Тупик экономических тем в теле- и радио-ток-шоу налицо. Производительность труда, фейковое импортозамещение, завтрашнее цифровое изобилие, скорое счастье инноваций, тяжелое настоящее ради светлого будущего и прочий блокчейн вызывают у зрителя зевоту. Чем заменить? Не Сирией же с Грузией и Украиной, коих итак в избытке?
Телевизор с радио выполняют несколько функций. Во-первых, развлекательную. С этим все хорошо и на любой вкус. Во-вторых, информационную. И здесь порядок: говорим правду и только правду, другое дело, что на всю правду эфирного времени вечно не хватает. В-третьих, просветительскую. Ток-шоу как раз и призваны заставить человека думать и понимать. Но как этого добиться, если скованные внутренней цензурой спикеры только и делают, что пытаются переорать друг друга, а потасовки в прямом эфире стали рейтинговой нормой? Скоморошество — способ освобождения от комплексов и страхов.
Телевизор выполняет свои функции прежде всего через зрение — внешнее, объективное восприятие действительности (глаза не врут), радио — через слух, как внутреннее, субъективное чувство. Для нашего человека способность воспринимать слова и звуки (былины, сказки, песни) всегда был кратчайшим путем к воздействию на внутренний мир.
Аудитория ведущих телеканалов и радиостанций год от года уменьшается, люди, в первую очередь молодежь, уходят в Интернет. В Сети интересующий нас контент выбираем мы. В отличие от традиционных СМИ, где за нас все решают мудрые редакторы. С показателями популярности нужно что-то делать, но пока главного зрителя страны все устраивает, ни у кого голова особенно не болит.
Автор крайне далек от мысли подсказывать, к тому же помнит знаменитую трактирную надпись из жизнеописания Швейка «Не лезь, советчик, к игрокам, не то получишь по зубам». Все, что вы прочтете ниже, — не более чем шпаргалки, «шпоры» из серии «Если бы главным на телевидении был я».
Отсутствующие экономические сюжеты разделим на три группы. Градация, конечно, шире, но здесь поговорим о том, что непосредственно касается нас.
1. Экономический образ мышления.
А. Универсальные или гибкие компетенции (soft skills) для различных областей деятельности — то, о чем все говорят, но мало кто знает, с чем это едят. Тогда как это всего лишь навыки общения, командной солидарности, техники мышления. А еще умение находить решения в ситуациях, не описанных в должностных инструкциях.
Чего проще — взять конкретный случай и в игре найти выход. «Что? Где? Когда?» на современный лад. Но это сложно, не правда ли? Потому телевизор, а за ним — радио давно ушли в политическую болтологию. Всезнающие политологи — наглядные иллюстрации «диванных экспертов»: сегодня рассуждают о сбитом «Боинге», завтра — о глобальном потеплении, а послезавтра — об экономическом росте.
Б. Поиск рыночных ниш в ареалах проживания имеет целью продемонстрировать, что в любом городке или поселке всегда можно найти дело, приносящее не только удовольствие, но и деньги. Всемирная паутина опровергает бытовавший когда-то тезис, что продается не идея, но продукт. Сегодня продается все, и для успешной реализации проекта вовсе не обязательно обхаживать обнаглевших банкиров — есть множество частных инвесторов, тот же сетевой краудфандинг, наконец.
Где взять идеи? А вы давно внимательно читали посты в соцсетях? Вот где кладезь нерешенных хозяйственных проблем. В то же время бизнес-удача — это форточка, которую нужно не только найти, но и суметь в нее запрыгнуть. Этому на тренингах не научат, только публичные примеры.
В. Привнесение элементов шоу в бизнес. Взгляните на аватарки и фотографии своих друзей и подписчиков — картинки выглядят как презентации успешных, состоявшихся людей с бейджами, микрофонами, рядом со знаменитостями. Времена, когда мужчины выставляли фото с «велосипедами» (автомобилями), а женщины — воспоминания о пляжном отдыхе, уходят в прошлое. Так мы идентифицируем себя для мира.
Мы живем в эпоху Скайпа, позволяющего расширить рамки постановочных телепредставлений. Радио еще несколько десятилетий назад стало привлекать к обсуждению слушателей, общающихся со студией через телефон, СМС и прочие средства коммуникации. Телевидению же не хватает сопричастности, но не в форме депрессивной «стены плача» — здесь мы мировые чемпионы, — а в качестве элемента шоу.
