С 2020 года может начаться переход на новую систему госрегулирования тарифов для естественных монополий, рассказал "Известиям" заместитель руководителя ФАС Сергей Пузыревский. Служба разработала законопроект, который призван полностью изменить подходы к формированию цен во всех отраслях экономики и ввести долгосрочные тарифы. Такой же срок - через два года - указан в проекте доклада президенту, подготовленного Минэкономразвития после заседаний рабочей группы по разработке законопроекта (документ есть в распоряжении "Известий"). При этом в Минстрое считают, что коммунальная отрасль не должна подпадать под общее регулирование.
Как рассказал Сергей Пузыревский, законопроект "Об основах государственного регулирования цен (тарифов)" будет доработан и направлен в правительство с учетом поступивших предложений от органов исполнительной власти.
- Надеемся, что законопроект будет принят и к 2020 году заработает новая система тарифного регулирования, - отметил он.
В антимонопольной службе считают, что зафиксированные на несколько лет ставки станут экономическим стимулом для формирования эффективных бизнес-стратегий и увеличат поступления в бюджет. Как следует из текста документа, с которым ознакомились "Известия", долгосрочный период ценового регулирования в первый раз - на три года, потом - на пять лет.
Как ранее пояснял "Известиям" замглавы ФАС Анатолий Голомолзин долгосрочные тарифы нужны только для тех компаний и сфер, где отсутствует конкуренция. Например, для "Газпрома", который занимается перекачкой как своего газа, так и газа независимых компаний. Долгосрочного тарифа на передачу энергии пока не имеют "Россети" и "Росатом". Представитель "Россетей" отмечал, что компания знает о готовящихся изменениях и поддерживает инициативу перехода на долгосрочные тарифы - это позволит более эффективно планировать свою деятельность и строить современную сетевую инфраструктуру. В проекте доклада президенту который подготовило Минэкономразвития (есть у "Известий"), также указано, что в случае принятия этого законопроекта в 2018 году переход на новую систему государственного регулирования цен "в полной мере может быть осуществлен с 2020 года".
Предлагается ввести долгосрочное тарифообразова-ние с привязкой индексации к темпам инфляции (сегодня ФАС устанавливает тарифы раз в год), а также механизм долгосрочных контрактов между поставщиками и потребителями.
Документ предусматривает гарантии по сохранению экономии компаний от сокращения издержек для дальнейшего инвестирования в их проекты. Кроме того, планируется привлечь население к вопросам ценообразования -описать права советов потребителей для анализа деятельности госмонополий и компаний с госучастием при принятии решений по тарифам и утверждении инвестпрограмм.
В пресс-службе Минэкономразвития "Известиям" пояснили, что этот документ содержит систематизированные предложения, основанные на результатах деятельности рабочей группы по проблемам госрегулирования тарифов в инфраструктурном секторе. Правительство дало поручения ФАС и профильным министерствам проработать все предложения, указанные в проекте этого доклада.
Законопроект касается госмонополий в различных сферах: железнодорожные перевозки, ЖКХ (тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведе-ние, электричество, обращение с твердыми коммунальными отходами). Также он направлен на естественные монополии, которые занимаются услугами в портах и аэропортах, почтовой доставкой, телефонной, радио- и телевизионной связью, транспортировкой газа, нефти и нефтепродуктов по трубопроводам, продукцией ядерно-топливного цикла и радиоактивными отходами.
Замглавы Министерства строительства и ЖКХ Андрей Чибис рассказал "Известиям", что за последние несколько лет в жилищно-коммунальной сфере уже выстроена система отраслевого законодательства. В том числе появились свои долгосрочные тарифы, утверждены тарифные формулы на весь срок концессии, что позволило обеспечить стабильность регулирования ипритокчастных инвестиций в отрасль. Принятие инициатив, которые объединят все сферы под одним регулированием, может оттолкнуть инвесторов от желания работать в ЖКХ -"и без того непростой и политизированной сфере", отметили в Минстрое.
- При этом мы считаем необходимым детально проработать точечные поправки, позволяющие устранить изъяны. Но мы также не согласны с необходимостью принятия отдельного закона о тарифном регулировании, - сказал Андрей Чибис.
Генеральный директор ассоциации "ЖКХ и городская среда" Алексей Макру-шин также сомневается, что регулирование тарифов на столь разных рынках должно быть унифицированным. Он напоминает, что в ЖКХ, например, уже существовал федеральный закон "Об основах государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Этот закон прекратил свое существование с 1 января 2018 года, так как из него постепенно исключались газоснабжение, потом электроснабжение, позже - тепло и вода, а в конце концов и твердые бытовые отходы. Причина бы ла в том, что все регулирование уже прописано в отраслевых законах.