В конце мая сеть «М-Видео–Эльдорадо» начала осуществлять параллельный импорт бытовой техники и электроники. Эксперты говорят, что в ближайшие месяцы по аналогичным схемам в Россию будет ввозиться огромная номенклатура товаров – от косметики и одежды до сложного промышленного оборудования. «Профиль» выяснил, как организуется параллельный импорт и какие сюрпризы новая логистика может преподнести рядовому потребителю.
На самом деле все это мы уже проходили в 1990-х и в начале нулевых – тогда практически вся бытовая техника, одежда и автомобили ввозились в страну «всерую», то есть без согласования с компаниями-производителями или правообладателями. Это и называется параллельный импорт. Постановление о его легализации правительство РФ приняло 29 марта 2022 года, а в конце апреля стало известно, что Минпромторг утвердил перечень товаров и брендов, подпадающих под действие постановления. В списке для «серого» ввоза значится более 50 товарных групп: автомобили и автозапчасти ведущих производителей (около 20 компаний), автомобильные шины от Michelin, Goodyear, Bridgestone, бытовая техника и электроника, оборудование и механические устройства, одежда, текстиль, парфюмерия.
Демарш российских властей по легализации параллельного импорта стал ответом Москвы на санкции со стороны США и ЕС. После их введения около 300 крупных иностранных компаний, работавших на отечественном рынке, объявили о приостановке или прекращении деятельности в РФ, в том числе о сворачивании поставок продукции. А наш потребительский рынок, равно как и многие сектора экономики, по-прежнему критически зависим от импорта. Так что особого выбора у нас просто не было.
Важно не путать параллельный импорт с контрафактом и контрабандой. Контрафактом называют подделку, «левый» товар, на который торговая марка нанесена незаконно, вроде паленой водки или костюмов Adidas, пошитых во вьетнамской деревне или в подвальном цехе где-нибудь в Подмосковье. А контрабанда – это нелегальный провоз товара через границу. Это мы тоже помним по 90-м: чемоданы, набитые дисками с ПО, материнскими платами для компьютеров, процессорами Intel и AMD; фуры, официально везущие спортивные костюмы, но в действительности груженные видеотехникой и телевизорами. Такие операции по-прежнему запрещены.
В случае с параллельным импортом ситуация другая. Легальный импортер легально ввозит товар, но делает это через третью страну. Скажем, российский оптовик договаривается с казахской фирмой, которая поставляет в Казахстан бытовую электронику. Эта фирма заказывает партию крупнее обычной, а «лишний» товар за вознаграждение передает российскому партнеру, тот грузит его в фуру и везет домой.
Что нужно импортировать в первую очередь
Какие товарные группы в первую очередь могут стать объектами параллельного импорта? Для рядового потребителя важнейшие направления – бытовая техника, фармацевтика, одежда и обувь, легковые автомобили плюс комплектующие и запчасти к ним, косметика.
Аналитик компании TeleTrade Алексей Федоров предлагает поставить на первое место смартфоны и прочую бытовую технику и электронику для личного пользования. В отчете Федеральной таможенной службы (ФТС) конкретно такой графы нет, но наш собеседник оценивает годовой объем импорта данной продукции более чем в $30 млрд. Следом идет фармацевтика. По данным ФТС, импорт «антибиотиков и медикаментов» в 2021 году составил примерно $9,749 млрд. А портал «Внешняя торговля России» оценил закупки фармацевтической продукции почти в $13,8 млрд. На третьем месте – автотранспорт. ФТС подсчитала, что легковых автомобилей за прошлый год было ввезено на $7,99 млрд. К ним можно добавить «части и принадлежности моторных транспортных средств» – это еще $10,66 млрд, плюс $2,12 млрд – шины и покрышки (правда, все это без разделения на легковые и грузовые авто). Далее идут одежда и кожаная обувь, которых импортировали на $9,493 млрд.
Что до отечественных производителей, то они больше всего заинтересованы в импорте машин и оборудования. Во всяком случае, на этот раздел в 2021 году пришлась почти половина всего импорта в РФ – около $144,3 млрд из $303,9 млрд. Здесь есть всё – от центрифуг и воздушных вентиляторов до промышленной электроники и оборудования пищевой промышленности. «Номенклатура очень широкая, но наиболее крупными, а значит, и наиболее актуальными статьями является строительная техника», – пояснил Алексей Федоров. На втором месте, вероятно, окажется транспорт. Особенно важны импортные поставки по линии грузового и грузопассажирского транспорта, а также комплектующие к нему.
Однако на практике проще всего будет наладить «серые» поставки тех товаров, которые не требуют сложной техподдержки, постпродажного обслуживания или обновления программного обеспечения (идеальный вариант – одежда и обувь). А вот организация параллельного импорта электроники, смартфонов и высокотехнологичного промоборудования чревата проблемами. Особенно если в оборудовании предусмотрена программная поддержка от производителей из недружественных стран.
