МИНПРОМТОРГ запросил у металлургов данные о возможности производства кислорода на фоне сообщений о его ДЕФИЦИТЕ ИЗ-ЗА КОРОНАВИРУСА. Заводы могут начать производить медицинский кислород вместо технического, если получат ЛИЦЕНЗИЮ.
Минпромторг запросил российские металлургические компании об их возможностях по производству медицинского кислорода для обеспечения российских больниц на фоне пандемии коронавируса. Об этом РБК рассказали источники в трех крупных металлургических компаниях, получивших подобные запросы от министерства. То же самое подтвердили и в пресс-службе ведомства. «В целях анализа установок по производству технического кислорода, которые могут рассматриваться как потенциальный производственный резерв, в том числе для поставки сырья для последующего производства медицинского кислорода, Минпромторг запросил данные у ряда металлургических предприятий», — сообщили РБК в пресс-службе Минпромторга. Вопрос о возможности и целесообразности адаптации этих установок под нужды системы здравоохранения «находится в проработке». По данным Минпромторга, российская промышленность располагает свободными мощностями по производству баллонов для кислорода: отдельные крупные предприятия загружены всего на 20%.
ПОЧЕМУ МИНПРОМТОРГ ОБРАТИЛСЯ К МЕТАЛЛУРГАМ
Первый замминистра промышленности Сергей Цыб недавно провел совещание с представителями металлургических компаний, на котором обсуждалась техническая возможность последних организовать производство медицинского кислорода на станциях разделения воздуха, говорят собеседники РБК. Металлургические заводы производят технический кислород, который используется при производстве чугуна и стали. Медицинский кислород отличается от технического нормами примесей оксида углерода, кислот и озона. Для его производства и реализации необходима специальная лицензия, процесс получения которой может растянуться на два года, сообщал «Медицинский вестник». По данным Минпромторга, на территории России медицинские газы производят 114 лицензиатов в 59 регионах, из них 74 — медицинский жидкий газ, 108 — сжатый газ. «На прошедшем в Минпромторге совещании производители [медицинских газов] подтвердили, что готовы при необходимости ввести в строй дополнительные установки по производству медицинского кислорода; министерство в свою очередь в этом случае окажет помощь с их оперативным лицензированием», — отметила прессслужба ведомства. По данным Росстата, производство промышленного и медицинского кислорода в России в январе— сентябре 2020 года составило 10,124 млрд куб. м, что лишь на 1,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года, — 9,945 млрд куб. м. Но уже в сентябре оно выросло на 4,8%, до 1,118 млрд куб. м. В 2019 году общий объем медицинского кислорода в газообразном состоянии превысил 7,5 млн куб. м, а в жидком — 98 тыс. т (по данным Минпромторга). По итогам первого полугодия текущего года объем производства вырос на 14 и 29% соответственно. У Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Владимира Лисина уже есть такая лицензия для производства медицинского кислорода, следует из данных сайта компании: он выпускается на площадке в Липецке под заказ. До настоящего времени НЛМК в среднем производил около 1700 т жидкого кислорода в месяц, в октябре 2020 года с увеличением запроса комбинат произведет 2400 т — максимально возможное количество кислорода, применимого для использования в медицинских целях, сообщил представитель компании. РБК направил запросы в пресс-службы других крупнейших российских металлургических компаний — Evraz Романа Абрамовича и партнеров, «Мечела» Игоря Зюзина, Магнитогорского металлургического комбината (ММК) Виктора Рашникова и «Северстали» Алексея Мордашова. Представитель ассоциации «Русская сталь» (в нее входят вышеперечисленные металлургические компании) сообщил, что не получал официальных запросов от Минпромторга о возможностях производства и поставок медицинского кислорода. По его словам, часть предприятий ассоциации имеют лицензии на производство медицинского кислорода и поставляют его по первому требованию. «Информации об объемах производства и отгрузок, а также направлении поставок кислорода металлургическими предприятиями ассоциация «Русская сталь» не имеет», — добавил представитель ассоциации.
