонников, но и людей, которые имеют альтернативную точку зрения, поэтому даже они проголосовали за действующего президента. Я с самого начала выборов говорил, что на лозунге "Давайте свалим власть, а потом разберемся" выборы никогда не выиграешь. И цифры, которые мы сейчас видим,— это как раз показатель того, как люди отреагировали на призывы просто свалить власть — без программ, без планов действий»,— прокомментировал данные экзит-полов доверенное лицо действующего президента Белоруссии Олег Гайдукевич.
Впрочем, теперь главную интригу будет составлять вопрос о том, согласятся ли с этой логикой и признают ли свое поражение белорусские избиратели.
Соратники Светланы Тихановской утверждают: по результатам альтернативного подсчета голосов именно она набрала свыше 70%, а не Александр Лукашенко. Аналогичные результаты показали и экзит-полы, проведенные возле посольств Белоруссии за рубежом. «Выборы продемонстрировали наступление политического кризиса»,— считают в оппозиционном штабе.