Российские власти готовят новый список стран, об открытии которых могут объявить на этой неделе. Среди них Франция, Венгрия, Мальта, Кипр, Иордания, Египет (только Каир) и Китай (только Шанхай), рассказали источники "Известий" в авиакомпаниях и аэропортах. Правда, открытие полётов по этим направлениям не окажет существенного влияния на отрасль. Поездки в Евросоюз будут носить единичный характер, скорее всего, их откроют по швейцарскому принципу - то есть для ограниченного круга пассажиров. Кроме того, основной доход от высокого сезона уже получен перевозчиками: авиабилеты и туры на конец августа и сентябрь распроданы, и роста спроса в случае открытия новых направлений в отрасли не ждут.
ОКНО В ЕВРОПУ
В правительстве обсуждают возможность возобновления полётов по нескольким новым зарубежным направлениям, рассказали источники "Известий" в отрасли авиаперевозок. Во вторник, 18 августа, на заседании оперативного штаба Росавиации и Роспотребнадзору было поручено проработать открытие воздушного авиасообщения с Францией, Венгрией, Мальтой, Кипром, Иорданией, Египтом (только Каир) и Китаем (только Шанхай). Об этом рассказал собеседник "Известий" в одной из крупных российских авиакомпаний. Информацию подтвердил и источник в од ном из крупных аэропортов Решение ожидалось к концу прошлой недели, но его так и не огласили, сказал "Известиям" собеседник в авиакомпании. Теперь его ждут по итогам следующего заседания оперативного штаба, которое пройдёт 25 августа, добавил он.
В Росавиации сообщили, что не комментируют вопрос возобновления международного сообщения, обсуждение которого идёт в рамках оперативного штаба по борьбе с распространением коронавируса. В Роспотребнадзоре переадресовали вопросы "Известий" в оперштаб. Представитель вице-премьера Татьяны Голиковой - председателя оперативного штаба - сказал: новых решений по возобновлению международного авиасообщения на данный момент нет.
Россия из-за пандемии коронавируса закрыла международное авиасообщение в конце марта. До августа выполнялись только вывозные рейсы для доставки российских и зарубежных граждан на родину, а также совершались единичные полёты "Аэрофлота" во Франкфурт, Рим, Лондон и другие крупные города - для пассажиров, имеющих вид на жительство в странах прилёта.
С 1 августа российские власти возобновили регулярное авиасообщение с Лондоном, Стамбулом и Танзанией. На первом этапе авиакомпаниям разрешено было выполнять полёты только из аэропортов трёх российских городов - Москвы, Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону. С 10 августа открылись прямые рейсы в популярные у наших туристов курортные регионы Турции - Анталью, Даламан и Бодрум.
С 15 августа запущено регулярное авиасообщение со Швейцарией (не входит в Евросоюз), но полететь туда могут не все: въезд в страну разрешён только обладателям вида на жительство. Загрузка на направлении крайне невелика, поэтому "Аэрофлот" выполняет лишь один рейс в неделю в Женеву из Шереметьево. Авиакомпания Swiss раз в неделю летает из Цюриха в Домодедово. Изначально предполагалось, что Swiss также будет летать из Женевы, но авиакомпании выгоднее выполнять рейсы из делового центра Швейцарии.
20 августа Росавиация открыла для международных полётов ещё три наших города: Казань, Калининград и Новосибирск.
ВОТ И ЛЕТО ПРОШЛО
Даже открытие всех международных направлений, которое обсуждалось на заседании оперативного штаба 18 августа, существенно не повлияет на доходы перевозчиков и аэропортов, считают источники "Известий". Пассажиропоток в страны Европы будет крайне небольшим, так как массовый въезд для российских граждан по-прежнему запрещён. По всей видимости, полёты во Францию, Венгрию и на Мальту будут организованы по тому же принципу, что и полёты в Швейцарию - только для пассажиров с видом на жительство, разрешением на работу или в медицинские учреждения, полагает собеседник "Известий" в российской авиакомпании.
- Высокий сезон для туристов продолжается, но для авиакомпаний он фактически подошёл к концу. Те, кто планировал полететь на отдых в августе-сентябре, уже купили билеты и путёвки. Лето заканчивается, его итоги для отрасли неутешительны, и впереди нас ждёт самое сложное полугодие за все последние годы, - отметил источник "Известий" в другой авиакомпании.
Пассажиропоток в Иорданию никогда не был большим. Если говорить о Египте, то из Каира долго добираться до Красного моря, поэтому тут тоже не стоит ожидать существенного роста перевозок, отметил источник "Известий" в одной из чартерных авиакомпаний.
- Есть определённая доля египетских студентов, которые учатся в России, но потенциал этого рынка ограничен. В случае возобновления рейсов в Шанхай выиграет "Аэрофлот", он единственный выполнял туда регулярные рейсы из Москвы до пандемии. Но на первом этапе ему будет разрешён только один рейс в неделю с постепенным увеличением частоты в зависимости от ситуации с коронавирусом, - считает он.
По словам гендиректора Friendly Avia Support Александра Ланецкого, существенного роста пассажиропотока не стоит ожидать, пока не будет обоюдного с Евросоюзом разрешения на въезд туристов. Кипр, который входит в ЕС, но не является участником Шенгенского соглашения, может временно разрешить въезд россиянам, имеющим кипрскую визу, считает он.
Эксперт добавил: сегодня сложно оценить потенциал направлений, которые обсуждались на заседании оперативного штаба, так как неясно, насколько снизился платёжеспособный спрос населения в результате пандемии и вызванного ею спада экономики.