По сообщениям СМИ, «М.Видео–Эльдорадо» отказалась закупать технику Apple, поскольку есть риск, что активировать ее в России не получится. Платные приложения к смартфонам этой компании теперь недоступны, а без них, по словам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, гаджет превращается в «очень дорогой калькулятор, который мало кому нужен». К тому же Apple имеет возможность отслеживать оптовые закупки своей техники и дистанционно блокировать устройства благодаря все тому же ПО.
Со смартфонами на операционной системе Android дела обстоят куда проще – достаточно в настройках поставить галочку, разрешающую установку программного обеспечения из файлов.
Какими будут новые цепочки поставок
Новые логистические цепочки, что очевидно, окажутся длиннее и сложнее прежних. В качестве стран-посредников, через которые, вероятнее всего, пойдет параллельный импорт в Россию, эксперты называют Казахстан, Армению, Китай, Турцию, ОАЭ. Но, увы, и здесь не все может оказаться так гладко, как хотелось бы: нынешние условия поставок сильно отличаются от тех, что были в 1990-х. Тогда нам никто не пытался чинить препятствия, а теперь могут. Ведь многие производители из Европы, США и Азии сознательно бойкотируют наш рынок и вряд одобрят несанкционированный ввоз своей продукции.
«Интрига в том, насколько активно будут противодействовать параллельному импорту наши западные партнеры, – поясняет советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Инвестиции» Сергей Хестанов. – Если они сделают вид, что ничего не произошло, нас ждет незначительное удорожание; если они станут активно противодействовать завозу в РФ своего товара, то затраты и хлопоты российских компаний намного возрастут».
Задача осложняется тем, что условно дружественных государств по соседству с Россией немного и население их малочисленно. В Казахстане – менее 20 млн человек, в Грузии – около 4 млн, в Армении – менее 3 млн.; как следствие, товарные потоки этих стран тоже невелики. Если кто-то из них вдруг в разы или на порядки нарастит закупки, это, естественно, не останется незамеченным. Чтобы запутать следы, отечественным импортерам придется еще больше усложнять маршруты поставок, использовать не одну страну-посредника, а две или три. Нетрудно представить, как это отразится на ценах.
«Логистика может вырасти в цене в два-три раза в зависимости от того, какой товар вы везете, – пояснил Эльдар Муртазин. – Сейчас из Казахстана фуру пригнать – это где-то $10 тысяч».
Как параллельный импорт отразится на розничных ценах
Пока консолидированных оценок, насколько увеличится конечная стоимость тех или иных товарных групп из-за внедрения параллельного импорта, к сожалению, нет. По версии Эльдара Муртазина, изменение логистических схем добавит к цене мобильных гаджетов около 25%.
Алексей Федоров уверен, что доставка товаров широкого потребления станет «существенной статьей себестоимости, которая может увеличить конечную цену на 20–30%». Но такие цифры можно ожидать лишь после того, как потоки параллельного импорта будут налажены. Пока же, по его словам, цена первых смартфонов, ввезенных в РФ по новым схемам, завышена на 50–100%. «В будущем наценка должна снизиться, – говорит эксперт. – Но без стабильно высокого трафика поставок, который позволил бы компенсировать расходы на логистику, серьезно уменьшить ценник сложно». Если учесть, что покупательная активность российских потребителей сейчас не самая высокая, параллельный импорт, «скорее всего, может пробуксовывать в ближайшие полгода-год».
Еще одна неприятность, которую несет с собой параллельный импорт, – это отсутствие фирменной гарантии на товар. Компании-производители больше не будут нести ответственность за свой продукт, прекратят его поддержку.
Это уже происходит. По словам Эльдара Муртазина, авторизованные сервисные центры Apple стали отказывать покупателям в гарантийном ремонте. «У них нет запчастей – Apple не поставляет их, поэтому проще отказать в ремонте, объявив случай негарантийным, – говорит Муртазин. – Компания Apple «кинула» своих потребителей в России, они нарушают закон в прямом смысле этого слова».
Что ж, снова вспоминаем 90-е, когда гарантия (если она была) и постгарантийное обслуживание обеспечивались компанией-продавцом, который либо имел свой сервисный центр, либо заключал соглашение с независимой мастерской. Возможно, вернется и еще одна практика тех времен: помните, магазины предлагали на выбор приобрести товар с гарантией или без? Без гарантии он стоил дешевле. Покупая компьютер, можно было оформить гарантийный талон на отдельные узлы, скажем, на процессор – год, на кулер – полгода и т. д. Но лучше все-таки без, потому что гарантийный ремонт в сервисе продавца был тем еще квестом.