Белый дом одобрил и опубликовал проект протокола об изменении соглашения с Кипром об избежании двойного налогообложения. Минфину поручено завершить переговоры с кипрской стороной и подписать уже согласованный с ней документ. О главном изменении — повышении до 15% ставки налога на дивиденды и проценты — уже было объявлено ранее. В пятницу же стал известен точный перечень исключений из этой общей нормы. По словам экспертов, сохранение части льгот стало уступкой не только Кипру, но и крупному бизнесу, прежде всего российскому.
В пятницу правительство опубликовало распоряжение, в котором говорится об одобрении проекта протокола о внесении изменений в налоговое соглашение между РФ и Кипром. Минфину поручено провести переговоры с кипрской стороной и подписать фактически новое соглашение.
Напомним, в марте Владимир Путин объявил курс на пересмотр таких налоговых соглашений, с тем чтобы доходы, уходящие за рубеж в виде процентов и дивидендов, облагались по тем же ставкам, что и внутри страны, то есть 15%. Юрисдикциям, которые не пойдут на пересмотр, был обещан односторонний выход из соглашений. В начале августа Минфин начал реализовывать эту угрозу — было объявлено о старте процедуры денонсации соглашения с Кипром (см. “Ъ” от 4 августа). Уже через неделю условия российской стороны были приняты (см. “Ъ” от 11 августа). Сторонами при этом был анонсирован ряд исключений.
В ходе переговоров, в частности, обсуждалось распространение льгот на инвестиционные фонды и на компании, ведущие реальную предпринимательскую деятельность. В итоге, по словам эксперта, наибольшую выгоду получили публичные компании: им льготы могут быть доступны и по дивидендам, и по процентам. Правда, в отношении последних полного освобождения нет, но ставка будет не 15%, а 5%. «Вероятно, протокол с Кипром послужит основой для переговоров с другими странами: с Мальтой, Люксембургом и Нидерландами»,— говорит он.
Партнер по международному налогообложению «Кроу Экспертиза» Рустам Вахитов существенным послаблением называет сохранение ставки 5% по дивидендам для компаний с котируемыми на биржах акциями (не менее 15% в свободном обращении) — для собственников с долей от 15% и периодом владения более года. «Их не так много, и появление новых компаний, подпадающих под эти условия, будет тестироваться с точки зрения Конвенции БЕПС, но это существенное облегчение для крупных групп с холдингами на Кипре»,— говорит эксперт.
Также протокол фиксирует сохранение нулевой ставки по процентам на банковские кредиты, корпоративные облигации и еврооблигации. Налог 15%, таким образом, придется платить при займах у компании и у физлица (последнее — редкость). Если кредитор — кипрская компания, у которой 15% акций обращается на бирже и которая имеет в собственности 15% акций / долей российского заемщика, то ставка будет 5%. Рустам Вахитов отмечает, что российским предпринимателям записанные в протоколе исключения интересны не меньше, чем кипрской стороне:
«Можно предположить, что крупный бизнес смог обосновать целесообразность сохранения льготных ставок, но киприоты, несомненно, все эти льготы также поддерживали».
В русской версии проекта протокола используется довольно широкая терминология, обращает внимание партнер налоговой и юридической практики PwC Екатерина Лазорина. «Под исключения попадают выплаты процентов по облигациям, которые котируются на зарегистрированной фондовой бирже. При этом не совсем понятно, должны ли такие облигации быть допущены к обращению или фактически торговаться на бирже, какие котировки имеются в виду и будет ли определение котировки зависеть от правил конкретной биржи,— говорит эксперт.— В зависимости от того, какие будут применяться правила, мы получим потенциально более широкий список тех, кто получит льготу. Интересно посмотреть греческий и английский тексты договора. При расхождении толкования текстов на русском и греческом языках будет применяться текст на английском языке».
«Положения подобных соглашений двусторонние, и сложно говорить о том, кто добился больших преференций,— говорит партнер практики налоговых споров МЭФ PKF Александра Амбрасовская.— Кипр, судя по сообщениям Минфина этого государства, настаивал на сохранении льгот для страховых компаний и пенсионных фондов, а также компаний, акции которых торгуются на бирже. Это нашло отражение в опубликованном тексте, равно как и освобождение от налога на процентные платежи по корпоративным облигациям, государственным облигациям и еврооблигациям».
По оценке Минфина РФ, при применении нового соглашения ежегодные дополнительные поступления в российский бюджет составят до 150 млрд руб.
Как ранее сообщал зампред правительства Алексей Оверчук, проект протокола должен быть подписан уже в сентябре 2020 года. Его ратификация должна состояться до конца года, дата вступления в силу — 1 января 2021 года.