2. Молодежная повестка.
А. Только СМИ могут конкурировать с критиканствующими сетями и просвещать молодых примерами из жизни их ровесников об этапах, способах их бизнес-реализации. Кейсов навалом, больше чем молодежи за рулем престижных иномарок, но кто о них знает?
Молодым как воздух нужен рост их репутации, личностной капитализации, ведущей к повышению доходов. Традиционные СМИ могли бы легко перехватить повестку у Интернета, однако их нынешние руководители и кураторы отчего-то делают ставку на старшую возрастную группу, игнорируя интересы молодых. Заделывать пропасть непонимания между молодыми и пожилыми с каждым годом все труднее. Не в медиа, в жизни.
Б. Интеллектом считается ум, обладающий способностями к обучению и запоминанию, к абстрактному пониманию и конкретному применению полученных знаний. Но интеллект — это еще и качество психики, способствующее адаптации к изменениям в эмоциональной, оценочной, коммуникационной сферах. Кто дает ребятам интеллектуальный инструментарий, чтобы правильно разбираться в житейских ситуациях? Если не считать родных и близких, то снова сети. Они нынче и общественное мнение, и совесть, и индульгенция от стыда.
Медиа опять нет. Когда вы в последний раз видели на экранах представителей молодого поколения, делящихся своими бизнес-соображениями и проблемами? Вот и я о том же.
В. Передача генерации next жизненного и предпринимательского опыта среднего и старшего поколений, нынешней материальной и социальной опоры будущего. Старшее поколение потихоньку подстраивается под привычные для юных сетевиков правила, принципы, которые стремительным домкратом выносят с рынка труда задремавших предпенсионеров. «Старички» уходят, прихватывая ментальную систему ценностей, коммуникативный опыт, прошлые наработки и связи.
Когда-то Путин поддержал идею наставничества. Юность не надо учить патриотизму, для нее Родина, семья так же священны. Куда важнее передать социокультурные положения (на сленге — понятия), которыми веками жила и живет Россия.
3. Психология в экономике.
Россия в силу объективных климатических, исторических, социокультурных факторов — страна психологически депрессивная. Включить свет над нацией нетрудно, но еще легче его выключить, вернуть социум к сумеречному состоянию. Ожидание кризиса привычнее, чем предчувствие светлого завтра. Люди в страхе склонны к добровольной самоизоляции, к эгоцентризму формата «с нами не может быть ничего плохого, мы обязательно найдем выход». Такой самообман на грани самооправдания предназначен не внешним получателям, а себе. При помощи СМИ мы, как и всегда, пеняем на чьи-то козни и никогда — на ошибочность собственной поведенческой стратегии.
Нельзя, сидя в дерьме, рассуждать о грядущем величии. СМИ должны участвовать в формировании внутренней мотивации, способствовать мобилизации усилий людей. Мотивация — совокупность мотивов (внутренних качеств) и стимулов (внешних условий). Задача власти — создать стимулы, возможности для активизации мотивов, формируемых и развиваемых телевизором, радио, печатью, Интернетом.
Производительность труда? Работать лучше — не цель, а никому не интересный демотивирующий лозунг. Ожидания устанавливающего цель должны быть предметными, но не сильно оторванными от реальности. Как у Китая, воплощающего стратегию взгляда снизу вверх, а не сверху вниз, как у России.
Когда-то автор немецкого экономического чуда Людвиг Эрхард сказал, что экономика — это на 50% психология. Не иностранные инвестиции и не показатели инфляции, а трудноизмеряемые настроения людей, степень удовлетворения их ментальных предпочтений. За последние четверть века в экономической истории России было всего два коротких периода, когда эмоциональное самочувствие нации было сугубо позитивным: пребывание в 1998–1999 годах на руководящих постах в правительстве и Центробанке Примакова–Маслюкова–Геращенко и первые годы президентства Путина. (В 2000 г. ВВП России вырос на фантастические по нынешним меркам 10%.)
Сегодня нас вытащит только движение к справедливости. Все остальное мы уже видели-слышали.