На производстве медицинского кислорода специализируются немецкая Linde и французская Air Liquide. Источник, близкий к Air Liquide, сообщил РБК, что она совместно с Минздравом работает сейчас над ускоренной процедурой «медикализации» всех жидкостных источников кислорода, то есть чтобы можно было выпускать медицинский кислород на установках по производству промышленного кислорода. РБК направил запросы в пресс-службы Linde и Air Liquide. Медицинский кислород используется для лечения пациентов с заболеваниями органов дыхания, системы кровообращения, а также необходим больным, находящимся в отделениях реанимации и интенсивной терапии, во время хирургических операций. Он особенно востребован для лечения пациентов с пневмонией и коронавирусной инфекцией, число которых уже превысило 1,5 млн человек в России и продолжает расти. «Потребность в кислороде сейчас возросла, потому что открываются новые стационары под прием пациентов с коронавирусом», — сообщили на прошлой неделе в пресс-службе комитета здравоохранения Курской области. О росте потребности в медицинском кислороде заявляли и другие региональные власти.
ГДЕ НУЖЕН МЕДИЦИНСКИЙ КИСЛОРОД
На прошлой неделе ростовские СМИ 161.ru и «Блокнот» сообщили, что в горбольнице Ростова № 20 умерли 13 пациентов с коронавирусом из-за сбоя в поставках медицинского кислорода. По данным местных медиков, подобные сбои были в последние несколько недель из-за проблем со снабжением. Лицензию на производство медицинского кислорода в июне получила Ростовская АЭС (принадлежит «дочке» «Росатома» — компании «Росэнергоатом»). Для начала поставок в больницы ее лаборатория химического цеха должна получить аккредитацию, а сама АЭС — пройти процедуру регистрации медицинского кислорода как лекарственного средства в Минздраве. «В ближайшее время эта работа будет завершена, и АЭС сможет также поставлять кислород нашим медучреждениям», — сказал 19 октября вице-губернатор Ростовской области Игорь Сорокин. РБК направил запрос в пресс-службу «Росэнергоатома». О нехватке медицинского кислорода также недавно заявили власти Курской области, которые обратились за помощью к руководству соседней Липецкой области и НЛМК. В итоге НЛМК направил в три курские больницы 10 т кислорода. «Из-за частичного выхода из строя оборудования на предприятии-поставщике ряд курских больниц столкнулся с угрозой срыва поставки жизненно необходимого в условиях COVID кислорода, — написал на своей странице в Instagram замглавы администрации Липецкой области Дмитрий Аверов 21 октября. — Уже завтра компания «Айсберг» повезет первые 10 т кислорода в три курские больницы. Благодарим коллег с НЛМК, которые поставили в приоритет и помогли оперативно решить эту задачу». «Для информации: все липецкие больницы обеспечены кислородом в полном объеме», — добавил он.
После этого в пресс-службе комитета здравоохранения Курской области заявили, что ситуация находится «под контролем». Помимо Липецкой они закупили кислород и в Белгородской области. С учетом появившихся в ряде российских СМИ публикаций о случаях нехватки медицинского кислорода в отдельных регионах Минпромторг и Росздравнадзор запросят у властей этих субъектов информацию о потребности в нем лечебных учреждений, сообщили РБК в пресс-службах этих двух ведомств. Кроме того, Минпромторг решил включить вопрос обеспечения кислородом в повестку еженедельных совещаний со всеми регионами. «Подчеркиваем, что официальных обращений от субъектов Российской Федерации о проблемах с обеспечением системы здравоохранения медицинским кислородом до настоящего времени в Минпромторг России не поступало», — отмечает представитель ведомства. В Росздравнадзор также не поступало обращений от регионов о проблемах с обеспечением медицинским кислородом, добавил представитель службы. Более того, еще в июле 2020 года Минпромторг обратился в департаменты здравоохранения всех регионов с просьбой предоставить информацию о потребности в медицинском оборудовании для производства кислорода, в том числе газификаторов и компрессорных станций, утверждает представитель ведомства. Это было сделано «для планирования производства медицинского кислорода и его поставок в регионы». Часть регионов сообщили об отсутствии такой потребности, остальным были переданы контакты российских производителей, готовых полностью обеспечить их этим оборудованием.